ваза, которую произвели около 160-200 лет, - это не просто керамический артефакт. Ученые считают ее уникальным графическим и эпиграфическим свидетельством проведения гладиаторских боев в древнеримском городе Камулодунум - первой столице Римской Британии (ныне - Колчестер).
Вазу с изображением гладиаторов исследователи обнаружили в 1853 году во время раскопок в западной части кладбища Колчестера. Артефакт входил в группу погребальных ваз, состоявшую из четырех сосудов.
Причудливые орнаменты и надписи на вазе из колчестерской глины сразу привлекли внимание ученых. Они признали ее значимой реликвией, которая предоставила ценную информацию о культурных практиках Римской Британии, в частности о гладиаторских играх.
О чем узнали ученые?
Новое исследование, проведенное учеными Глинном Дж. К. Дэвисом и Джоном Пирсом в сотрудничестве с межпрофильной командой специалистов, показало: колчестерская ваза - это заказное произведение, которое задокументировало реальное боевое событие, произошедшее в городе.
Сначала вазу использовали для декора и питья. Но в конце концов она стала урной для праха неместного мужчины в возрасте от 40 лет. Хотя маловероятно, что покойник при жизни был одним из гладиаторов, он имел какое-то отношение к этим боям.
Исследователи утверждают, что ваза пролила свет на гладиаторские бои в Римской Британии. А именно, продемонстрировала сложные связи между местной культурой, военным влиянием и гладиаторами, которые подчиняли публику, пишет издание Arkeonews.
Как выяснили ученые, вазу изготовили в печах к западу от Колчестера. Ее украсили замысловатыми орнаментами и надписями с именами двух гладиаторов. Поэтому исследователи пришли к выводу, что создание вазы было посвящено конкретному событию.
Слева древний мастер изобразил гладиатора по имени Мемнон, справа - его соперника Валентина. Мемнона эксперты идентифицировали как секутора - опытного бойца, известного своими победами. Надпись на весах указывала на то, что Мемнон участвовал по крайней мере в девяти боях, то есть заметно продвинулся в конкурентном мире римских развлечений, где успех измерялся количеством побед.
Его противник Валентин, исходя из надписи на керамике, был связан с легионом римской армии Legio XXX Ulpia Victrix, который базировался на территории современной Германии.
Ученые предполагают, что некоторые легионы могли содержать собственные группы гладиаторов. Отсутствие на весах упоминаний о боях Валентина может свидетельствовать о том, что он был tiro, или начинающим гладиатором, который только начинал свой путь к славе.
Новое исследование поставило под сомнение предыдущие предположения о технологии нанесения надписей. Ученые считают, что они, скорее всего, были вырезаны до обжига сосуда, а не после, как считалось. Это открытие подтвердили, в частности, качество надписи и отсутствие рваных краев: благодаря этим признакам можно предположить, что вазу создал опытный мастер.
Значение вазы
Колчестерский керамический артефакт стал ярким доказательством существования римских зрелищ на британских землях. Хотя в Колчестере до сих пор не нашли ни одного амфитеатра, зато обнаружили римский цирк - единственный задокументированный в Британии. Между тем открытие вазы подтвердило тот факт, что город был центром общественных развлечений, а гладиаторские бои, как и гонки на колесницах, были неотъемлемой частью местной культуры.
Более того, ваза показала связи между Колчестером и немецкими территориями, в частности, перемещение между ними гладиаторов.
Это открытие - часть проекта Колчестерского музея, целью которого является изучение культурной и социальной динамики гладиаторских игр в северо-западных провинциях Римской империи.
Фото: D. Atfield / Colchester Museums