В 1991 году, после того как Украина обрела Независимость, а Советский Союз окончательно ушел в небытие, у некоторых граждан новой страны встал вопрос: а что будет с украинским винилом? Бесспорно, он был не первоочередным в стране, где еще не было собственной валюты и даже Конституции, а ее жителям, шокированным молниеносными изменениями, было, мягко говоря, не до музыки и искусства. Сложные времена – это одновременно и открытие перспектив для чего-то нового, поэтому в Украине начала появляться и музыкальная пресса («Аут», «Галас», позже – «Новый Рок-н-Рол») и целая волна оригинальных и интересных исполнителей, а также независимые музыкальные лейблы, которые их издавали и экспортировали за границу. А самое главное – уже в 1991 году появились украинские виниловые диски.
«Аудио Украина»: пионеры украинского винила
С 1964 года и в течение неполных тридцати лет в СССР властвовал один единственный виниловый монополист – Всесоюзная государственная фирма грамзаписи «Мелодия», которая подчинялась Министерству культуры, что, соответственно, и влияло на выпускаемый под этой маркой материал. У компании было семь студий грамзаписи и около десяти заводов по изготовлению грампластинок в разных городах тогдашней страны, включая такие города, как Баку и Ташкент.
В каждой из столиц Союза был свой фирменный магазин, в Киеве он работал на бульваре Дружбы Народов – именно там и вокруг часто можно было встретить не только советских меломанов, но и спекулянтов, которые стабильно предлагали то, чего не было на прилавках. Главный завод, производивший винил в Союзе, находился в городе Апрелевка московской области, и этот географический пункт был знаком каждому, кто держал в руках пластинку фирмы «Мелодия», потому что название завода и тот факт, что он награжден орденом Ленина, указывали вместе с информацией об исполнителях.
Внутри магазина Мелодия в Киеве
После распада СССР Апрелевский завод еще несколько лет продолжал функционировать по инерции и получал заказы от вновь независимых лейблов. Одним из его клиентов стала первая украинская виниловая компания «Аудио Украина», которую основал композитор и бизнесмен Александр Спаринский.
Для меломанов, которые в непосредственном смысле «подсели» на иглу «Мелодии», увидеть на «яблоке» (так на их сленге называется сердцевина пластинки) какое-то другое название, а тем более украинское, было настоящей сенсацией. Каталог «Аудио Украины» был небольшим, но пестрым: например, первый релиз фирмы – рок-опера «Белая Ворона» на музыку Геннадия Татарченко и слова Юрия Рыбчинского – получился фантастическим для украинского потребителя тиражом – 57 тысяч экземпляров! Это объясняется тем, что этот заказ готовился еще на советской «Мелодии», ну и, возможно, еще звездным составом участников записи – от Тамары Гвердцители до Николая Караченцова. Из самых известных релизов компании – альбом популярной тогда певицы Руси «Золушка», дуэта «Вечерняя Школа» (украинский аналог «Ласкового Мая»), второй альбом Братьев Гадюкиных «Мы – ребята из Бандерштадта» и «кринжевой» (как говорит современная молодежь) альбом тогда еще киевлянина Никиты Джигурды «Утопия».
Это не полька, это – Скрипка
Виниловый период «Аудио Украины» фактически завершился с полноценной деятельностью Апрелевского завода (интересный факт: в новый период после многих лет простоя в его цехах сначала выпускали носки, а затем лапшу быстрого приготовления). Да и потребители в основном слушали кассеты, репертуар которых был более обширным, а затем переключились на модные компакт-диски. Издание украинских виниловых пластинок отложилось почти на два десятка лет – до возвращения интереса к ним, а затем и массового увлечения этими носителями. Композиции наших исполнителей, если появлялись на виниле, то только за границей, где тогда распространялся интерес к постсоветскому, и украинскому в частности. О некоторых из них следует рассказать, потому что они малоизвестны.
В 1989 году на французском лейбле "New Rose Records" вышел интересный сборник "De Lenine A Lennon" ("От Ленина до Леннона"), где среди других, еще советских, коллективов была представлена песня группы ВВ "Были Деньки" с текстом "Родной город, город Херсон, милее тебя нет...". Эту песню очень часто цитировали осенью прошлого года, когда в город снова вошли войска ВСУ, восстановив историческую справедливость. А тогда Скрипка и компания прославили его на весь мир.
Годом позже появилась еще одна интересная компиляция украинских исполнителей на виниле. Вышла она в Канаде на лейбле «Кобза», который функционировал в Торонто, и активно издавал украинских артистов разных направлений – от фольклора до рок-музыки, правда только на кассетах. «Кобза» – международное совместное предприятие, созданное канадским бизнесменом украинского происхождения Николаем Морозом. Интересно, что отечественную сторону в нем представлял известный поэт Борис Олийнык, возглавлявший тогда Фонд культуры.
Деятельность компании - это отдельная страница в отечественной новейшей культурной истории, среди прочего она в частности имела отношение к организации и проведению первого фестиваля «Красная Рута» в Черновцах в 1989 году. А тогда удалось издать и виниловую пластинку под названием "This Ain't Polka" ("Это не полька") с интересной патриотической обложкой и названием, которое прозрачно намекало на то, что аутентичная украинская музыка не должна ассоциироваться только с гопаком, шароварами или вообще с тем, что на Западе ее ошибочно путают с русской и восточноевропейской. Кроме популярных в то время Гадюкиных и ВВ, на диске были представлены Вика Врадий, группы "Зимний Сад", "Кому Вниз" и Андрей Миколайчук с супер-хитом "Піду втоплюся". А также ровенский хард-роковый коллектив НЗ с вокалистом Леонидом Репетой.
Роль какаду в современном украинском искусстве
С началом 90-х интерес к новой украинской музыке за рубежом только рос и усиливался. На помощь снова приходили либо меценаты из украинской диаспоры, либо идейно настроенные зарубежные друзья, которые пытались популяризировать украинскую культуру в мире.
Интереснейшую музыку из Украины издавала польская компания «КОКА-Records», которая базировалась в Варшаве и которой руководил Владимир Наконечный. А все началось в городе Эльблонг на севере Польши, где в 1985 году была создана украиноязычная пост-панк-группа с женским вокалом «Селедка», возможно, самый первый украинский коллектив в этом направлении вообще.
Логотип лейбла «KOKA-Records»
С конца 1980-х «КОКА» (абревиатура расшифровывалась как «Концерн Какаду») начал выдавать кассеты с украинским андеграундом – кроме более-менее известных публике альбомов «Вия», «Братьев Гадюкиных», «Лягушки в Дирижабле», в каталоге фирмы настоящие жемчужины украинского индепендента тех времен – «Иванов Даун», «Сахар – белая смерть», «Фоа-Хока», «Казма Казма» и феноменальный альбом одного из самых оригинальных украинских исполнителей того времени – львовянина Игоря Цимбровского под названием «Приди Ангел», который до сих пор поражает необычной манерой исполнения, а спустя более двух десятков лет он был переиздан в Австрии.
Кроме собственно издания музыки, компания «КОКА» организовывала запись украинских музыкантов в Варшаве, в частной студии звукорежиссера Тадеуша Судника. Точную характеристику деятельности лейбла в свое время дало издание «Амнезия»: «Большинство поп-исполнителей, металлистов, участников «Червоной Руты» или ориентированных на кошельки канадской диаспоры групп игнорировались».
Еще одной сенсацией как в Украине, так и за ее пределами, стало издание в 1993 году на немецком влиятельном лейбле «What's So Funny About…» сборника «Новая Сцена. Underground From Ukraine». Возникает вопрос, почему на зарубежной компиляции название было указано на русском. Базировавшиеся в Харькове культурный центр и художественное объединение «Новая Сцена» позиционировалось тогда именно так, как было указано на немецком компакт-диске, поэтому это название зафиксировано без изменений. На нем было представлено 14 коллективов из Киева и Харькова, престижное британское издание «Sounds» поставило диску четверку по пятибалльной шкале, его переиздавали в других странах, и, как свидетельствовал президент «Новой Сцены» Сергей Мясоедов, этот диск имеют в своих коллекциях много авторитетных иностранных музыкантов, в том числе американцы Sonic Youth.
Тем временем, в Украине все только начиналось, а первые независимые музыкальные лейблы все активнее начинали функционировать. О них мы расскажем в следующих материалах. Продолжение следует.
Вторую часть музыкального сериала о романтических временах украинского шоу-бизнеса читайте здесь.
Фото из открытых источников, на заставке – pexels.com