Мало кто знает, что к первому космическому старту человека 12 апреля 1961 года летчик-испытатель Юрий Гагарин, как и его последователи к последующим полетам, готовился на борту Ту-104 - эффект невесомости создавался в уникальном турбореактивном самолете, который выпускался в Харькове. О заслугах этого города в развитии отечественной аэронавтики и роли Украины в космических достижениях - исследование 50Plus, где есть место удивлению, восхищению и сожалениям.
Наши крылья
Первая история об украинских авиаторах отсылает нас в 1950-е годы, когда на Харьковском авиационном заводе сделали то, чего не практиковал никто в мире: создали из военного бомбардировщика пассажирский турбореактивный самолет. На вечную стоянку возле родного ангара первый отслуживший свое Ту-104 со временем доставили в Харьков летчики-космонавты, ранее отрабатывавшие с его помощью невесомость. На нашем самолете готовился к полету в космос и Юрий Гагарин: во время подъема на высоту более 10 тысяч метров на борту этого лайнера создавались условия для отрыва от земного притяжения, и можно было в течение 15 минут не ощущать силы гравитации.
Первый самолет Ту-104, построенный на Харьковском авиазаводе, сохранял особенности конструкции и двигатель своего боевого предшественника Ту-16 - именно поэтому его разработку в Конструкторском бюро Туполева и производство на украинском предприятии удалось осуществить всего за год. Испытательный полет Ту-104 состоялся 17 июня 1955 года, 5 ноября он был поставлен на крыло и 15 сентября 1956 года совершил первый регулярный рейс. В 1956-1958 годах первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге был единственным реактивным пассажирским самолетом в мировой эксплуатации. В Харькове Ту-104 собирали до 1960 года, а на рейсах "Аэрофлота" самолет эксплуатировался до 1979 года.
Ту-104
Рекордсмен по рекордам
Славной страницей в летописи украинских достижений в авиации и космонавтике стало создание в 1988 году киевским КБ имени Антонова транспортного реактивного самолета сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 "Мрия" (главный конструктор Виктор Толмачев). Его разработка началась в 1985 году и длилась рекордно короткое время. Осуществить проект всего за три года позволила широкая унификация узлов и агрегатов с ранее созданным базовым самолетом Ан-124 "Руслан". Украинский Ан-225 "Мрия" с максимальным взлетным весом 640 тонн был самым тяжелым самолетом в мире: для сравнения, взлетный вес третьего по грузоподъемности, после "Мрии" и "Руслана", американского военно-транспортного самолета C-5 Galaxy - 381 тонна.
Самый большой и самый мощный самолет в мире создавался для нужд советской космической программы - транспортировки грузов, космического корабля "Буран" и компонентов ракетной системы "Энергия". После распада СССР уникальный самолет, ставший выдающимся примером вклада украинцев в авиацию, перешел в собственность Украины и в конце 1990-х годов был модифицирован под перевозку крупногабаритных тяжелых грузов в фюзеляже и на "спине". Украинский богатырь с международным названием Cossack ("Казак") дополнил мировые рекорды воздухоплавания в Украине сотнями новых достижений. В 2004 году Международная федерация воздухоплавания внесла Ан-225 в Книгу рекордов Гиннеса как обладателя 240 мировых рекордов в авиации. В ходе боевых действий после российского вторжения уникальный самолет был уничтожен 25 февраля 2022 года в ангаре на аэродроме в Гостомеле.
Ан-225 с "Бураном" в полете
Путь к звездам
До распада союзных экономических связей, когда мы потеряли 80% прежнего авиационного потенциала, Украина входила в элитную девятку стран с замкнутым технологическим циклом разработки и производства авиационной техники. Если проанализировать роль украинских ученых в развитии авиации и космонавтики, то она окажется наиболее существенной. Но военно-космическая отрасль у нас была сначала "закрытой" темой, а потом стала "забытой". Гордость за прошлое и боль за настоящее вызывают авиационные технологии и достижения Украины, представленные в музейных экспонатах. Космические корабли не бороздили бы просторы Вселенной без украинского вклада.
В частности, в Харькове делали "мозги" для ракет и шасси для луноходов, первые спутниковые антенны и бортовые компьютеры, которые в свое время не имели аналогов. Именно здесь впервые в СССР начали разрабатывать космическое питание (тюбики с борщ и картофелем) и впервые в мире выпустили в 1970-х годах на заводе "Электроаппаратура" специальную электробритву для космонавтов (с автоматическим отсасыванием щетины) - у американцев такой не было. После сворачивания большой космической программы выяснилось, что в городе к ней было привлечено с полсотни предприятий и учреждений. На космос работали десятки тысяч харьковчан, не зная точного назначения своей продукции.
Без исторических аналогов
Вакуумную установку горячего прессования, в которой были изготовлены термоизоляционные защитные пластины для корабля многоразового использования "Буран", разрабатывали в Харьковском физико-техническом институте АН Украины (клей для этих пластин так же делали харьковчане), а контрольно-измерительную аппаратуру для системы "Энергия"-"Буран" выполняли на ПО "Харьковский завод электроаппаратуры". На одном только заводе "Хартрон" на космос работало до 15 тысяч человек, которые производили на случай внештатной ситуации по два спутника к каждому старту. А харьковские радиоприборостроители с предприятия "Завод им. Шевченко" изготовили радиостанцию для самого первого в мире спутника: это они приложили руки к тем сигналам из космоса, которые транслировали все телеканалы мира как знак приближения человечества к космической эре.
Среди разработок "шевченковцев" - первая компьютерная сеть, которая стала на службу космосу. Именно харьковчане сделали командно-вычислительную систему для станции "Салют", бортовые электронно-вычислительные машины для спутников и цифровой вычислительный манипулятор для управления ими в режиме реального времени. Первые параболические антенны "Ирида", которые сегодня используются для приема спутникового телевидения, также были разработаны в Харькове. Измерительные системы "Вега" и комплекс радиофизической аппаратуры для получения радиолокационного и радиометрического изображения поверхности Земли - тогдашние разработки ученых из харьковского Научно-исследовательского института радиотехнических измерений. Новая радиотехническая система управления ракетой от украинских ученых не имела аналогов в истории.
Первый спутник, разработанный в Харькове
Вклад украинских ученых в космонавтику
Ракеты-носители "Зенит-2", "Днепр" и "Циклон-3" были созданы украинскими конструкторами в КБ "Южное" и ПО "Южный машиностроительный завод" ("Южмаш"). А "мозгом" ракетоносителей "Циклон", "Молния", "Союз" была электронная начинка производства НПО "Хартрон" и "Коммунар". Харьковчане делали системы управления для огромного ракетного комплекса "Энергия". Ящики с многочисленными цветными проводами и клеммами в экспозициях заводских музеев - это ракетные "мозги", созданные в Харькове. Каналы бортового прибора системы управления ракетоносителями вывели на орбиту более 900 космических аппаратов. Именно украинские специалисты во времена СССР разрабатывали стыковки большегрузных космических кораблей, которые сегодня составляют основу орбитальных станций в мире.
Наши системы управления обеспечили автоматическую стыковку в космосе пяти модулей (100 тонн) многофункционального космического комплекса "Мир". Пуск осуществлялся комплексом автономного управления (разработка НПО "Хартрон"), который контролировал более 7000 параметров систем ракеты и обеспечивал автоматическое прекращение подготовки пуска и приведение ракетоносителя в безопасное состояние в нештатной ситуации. Первый пуск состоялся 15 мая 1987 года с демонстрационным макетом 100-тонного модуля "Полюс". На самом деле это был полноценный космический корабль военного назначения. Когда Михаил Горбачев подписал с американцами договор о невыводе военных объектов в космос, этот модуль после запуска был затоплен в Тихом океане.
Станция "Мир"
Украина и космонавтика
Украинские корни космонавтики - в фигурах пионеров ракетостроения Николая Кибальчича и Юрия Кондратюка, Владимира Челомея и Михаила Янгеля. А еще нашими прославленными соотечественниками являются два ведущих главных конструктора Сергей Королев (родился в Житомире, юношеские годы провел в Одессе) и Валентин Глушко (родился в Одессе): эти имена золотыми буквами вписаны в историю космонавтики Украины. За все время полетов на орбите побывало 625 землян, и 19 из них дала Украина. Такая цифра обеспечивает нашей стране третье место в мире (впереди - только американцы и россияне).
Сергей Королев
Блестящую плеяду космонавтов Украины открывает Павел Попович (родился на Киевщине, в городе Узин Белоцерковского района), который полетел в космос в 1962 году. В 1968 году полетел уроженец Полтавщины Георгий Береговой. Третий космонавт Георгий Шонин (полетел в 1969 году) родился в городе Ровеньки Луганской области и долгое время был связан с Одессой. Четвертым космонавтом стал одессит Георгий Добровольский (трагически погиб во время спуска космического аппарата после 23 суток полета). Восемнадцатым в списке космонавтов Украины был будущий первый космонавт независимой Украины Леонид КаденюкЕго космический полет длился 15 суток. Этот специалист по испытанию сложной техники имел инженерное образование и несколько научных специализаций, а еще он запомнился активной гражданской позицией по защите космической отрасли Украины.
Известные украинские авиаторы и космонавты
Уроженец Светловодска Кировоградской области Юрий Маленченко совершил 6 космических полетов общей продолжительностью 927 суток. На втором месте - космонавт из Чугуева Сергей Волков, который за три полета провел в космосе 547 суток. Больше всего космонавтов - из Харьковской области. Это родина единственного космонавта, родившегося на День космонавтики (правда, до его установления). Уроженец Змиева Игорь Вовк появился на свет 12 апреля 1937 года и оказался последним в группе испытателей многоразовой транспортной космической системы "Буран". После удачного полета беспрецедентного корабля в автоматическом режиме его пилотируемый полет должен был осуществить полностью украинский экипаж, но проект был прекращен.
Родом из Харьковщины - участник полета на затопленной впоследствии орбитальной научной станции "Мир" Анатолий Левченко, а также Юрий Онуфриенко, дважды побывавший на орбите (его 8 выходов в открытый космос имели общую продолжительность более 42 часов), и Владимир Васютин, который после полета в космос дослужился до звания генерал-лейтенанта и должности заместителя начальника Военно-воздушной академии им. У нас начинали свой путь к звездам космонавты Анатолий Филипченко и Василий Лазарев, Владимир Аксенов и Юрий Глазков, Владимир Ляхов и Юрий Малышев, Анатолий Арцебарский и Владимир Дежуров.
Космонавты Попович, Береговой, Шонин, Каденюк
Кузница кадров
Уроженцем Харькова был член первого отряда космонавтов СССР Валентин Бондаренко, который принес свою жизнь на алтарь освоения космоса. Во время 10-суточного пребывания в сурдобарокамере теснота в блоке испытаний привела к трагической ошибке, и на космонавте загорелся тренировочный костюм. Харьковчанин умер за 19 дней до первого космического полета. Среди выпускников Чугуевского высшего военного училища летчиков - первый человек планеты, осуществивший выход в открытый космос: путевку в небо Алексей Леонов получил в 1957 году на Харьковщине. Ко Всемирному дню авиации 12 апреля украинская кузница авиационных кадров имеет непосредственное отношение. Ее выпускники - летчик-космонавт Георгий Добровольский (совершил первый длительный космический полет), Александр Волков (космонавт, побывавший в космосе трижды, имел самый большой налет из харьковских космонавтов - в космосе он находился более 400 суток), Василий Циблиев (возглавил Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина).
А родившийся в селе Еланец на Николаевщине выпускник Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков им. Сергея Грицевца Юрий Гидзенко возглавил в Центре подготовки космонавтов первый отдел (по подготовке космонавтов). Полковник в отставке был командиром экипажа космического корабля "Союз ТМ-22", летавшего на орбитальный комплекс "Мир" (в 1995-96 годах находился в космосе полгода) и совершил полет по программе "Союз ТМ-31"-Discovery. Еще один выпускник того же украинского учебного заведения Салижан Шарипов летал на орбиту дважды и оба раза выходил в открытый космос. А выпускник Харьковского авиаучилища Юрий Маленченко стал известен тем, что во время пребывания в космосе женился на американке.
Космическая программа Украины
После 1991 года предприятия ракетно-космической отрасли Украины участвовали в создании четырех новых космических ракетных комплексов: "Морской старт", "Наземный старт", "Днепр" и "Antares". Украинские ракетостроители разработали космические аппараты "Океан-О", "Микрон" и национальный проект "Сич". Наша страна разрабатывала разгонные блоки для грузовых ракет в проектах NASA и Европейского Союза и производила для них блоки ракет. Всего при участии Украины выполнено 125 запусков ракет-носителей, которые вывели на орбиту 238 искусственных спутников Земли. 13 января 2022 года украинский спутник был доставлен на орбиту американской ракетой-носителем Falcon.
Несмотря на отсутствие в космической инфраструктуре собственного космодрома, Украина является членом большинства международных организаций в сфере космоса: в частности, Всемирного комитета по вопросам космических исследований, Комитета ООН по мирному использованию космического пространства, Координационного межведомственного комитета по вопросам загрязнения в космосе. Государственная космическая программа Украины на 2021-2025 годы предусматривала проекты на 41 миллиард гривен. Будут ли у Украины космические перспективы в дальнейшем - увидим. Даже спустя много лет после первого полета в космос люди не сделали из космических стартов будни. Это по-прежнему исключительная миссия, осуществляемая избранными.
Фото: wikipedia.org