Открытое небо: значение 12 апреля для Украины

Ко Всемирному дню авиации и космонавтики рассказываем об истории отечественного воздухоплавания и вкладе украинцев в эту отрасль.

Мало кто знает, что к первому космическому старту человека 12 апреля 1961 года летчик-испытатель Юрий Гагарин, как и его последователи к последующим полетам, готовился на борту Ту-104 - эффект невесомости создавался в уникальном турбореактивном самолете, который выпускался в Харькове. О заслугах этого города в развитии отечественной аэронавтики и роли Украины в космических достижениях - исследование 50Plus, где есть место удивлению, восхищению и сожалениям.

Наши крылья

Первая история об украинских авиаторах отсылает нас в 1950-е годы, когда на Харьковском авиационном заводе сделали то, чего не практиковал никто в мире: создали из военного бомбардировщика пассажирский турбореактивный самолет. На вечную стоянку возле родного ангара первый отслуживший свое Ту-104 со временем доставили в Харьков летчики-космонавты, ранее отрабатывавшие с его помощью невесомость. На нашем самолете готовился к полету в космос и Юрий Гагарин: во время подъема на высоту более 10 тысяч метров на борту этого лайнера создавались условия для отрыва от земного притяжения, и можно было в течение 15 минут не ощущать силы гравитации.

Первый самолет Ту-104, построенный на Харьковском авиазаводе, сохранял особенности конструкции и двигатель своего боевого предшественника Ту-16 - именно поэтому его разработку в Конструкторском бюро Туполева и производство на украинском предприятии удалось осуществить всего за год. Испытательный полет Ту-104 состоялся 17 июня 1955 года, 5 ноября он был поставлен на крыло и 15 сентября 1956 года совершил первый регулярный рейс. В 1956-1958 годах первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге был единственным реактивным пассажирским самолетом в мировой эксплуатации. В Харькове Ту-104 собирали до 1960 года, а на рейсах "Аэрофлота" самолет эксплуатировался до 1979 года.

Ту-104

Ту-104

Рекордсмен по рекордам

Славной страницей в летописи украинских достижений в авиации и космонавтике стало создание в 1988 году киевским КБ имени Антонова транспортного реактивного самолета сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 "Мрия" (главный конструктор Виктор Толмачев). Его разработка началась в 1985 году и длилась рекордно короткое время. Осуществить проект всего за три года позволила широкая унификация узлов и агрегатов с ранее созданным базовым самолетом Ан-124 "Руслан". Украинский Ан-225 "Мрия" с максимальным взлетным весом 640 тонн был самым тяжелым самолетом в мире: для сравнения, взлетный вес третьего по грузоподъемности, после "Мрии" и "Руслана", американского военно-транспортного самолета C-5 Galaxy - 381 тонна.

Самый большой и самый мощный самолет в мире создавался для нужд советской космической программы - транспортировки грузов, космического корабля "Буран" и компонентов ракетной системы "Энергия". После распада СССР уникальный самолет, ставший выдающимся примером вклада украинцев в авиацию, перешел в собственность Украины и в конце 1990-х годов был модифицирован под перевозку крупногабаритных тяжелых грузов в фюзеляже и на "спине". Украинский богатырь с международным названием Cossack ("Казак") дополнил мировые рекорды воздухоплавания в Украине сотнями новых достижений. В 2004 году Международная федерация воздухоплавания внесла Ан-225 в Книгу рекордов Гиннеса как обладателя 240 мировых рекордов в авиации. В ходе боевых действий после российского вторжения уникальный самолет был уничтожен 25 февраля 2022 года в ангаре на аэродроме в Гостомеле.

Ан-225 с "Бураном" в полете

Ан-225 с "Бураном" в полете

Путь к звездам

До распада союзных экономических связей, когда мы потеряли 80% прежнего авиационного потенциала, Украина входила в элитную девятку стран с замкнутым технологическим циклом разработки и производства авиационной техники. Если проанализировать роль украинских ученых в развитии авиации и космонавтики, то она окажется наиболее существенной. Но военно-космическая отрасль у нас была сначала "закрытой" темой, а потом стала "забытой". Гордость за прошлое и боль за настоящее вызывают авиационные технологии и достижения Украины, представленные в музейных экспонатах. Космические корабли не бороздили бы просторы Вселенной без украинского вклада.

В частности, в Харькове делали "мозги" для ракет и шасси для луноходов, первые спутниковые антенны и бортовые компьютеры, которые в свое время не имели аналогов. Именно здесь впервые в СССР начали разрабатывать космическое питание (тюбики с борщ и картофелем) и впервые в мире выпустили в 1970-х годах на заводе "Электроаппаратура" специальную электробритву для космонавтов (с автоматическим отсасыванием щетины) - у американцев такой не было. После сворачивания большой космической программы выяснилось, что в городе к ней было привлечено с полсотни предприятий и учреждений. На космос работали десятки тысяч харьковчан, не зная точного назначения своей продукции.

Космическое питание

Без исторических аналогов

Вакуумную установку горячего прессования, в которой были изготовлены термоизоляционные защитные пластины для корабля многоразового использования "Буран", разрабатывали в Харьковском физико-техническом институте АН Украины (клей для этих пластин так же делали харьковчане), а контрольно-измерительную аппаратуру для системы "Энергия"-"Буран" выполняли на ПО "Харьковский завод электроаппаратуры". На одном только заводе "Хартрон" на космос работало до 15 тысяч человек, которые производили на случай внештатной ситуации по два спутника к каждому старту. А харьковские радиоприборостроители с предприятия "Завод им. Шевченко" изготовили радиостанцию для самого первого в мире спутника: это они приложили руки к тем сигналам из космоса, которые транслировали все телеканалы мира как знак приближения человечества к космической эре.

Среди разработок "шевченковцев" - первая компьютерная сеть, которая стала на службу космосу. Именно харьковчане сделали командно-вычислительную систему для станции "Салют", бортовые электронно-вычислительные машины для спутников и цифровой вычислительный манипулятор для управления ими в режиме реального времени. Первые параболические антенны "Ирида", которые сегодня используются для приема спутникового телевидения, также были разработаны в Харькове. Измерительные системы "Вега" и комплекс радиофизической аппаратуры для получения радиолокационного и радиометрического изображения поверхности Земли - тогдашние разработки ученых из харьковского Научно-исследовательского института радиотехнических измерений. Новая радиотехническая система управления ракетой от украинских ученых не имела аналогов в истории.

Первый спутник, разработанный в Харькове

Первый спутник, разработанный в Харькове

Вклад украинских ученых в космонавтику

Ракеты-носители "Зенит-2", "Днепр" и "Циклон-3" были созданы украинскими конструкторами в КБ "Южное" и ПО "Южный машиностроительный завод" ("Южмаш"). А "мозгом" ракетоносителей "Циклон", "Молния", "Союз" была электронная начинка производства НПО "Хартрон" и "Коммунар". Харьковчане делали системы управления для огромного ракетного комплекса "Энергия". Ящики с многочисленными цветными проводами и клеммами в экспозициях заводских музеев - это ракетные "мозги", созданные в Харькове. Каналы бортового прибора системы управления ракетоносителями вывели на орбиту более 900 космических аппаратов. Именно украинские специалисты во времена СССР разрабатывали стыковки большегрузных космических кораблей, которые сегодня составляют основу орбитальных станций в мире.

Наши системы управления обеспечили автоматическую стыковку в космосе пяти модулей (100 тонн) многофункционального космического комплекса "Мир". Пуск осуществлялся комплексом автономного управления (разработка НПО "Хартрон"), который контролировал более 7000 параметров систем ракеты и обеспечивал автоматическое прекращение подготовки пуска и приведение ракетоносителя в безопасное состояние в нештатной ситуации. Первый пуск состоялся 15 мая 1987 года с демонстрационным макетом 100-тонного модуля "Полюс". На самом деле это был полноценный космический корабль военного назначения. Когда Михаил Горбачев подписал с американцами договор о невыводе военных объектов в космос, этот модуль после запуска был затоплен в Тихом океане.

Станция Мир

Станция "Мир"

Украина и космонавтика

Украинские корни космонавтики - в фигурах пионеров ракетостроения Николая Кибальчича и Юрия Кондратюка, Владимира Челомея и Михаила Янгеля. А еще нашими прославленными соотечественниками являются два ведущих главных конструктора Сергей Королев (родился в Житомире, юношеские годы провел в Одессе) и Валентин Глушко (родился в Одессе): эти имена золотыми буквами вписаны в историю космонавтики Украины. За все время полетов на орбите побывало 625 землян, и 19 из них дала Украина. Такая цифра обеспечивает нашей стране третье место в мире (впереди - только американцы и россияне).

Сергей Королев

Сергей Королев

Блестящую плеяду космонавтов Украины открывает Павел Попович (родился на Киевщине, в городе Узин Белоцерковского района), который полетел в космос в 1962 году. В 1968 году полетел уроженец Полтавщины Георгий Береговой. Третий космонавт Георгий Шонин (полетел в 1969 году) родился в городе Ровеньки Луганской области и долгое время был связан с Одессой. Четвертым космонавтом стал одессит Георгий Добровольский (трагически погиб во время спуска космического аппарата после 23 суток полета). Восемнадцатым в списке космонавтов Украины был будущий первый космонавт независимой Украины Леонид КаденюкЕго космический полет длился 15 суток. Этот специалист по испытанию сложной техники имел инженерное образование и несколько научных специализаций, а еще он запомнился активной гражданской позицией по защите космической отрасли Украины.

Известные украинские авиаторы и космонавты

Уроженец Светловодска Кировоградской области Юрий Маленченко совершил 6 космических полетов общей продолжительностью 927 суток. На втором месте - космонавт из Чугуева Сергей Волков, который за три полета провел в космосе 547 суток. Больше всего космонавтов - из Харьковской области. Это родина единственного космонавта, родившегося на День космонавтики (правда, до его установления). Уроженец Змиева Игорь Вовк появился на свет 12 апреля 1937 года и оказался последним в группе испытателей многоразовой транспортной космической системы "Буран". После удачного полета беспрецедентного корабля в автоматическом режиме его пилотируемый полет должен был осуществить полностью украинский экипаж, но проект был прекращен.

Родом из Харьковщины - участник полета на затопленной впоследствии орбитальной научной станции "Мир" Анатолий Левченко, а также Юрий Онуфриенко, дважды побывавший на орбите (его 8 выходов в открытый космос имели общую продолжительность более 42 часов), и Владимир Васютин, который после полета в космос дослужился до звания генерал-лейтенанта и должности заместителя начальника Военно-воздушной академии им. У нас начинали свой путь к звездам космонавты Анатолий Филипченко и Василий Лазарев, Владимир Аксенов и Юрий Глазков, Владимир Ляхов и Юрий Малышев, Анатолий Арцебарский и Владимир Дежуров.

Украинские космонавты Попович, Береговой, Шонин, Каденюк

Космонавты Попович, Береговой, Шонин, Каденюк

Кузница кадров

Уроженцем Харькова был член первого отряда космонавтов СССР Валентин Бондаренко, который принес свою жизнь на алтарь освоения космоса. Во время 10-суточного пребывания в сурдобарокамере теснота в блоке испытаний привела к трагической ошибке, и на космонавте загорелся тренировочный костюм. Харьковчанин умер за 19 дней до первого космического полета. Среди выпускников Чугуевского высшего военного училища летчиков - первый человек планеты, осуществивший выход в открытый космос: путевку в небо Алексей Леонов получил в 1957 году на Харьковщине. Ко Всемирному дню авиации 12 апреля украинская кузница авиационных кадров имеет непосредственное отношение. Ее выпускники - летчик-космонавт Георгий Добровольский (совершил первый длительный космический полет), Александр Волков (космонавт, побывавший в космосе трижды, имел самый большой налет из харьковских космонавтов - в космосе он находился более 400 суток), Василий Циблиев (возглавил Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина).

А родившийся в селе Еланец на Николаевщине выпускник Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков им. Сергея Грицевца Юрий Гидзенко возглавил в Центре подготовки космонавтов первый отдел (по подготовке космонавтов). Полковник в отставке был командиром экипажа космического корабля "Союз ТМ-22", летавшего на орбитальный комплекс "Мир" (в 1995-96 годах находился в космосе полгода) и совершил полет по программе "Союз ТМ-31"-Discovery. Еще один выпускник того же украинского учебного заведения Салижан Шарипов летал на орбиту дважды и оба раза выходил в открытый космос. А выпускник Харьковского авиаучилища Юрий Маленченко стал известен тем, что во время пребывания в космосе женился на американке.

Космическая программа Украины

После 1991 года предприятия ракетно-космической отрасли Украины участвовали в создании четырех новых космических ракетных комплексов: "Морской старт", "Наземный старт", "Днепр" и "Antares". Украинские ракетостроители разработали космические аппараты "Океан-О", "Микрон" и национальный проект "Сич". Наша страна разрабатывала разгонные блоки для грузовых ракет в проектах NASA и Европейского Союза и производила для них блоки ракет. Всего при участии Украины выполнено 125 запусков ракет-носителей, которые вывели на орбиту 238 искусственных спутников Земли. 13 января 2022 года украинский спутник был доставлен на орбиту американской ракетой-носителем Falcon.

Украинский спутник

Несмотря на отсутствие в космической инфраструктуре собственного космодрома, Украина является членом большинства международных организаций в сфере космоса: в частности, Всемирного комитета по вопросам космических исследований, Комитета ООН по мирному использованию космического пространства, Координационного межведомственного комитета по вопросам загрязнения в космосе. Государственная космическая программа Украины на 2021-2025 годы предусматривала проекты на 41 миллиард гривен. Будут ли у Украины космические перспективы в дальнейшем - увидим. Даже спустя много лет после первого полета в космос люди не сделали из космических стартов будни. Это по-прежнему исключительная миссия, осуществляемая избранными.

Фото: wikipedia.org

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс о ценностях и образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA