"Ничего не получится", "Мне этого не изменить", "Надо терпеть", "От меня ничего не зависит", - так рассуждают люди, которые стали "обученно беспомощными". Психологи рассматривают такой способ мышления как взрослый инфантилизм и деструктивную установку, имеющую причины и решения.
Привыкание к боли
Феномен синдрома выученной беспомощности был впервые сформулирован в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером. Эксперименты в психологической лаборатории Пенсильванского университета строились на исследовании поведения собак в процессе формирования рефлекса страха как реакции на высокий звук, который подкреплялся чувствительным ударом тока, которому подвергались закрытые в клетках животные. После нескольких стимуляций действие неприятного звука и электрошока продолжалось в открытых клетках, но собаки, которым сначала не удавалось выбраться из "плохого места", при имеющейся возможности этого уже и не пытались сделать. Осознав неизбежность своих страданий, животные "научились беспомощности".
Так же в последующих экспериментах вели себя и люди, которым прошлый опыт подсказывал, что их действия не могут что-то изменить. Психологическое состояние, в котором субъект не ощущает связи между собственными действиями и их последствиями (результатами), авторы концепции назвали приобретенной или выученной беспомощностью. В таком состоянии существо, попавшее в затруднительное положение, не предпринимает попыток к его улучшению даже тогда, когда получает такую возможность. Выученная беспомощность наступает после серии неудачных попыток повлиять на негативные обстоятельства или избежать их. У человека выученная беспомощность основывается на потере чувства свободы и контроля.
Травмирующий опыт
Синдром приобретенной беспомощности проявляется в пассивности и отказе от действий, которые могли бы изменить неприемлемую ситуацию. Даже полученной возможностью для этого человек с неуспешным опытом не воспользуется. Уверенный, что не сможет изменить свою жизнь, потому что раньше это не удавалось, такой человек уже не станет что-то делать даже в благоприятных для успех условиях. Человек с синдромом выученной беспомощности думает, что ничего в жизни не контролирует, и ведет себя как взрослый ребенок (именно ребенок думает, что все решается за него). Суть такой позиции - подчинение, смирение и терпение. У вечной "жертвы причин" неверие в собственные силы сопровождается подавлением воли, потерей мотивации и депрессией, которая способна укоротить жизнь.
По мнению исследователей, чувство беспомощности порождается не самими неблагоприятными факторами, а невозможностью на них повлиять. При этом выученная беспомощность переносится на разные ситуации - даже отличные от той, где произошел негативный опыт. Человек, у которого много раз что-то не получилось, приходит к выводу, что его усилия вообще не имеют никакого смысла. В 1976 году теория выученной беспомощности была отмечена премией Американской психологической ассоциации, а в дальнейшем авторы концепции продолжили изучать природу зафиксированного феномена в области нейрофизиологии, где их ждало следующее открытие: об обратимости деструктивной психологической установки.
"Программирование" безынициативности
Согласно выводам Мартина Селигмана, у ребенка синдром выученной беспомощности появляется к восьмилетнему возрасту под влиянием трех факторов: травмирующих событий с невозможностью что-то изменить; наблюдения за беспомощностью других людей или животных; отсутствия самостоятельности. Запустить пассивную позицию могут смерть или тяжелая болезнь родственников, потеря любимого животного, развод родителей, несправедливое наказание и жестокость, проявленная к ребенку взрослыми. К такой реакции могут привести тотальный контроль и опека родителей, которые не позволяют проявлять самостоятельность и учиться на собственных ошибках.
Если аналогичный синдром появляется у взрослых, его вызывают серьезные психические травмы, пессимистический способ мышления, психологическое насилие или обесценивание значимыми лицами. На примере отношений между сотрудниками и тираническим руководством безынициативность в работе программируется под влиянием постоянного недовольства и критики, когда усилия подчиненного и его попытки развития остаются без одобрения. Во всех случаях изучена беспомощность приобретается тогда, когда взрослый человек или ребенок не видят последствий и смысла своих действий.
Переворот в интерпретации
Почему Стивен Майер предложил коллеге Мартину Селигману повторить их прошлые эксперименты в 2000-х годах? Дело в том, что сорок лет назад еще не было тех инструментальных методов исследования, которые позволили в дальнейшем изучить структуры мозга и вывести ученых на новые открытия. Именно в нейрофизиологии научные соратники нашли ответы на вопрос, как преодолеть приобретенную беспомощность, которая ранее считалась необратимой. Проанализировав активность различных отделов мозга, ученые пришли к выводу, что изученной является не беспомощность, а ее противоположность, то есть контроль.
Нейрофизиологическая составляющая в интерпретации предыдущих опытов базировалась на выводе, что пассивность как базовое состояние через серотониновую активность определенной участки мозга может быть преодолена другой активностью - его коры. Новые эксперименты дополнили предыдущую научную концепцию выводом, что беспомощность является начальным состоянием, которое преодолевается с развитием личности и усвоением идеи о возможности контроля. Было установлено, что в процессе обучения мы приобретаем уверенность в собственных силах одновременно с пониманием возможности изменений.
Модель PERMA
В дальнейшем Мартин Селигман предложил концепцию "изученного оптимизм" как способ преодоления состояния выученной беспомощности. Эта практика может стать способом преодоления синдрома, признаками которого являются неуверенность в себе, зависимость от других людей или обстоятельств, подавленное эмоциональное состояние, отсутствие желаний и личных целей. Развитию позитивной психологии способствует разработанная Селигманом методика PERMA (Positive Emotion, Engagement, Relationships, Meaning, Accomplishments). Это пять принципов благополучия, где на первом месте стоит культивирование положительных эмоций, а закрепляют уверенность в себе личные достижения.
Другими составляющими психологической "модели благополучия" являются вовлечение в интересные занятия, приносящие удовольствия, выстраивание эффективных взаимоотношений для эмоциональной поддержки и принадлежность к чему-то большему, чем ты сам. Как показали дальнейшие исследования в социальном учреждении для пожилых людей, в условиях невозможности выбора пожилые пациенты демонстрировали саморазрушительное поведение - отказывались от еды и лекарств, прибегая к единственному выбору, который оставался для них доступным. И наоборот: люди, которым предоставлялась свобода выбора, лучше себя чувствовали и со временем возвращали себе контроль над собственной жизнью.
Фото: pixabay.com