Исследователи отмечают, что новые авиационные технологии, такие как аэротаксиБеспилотники и усовершенствованная воздушная мобильность (ВПМ), могут в ближайшее время утроить движение в воздухе. Особенно ощутимо это станет в городских районах, где люди столкнутся с шумом и другими проблемами от транспорта, который словно сошел со страниц романов о футуристическом будущем.
"Пробки" в воздухе могут стать реальностью
Как отмечает издание КосмомагазинСогласно прогнозам, к 2050 году будет происходить около 37 миллионов пассажирских перевозок воздушными такси. Это приведет к значительным изменениям в способе управления воздушным пространством, а также к воздействию шума и дискомфорта, которой почувствуют люди на земле.
Электрические дроны для доставки уже работают в некоторых штатах Австралии. И сейчас промышленность пытается воплотить в жизнь идеи научной фантастики о пассажирской городской авиации, планируя электрические самолеты, которые будут летать между крышами домов и городскими транспортными узлами (аэропортами, вокзалами). Однако сначала эти новые авиационные технологии должны будут преодолеть проблемы реального мира, связанные с регулированием, планированием, шумом и безопасностью.
Развитие воздушных такси создаст больше рейсов, маршрутов и мест посадки. Авиаперевозки тысяч людей и/или грузов будут происходить на низкой высоте в пределах или через густонаселенные городские районы. Ожидается, что идея воздушных такси, которую часто называют футуристической, приобретет популярность уже в этом десятилетии. Однако вместе с ней возникает и немало нерешенных вопросов.
Регулирование движение аэротакси - ззадание «со звездойчкой»
Как отмечает профессор Австралийского Национального университета Сара Байс, прежде чем промышленность и правительства слишком увлекутся идеей футуристического будущего, нужно решить немало проблем по регулированию и безопасности движения новейших летательных аппаратов. Если учитывать, что эти тренды предусматривают полностью новое использование общего ресурса - неба, то, по словам госпожи Байс, это станет серьезным вызовом для человечества, которое желает превратить мечту о существовании движения аэротакси в повседневную реальность.
Эксперт по движению Марианна Ричардс, которая за свою 38-летнюю карьеру на государственной службе получила широкие знания и опыт в планировании портов, аэропортов и грузовых сетей на всех уровнях правительства, объясняет, что ответственность за авиацию распределяется между тремя органами - теми, которые предоставляют консультации по вопросам регулирования, непосредственно регулируют безопасность и управляют воздушным пространством.
Планирование движения воздушных такси, беспилотников и других новых авиационных технологий должно охватываться рядом стратегий и дорожных карт, партнерства и рамок. В конце концов государственные или местные органы власти будут отвечать за решения относительно мест посадки и инфраструктуры (вертипорты). Также необходимо разработать процесс оценки воздействия на окружающую среду этих авиационных средств передвижения и вертолетов для них, как это делается в отношении крупных застроек на земле.
Проблема шума от аэротакси и других средств ВПМ
Развертывание новых технологий, таких как дроны и аэротакси, непременно вызовет проблемы с шумом, учитывая малую высоту полета и близость к жилым районам, в которых они будут работать. Пока существуют очень ограниченные исследования по восприятию жителями городов шума от ВПМ.
Однако эти эксперименты обнаружили, что шум от малых электрических самолетов "является более раздражающим, чем шум от дорожных транспортных средств, когда он присутствует на той же громкости". Также говорится о том, что шумовое загрязнение, связанное с широким использованием ВПМ, будет критической проблемой с технической, нормативной и общественной точки зрения.
Реакция на небольшие испытания в Европе была нейтральной или положительной. Однако, вероятно, полномасштабное развитие городской воздушной мобильности вызовет серьезное беспокойство у горожан, особенно когда в одной местности будут осуществляться несколько тысяч рейсов ежедневно.
Инженер-акустик и старший юрист австралийской консалтинговой фирмы компании Marshall Day Acoustics Алекс Морабито говорит, что основной способ борьбы с авиашумом - это планирование землепользования вокруг аэропортов. Для самолетов устанавливаются соответствующие шумовые буферные зоны, которые включены в местные схемы планирования для предотвращения или ограничения определенных типов чувствительных к шуму застроек поблизости.
Однако это не касается тех застроек, которые уже существуют, например дома, школы или парки. Именно поэтому господин Морабито отмечает, что это планирование не подходит для аэротакси. Инновационные воздушные технологии потребуют новых стандартов для управления ожидаемыми уровнями шума из-за большого количества полетов на низкой высоте в застроенных городских районах.
Безопасность аэротакси и другие вызовы
Турбулентность и порывы ветра - основные причины авиакатастроф. Как отмечают исследователи, эти факторы влияют на самолеты любого размера. При этом воздушные такси и дроны имеют больший риск турбулентности и столкновений из-за большого количества легких летательных аппаратов в воздухе, полеты на низкой высоте и сложность городских зданий и инфраструктуры.
Риск столкновения также растет, поскольку все больше транспортных средств пытаются передвигаться в сложных условиях. Исследователи говорят, что для устранения риска несчастных случаев турбулентность должна быть ключевым фактором при сертификации самолетов и проектировании вертипортов.
Вызовы, связанные с запуском аэротакси с точки зрения участия общества, планирования, шума и безопасности, огромные, но это только начало. Среди других вопросов, требующих решения, есть социальная справедливость, влияние на окружающую среду, вредные выбросы, конфиденциальность и безопасность.
Госпожа Байс считает, что правительствам придется вмешаться для содействия обсуждению вопросов доступа к воздушному пространству, визуальных удобств, шума, безопасности и правил регулирования этой новой отрасли. Она добавляет, что общественность имеет право высказываться, нуждается ли она в этих изменениях вообще, и должна иметь возможность сказать "нет".
Фото из фильма "Пятый элемент"