Неверно утверждать, что украинское музыкальное телевидение первых лет независимой Украины - это лишь "Мелорама"Территория А" и "Территория А". На том небольшом количестве отечественных телевизионных кнопок, которые начали сьяпоявляться вместе с гривной, гимном и Конституцией, было принципиально иметь собственный развлекательный или познавательный контент. Со временем они стали конкурировать между собой, а значит - становились еще качественнее. О двух упомянутых выше программах было уже сказано и написано достаточно много, поэтому вспомним еще несколько интересных и, возможно, незаслуженно забытых.
«Хит-Рик»
Это был настоящий культ и поклонение. Воплощение в жизнь классического сюжета о телезвезде, популярности и мешках с письмами от зрителей. Эх, какие были времена: люди брали в руки обычную шариковую ручку или простой карандаш, выписывали иногда неразборчивым почерком дифирамбы и признания в любви любимым зарубежным артистам, обрисовывали эти сообщения разноцветными сердечками (почти как сейчас украшают сообщения в соцсетях смайликами), бежали к настоящим почтовым ящикам и отправляли эти месседжи, наполненные счастьем, в адрес популярной телепрограммы. Чтобы в ближайшую субботу в 20.00 в прямом общенациональном эфире ведущий Анатолий Бондаренко эти откровенные эпистолы, если повезет, зачитал на всю страну.
Принцип существования "Хит-Рока", который сначала выходил на экспериментальном телеканале "УТ-3", базировался именно на письмах и голосовании: каждую неделю вам демонстрировали передовое звено-пятерку плюс-минус свежих достижений зарубежного шоу-бизнеса, из которой вы должны были выбрать два клипа по собственным предпочтениям и вкусу. В начале вещания канала экстравагантный Бондаренко вообще был многостаночником: весь вечер в костюме и галстуке он вел развлекательный субботний слот, а ближе к полуночи прямо в прямом эфире сбрасывал пиджак, надевал молодежную курточку или жилетку, которую одалживал у режиссера программы Валерия Вергелесова, автоматически сбрасывал при этом лет 15-20 и переключался на молодежный сленг и клипы зарубежных исполнителей.
Анатолий Бондаренко
Кстати, клипы - отдельная тогдашняя ценность. Доставать их тогда было целым приключением, и, несмотря на то, что законы цивилизованного мира (в частности, те, что касались лицензионного зарубежного видео) в первой половине 90-х на Украину еще не распространялись, прибегать к откровенному пиратству и хитростям - например, "замылить" логотип MTV - и выдать в эфир свежеиспеченное видео, было рискованно, поэтому искали более легальные каналы добычи информации. Рассказывали даже, что редактор программы договаривался с проводниками международных железнодорожных рейсов, чтобы они привозили польские музыкальные журналы, ведь до эпохи Интернета еще оставалось немного времени. Спутниковые "тарелки" могли себе позволить только граждане с достатком выше среднего, а потому тридцать минут субботних эфиров Бондаренко имели большую ценность, особенно в небольших населенных пунктах страны. Певец EL Кравчук как-то рассказывал, что после эфиров "Хит-Рока" ездил на Крещатик, 26 с чистыми видеокассетами, караулил режиссера, чтобы попросить его записать свежие клипы. С появлением в стране первых музыкальных каналов типа OTV, культ программы "Хит-Рик" постепенно сходил на нет, он просто не выдерживал телевизионной конкуренции.
Фрагмент вечернего эфира телеканала УТ-3 начала 1990-х.
«Джемикс»
Она в полной мере могла бы претендовать на звание главной хулиганской среди тех программ музыкального вещания, которые царили в украинском эфире 90-х. На столичном телеканале "Мегапол" она появилась 31 декабря 1991 года, а уже в следующем году, словно следуя стандартам классических музыкальных телеканалов, даже разделилась на жанровые выпуски - "Jamix-Hard", "Jamix-News", "Jamix-Rap", хотя слово "формат" - точно не про эту программу: она была, скорее, неформатной и неформальной.
Реклама программы Джемикс
Прежде всего, благодаря присутствию в ней ведущего Анатолия Вексклярского (он же DJ Толя) - музыканта, продюсера и в то время лидера одноименной с названием программы группы. В Киеве 1990-х Толю также знали по гротескному радиошоу "Місячні ТрАнбони", которое Вексклярский вел в соавторстве с собственным... альтер-эго в образе, собственно, Толи, который разговаривал на суржике с уклоном то ли в слобожанский, то ли в полтавский говор. Собственно, в этом странном образе да еще и с подозрительными усиками Толя впоследствии появлялся в эфире телеканала М1, но это уже была другая история.
Анатолий Вексклярский
А в самом разгаре авантюрных 90-х в эфире сначала "Мегапола", а потом УТ-3 люди из команды "Джемикса" с телеэкранов, как говорится, "гнали по полной": кривлялись, корчили рожи, запускали целую серию креативных "отбивок" (на телевизионном языке - затейливые саморекламные анонсы), типа: "Ты говорила во вторник"Джемикс"Выйдет в 20.40, я включил - его нет, ох ые йокалаюаща..." .
Но самая главная и важная функция этих эфиров заключалась в поддержке и всяческом продвижении отечественной рок-музыки, у которой тогда происходил настоящий период расцвета. Весь интересный киевский андеграунд: Медленный Руль, Ностальгия по Мезозою, Ivanov Down и многие другие имена появлялись регулярно в Джемиксе, а некоторые видеоролики для музыкантов снимались прямо в студии программы - трудно было в те непростые материальные времена не воспользоваться служебным положением и телевизионной техникой ради искусства. Поэтому команда Джемикса взяла на себя функции и визионеров и миссионеров одновременно, помогая молодым талантам ("бездари пробивались сами", как любили говорить в те времена) и с появлением коммерческого и "форматного" телевидения подобная благотворительность, к сожалению, закончилась.
Фрагменты анонсовых роликов программы "Джемикс»
"Небоскрёб"
Коротенький, но показательный эпизод из второй половины локальной жизни в отечественных 90-х: веселая и разноцветная компания единомышленников отправляется на уикендовый отдых за город, на дачу к одному из участников компании. Кроме гармоничного объединения с незыблемой и неприкосновенной природой, аппетитного застолья, сопровождавшегося громким любительским пением, из имеющихся развлечений на месте - старенький, как говорят в таких случаях, "эпохи царя Гороха", едва работающий телевизор, который по размерам занимал четверть комнаты и транслировал единственную программу, а также способен был функционировать только после применения человеческой физической силы. И конечно, тот телевизор был ч/б. Но даже сквозь межгалактическое шипение ужасного сигнала и инопланетную трансформацию звука в условиях возможностей обычной дачной антенны участники компании были в состоянии разглядеть в верхнем левом углу экрана звездочку-логотип телеканала ICTV, который в то время скромно позиционировал себя, как "Звезда телевидения Украины".
И вот, вуаля - сквозь "телевизионный снег" проясняется силуэт Снежаны Егоровой, которая в то время как нельзя лучше воплощала с экрана то, что создатели странного заимствованного слова "виджейка" в него вкладывали, и по мастерству ловкого жонглирования словами отнюдь не уступала своим коллегам из европейских филиалов MTV.
Да-да, мы хорошо знаем о трансформациях, которые произошли с этой барышней впоследствии, и о ее дальнейших политических высказываниях (если коротко: то просто позорные, но за них она сначала извинилась). Да еще раз: 1997 год, вечерний прайм-тайм, несколько раз в неделю жаждущему информационным голодом юношеству демонстрируют лучшее из британского хит-парада с явным доминированием стиля "брит-поп", что автоматически формирует хороший музыкальный вкус и вселяет надежду и уверенность в лучшие времена. Supergrass, Blur, Pulp, Ocean Colour Scene - я не верю глазам своим, это точно та программа, которую я буду ждать регулярно, буду искать ее название в газетке вроде "Телетиждень", подчеркивать жирным фломастером? И смотреть не с пустыми руками, а с заранее подготовленной чистой видеокассетой, чтобы оперативно записать британский свежак, который потом буду неоднократно пересматривать, а потом эти клипы станут украшением домашних вечеринок с друзьями. И вся эта радость комментируется бойкой и стильной девчонкой с короткой стрижкой и в модном наряде: хотите того или нет, а Снежана сезонов 96-98 гг, которая иногда фонтанировала фразами вроде "Я вижу, что твои подгузникиз"и уже стали мокрыми от счастья"., была настоящей проводницей в мир качественной музыки.
Фрагмент одного из выпусков программы 1997 года
«М-Файли»
Ближе к началу нового века на том же "звездном" ICTV начала выходить программа, которая вполне могла бы претендовать на статус главной музыкально-альтернативной, по крайней мере, на протяжении всего своего существования она пыталась следовать всем ее канонам. Украинская музыка активно развивалась, в стране начали появляться необходимые для этого условия, отечественные артисты уже ездили в большие концертные туры и все чаще собирали стадионы. Появлялось много интересного "молодняка", которому, к сожалению, приходилось конкурировать в неравной борьбе с российской попсой.
В противовес заангажированной "Мелораме", которая ориентировалась на отечественный поп и заезжих россиян, была создана дерзкая и порой наглая телевизионная альтернатива с ироничными и едкими закадровыми комментариями того, что происходило в то время в шоу-бизнесе, из которых вытекал трезвый анализ и фиксировался независимый взгляд на то, что происходило в индустрии.
Одним из авторов программы был черновицкий музыкант и участник фестиваля «Красная Рута» Сергей "Сирик" Харинович, участник коллективов "IOA-4" и "Сирик-Бенд". Его отдельным фирменным номером была закадровая озвучка сюжетов, а особенно - эмоциональный артистический перевод прямой речи зарубежных артистов. Особенно феерично Сирику удавались женские голоса - Бритни Спирс, Джей Ло или кто-нибудь из Spice Girls представали в новом свете благодаря мастеру закадровых перевоплощений.
Сергей Харинович
Перед тем, как круглосуточное музыкальное телевидение окончательно поглотило программы на общенациональных каналах, автору этих строк некоторое время пришлось поработать в "М-Файлах". В творческих поисках себя ее создатели пошли в народ и придумали формат, в котором представители разных профессий обсуждали творческую и компетентную составляющую отечественных клипов, а потом демонстрировали это самим артистам. Иногда это действительно выглядело забавно, когда пожарные утверждали, что машина в клипе "Океана Эльзы" горит не по-настоящему, а суровые строители признавались, что "стильный чувачок" Костя Гнатенко очень даже ничего.
"Мир-Nova»
Как мы уже рассказывали в предыдущих материалах, музыкальный лейбл "Нова-Рекордс" во второй половине 90-х годов замахнулся на лавры чего-то типа отечественного "мейджора" - мощной звукозаписывающей и издательской компании, имевшей собственное концертное агентство, музыкальную премию и даже собственную телевизионную программу. Ежедневные (!) часовые эфиры поздно вечером на канале СТБ до того, как с ним произошли реформы - это было что-то, без сомнения, революционное. Молодежный вайб, приятные лица, непринужденная и нестандартная подача, студия "под MTV" с диванами, на которых ведущие или, если угодно - "ви-джеи" просто валялись вместе с гостями и, конечно, "летающая" камера, от которой у зрителя через некоторое время начиналось головокружение.
MC Рыбик
В программе освещались актуальные новости отечественный шоу-бизнес, не пропускалось ни одно весомое событие и гастроли, порой влиятельные гастролеры приходили в студию на те же мягкие диванчики, а репортажи были свежие, оригинальные и динамичные. Обидно, что в, казалось бы, бесконечной Вселенной ютуба не сохранилось ни одного из выпусков, лишь несколько фрагментов программы, а потому сейчас трудно вспомнить имена ее ведущих. Точно помню бодрые студийные "звезды" киевских ночных клубов и будущего главреда издания "Понт" MC Рыбика. Еще была качественная зарубежная музыка с уклоном в танцевальную - в то время набирал обороты французский хаус, который очень отлично заходил теми телевизионными ночами.
Тогда MTV все грезили. Оно появится в Украине только в середине 2000-х и, на удивление, не приживется. Возможно, потому что на тот момент в телепространстве уже было как минимум несколько круглосуточных музыкальных каналов. А эти ребята создавали для них качественную почву в 90-х.
Алексей Ковжун
Яркий и незабываемый след в украинском телеэфире 90-х также оставили программы "Терминал" на телеканале "1+1" – стильная и креативная программа об актуальной молодежной культуре с ведущим Сергеем Лысенко, «Саундпарк» на СТБ - интересный и компетентный обзор столичных тусовок, "Пост" с Алексеем Ковжуном - легендарным киевским меломаном и тусовщиком, который нес альтернативную музыку и культуру в массы, правда только для столичных зрителей.
Фото из открытых источников