Через музыку, фильмы, книги и публицистические выступления певец, композитор, актер, режиссер, продюсер, телеведущий и общественный деятель всю жизнь пытался донести до общества то, во что верил. В своем творчестве эксцентричный экспериментатор в образе "дружка-парня", "искренней души" поднимал насущные социальные проблемы, считая, что сцена и микрофон должны использоваться для протеста против несправедливости. Кавалер ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" видел в своей миссии "голос духа, собирающий мечты мира". Харизму неутомимого оппозиционера к власти не смогли обуздать ни критикуемые им политики, ни почтенный возраст: 6 января неунывающему правдорубу исполнилось 86 лет.
"Босоногое землетрясение"
Такое прозвище Адриано Челентано получил от соседей почти с пеленок. Его живой темперамент вполне соответствовал дню рождения: 6 января 1938 года итальянцы традиционно разыгрывали друг друга в праздник Бефани (аналог нашего 1 апреля). Детство непоседы, рожденного матерью в 44 года, прошло в уцелевшем доме №14 на Via Gluck в Милане. На промышленный север страны многодетные родители крестьянского происхождения перебрались в поисках работы. Нашел себе здесь прибыльное занятие и их неугомонный пятый ребенок.
Дом в Милане, на улице Глюка, 14, где прошли ранние годы Адриано Челентано
В 12 лет младший член семьи оставил школу и устроился работать в часовую мастерскую. Начав с подмастерья, вскоре прилежный ученик овладел ремеслом часовщика и с тех пор чинил все механизмы самостоятельно.
А свои первые 100 тысяч лир Челентано заработал, подражая известному американскому комику. Для легкой победы в конкурсе двойников парню и делать ничего не пришлось: первое место ему присудили... за фото. Фотографию брата в образе Джерри Льюиса на конкурс прислала сестра Адриано, когда он сам уже переключился на музыку.
"Джунгли" и "Мятежники"
В 1954 году Челентано впервые написал и исполнил собственные композиции, а годом позже открыл для себя мир рок-н-ролла: после выхода в 1955 году фильма "Школьные джунгли" увлекся прозвучавшей там песней Rock Around the Clock и тоже захотел исполнять такие мелодии. Члены семьи разделяли увлечение Адриано. "Мама так же любила рок-н-ролл и будила меня, включая бодрые ритмы, - вспоминал Челентано, - Делала она это на час раньше, чем надо, чтобы гарантированно успеть поставить меня на ноги".
Его первым профессиональным опытом стало участие в рок-группе Rock Boys, куда вошли четверо музыкантов. В этом составе Челентано одержал победу в 1957 году на "Первом итальянском фестивале рок-н-ролла". В отличие от других участников, выступавших там с англоязычным репертуаром, Rock Boys рискнули представить на суд жюри авторскую композицию Ciao ti dirò. Итальянский рок-н-ролл не оставил шансов соперникам.
Rock Boys
В следующем году молодой музыкант победил на фестивале легкой музыки в Анконе, выпустил дебютный студийный альбом и начал сотрудничать с автором своих первых хитов, продюсером и другом Мики Дель Прете. А с другим многолетним приятелем, ударником Джанни Дель Альо, Адриано продолжил музыкальную карьеру в рок-группе I Ribelli ("Мятежники"), которую создал для дальнейших выступлений в 1959 году.
Адриано Челентано и группа I Ribelli, 1961 г.
С разрешения министра обороны
Для участия в первом своем музыкальном фестивале в Сан-Ремо Челентано понадобилось в 1961 году разрешение военного министра: с 1958 года Адриано проходил службу, поэтому должен был сообщить об основаниях для отъезда из казармы в Турине. Дополнительные заботы не помешали дебютанту занять второе место. Могло бы быть и первое, если бы не своеобразная манера выступления конкурсанта, который начал петь спиной к зрителям. А исполненная им песня Ventiquattromila baci ("24 тысячи поцелуев") возглавила тогда национальный хит-парад и стала "итальянским шлягером десятилетия".
Челентано прибыл из армии для выступления в Сан-Ремо (1961)
Прорыв в карьере обеспечили создание собственного лейбла звукозаписи Clan Celentano, миллионный тираж самостоятельно выпущенной пластинки, успешные зарубежные гастроли, серия собственных телевизионных программ, громкое (с разгромом зала молодежью) чествование лидера итальянского рок-н-ролла в миланском театре "Смеральдо" и мировое признание первой социально-политической песни Челентано "Парень с улицы Глюка". Композиция 1966 года Il ragazzo della via Gluck была внесена в итальянские школьные учебники как призыв о бережном отношении к природе.
После первой победы в 1970 году на фестивале в Сан-Ремо, где Челентано выступал с женой-актрисой Клаудией Мори (дуэт оказался счастливым в творчестве и жизни: у пары - трое детей: сын Джакомо, дочери Розита и Розалинда), артист продолжил поднимать острые темы, которые доносил публике даже без слов.
Победа Челентано и Клаудии Мори на фестивале в Сан-Ремо в 1970 году
Новатор и экспериментатор
Например, композицию Prisencolinensinainciusol Челентано исполнил на вымышленном языке celentanesca (по звучанию "челентанеска" напоминала смесь английского и итальянского): текст песни состоял из непонятных выражений, не имеющих никакого объяснения. Таким образом исполнитель передал человеческую разобщенность, мешающую нам понять друг друга. Этот речитатив считается первым пробразом рэпа, попавшим в европейские и американские чарты.
Проблемы современного мира отражены и в авторском альбоме 1972 года I mali del secolo, все треки которого Челентано написал сам. Самая известная композиция Un albero di trenta piani ("Дерево на тридцать этажей") - сатира против загрязнения окружающей среды. А в одноименной песне с альбома 1976 года Svalutation автор иронично отзывается о тогдашнем социальном кризисе, что привлекло к диску внимание на европейском рынке (пластинка стала лидером продаж в Германии и Франции). После выхода очередного музыкального альбома Адриано Челентано написал и издал еще и одноименную книгу.
Челентано оказался первым во многом из того, что делал: стал новатором в исполнении рок-н-ролла и рэпа на итальянском языке, одним из первых обзавелся собственной независимой студией звукозаписи и опередил коллег в выступлениях на стадионах. Блестящей оказалась и кинематографическая карьера Челентано. Снявшись параллельно с музыкальными выступлениями в четырех десятках кинокартин, артист внес вклад в это искусство неповторимой хореографической пластикой и спонтанными остроумными шутками в кадре.
Несмотря на спорную внешность, женщины разных поколений считали обладателя самого брутального тембра привлекательным секс-символом. Этому способствовал его активный образ жизни: Адриано - фанат футбола, тенниса, бильярда и шахмат. Мужчина закаляется моржеванием, увлекается фотографией и получает удовольствие от приготовления блюд.
"Инстинкт и безумие"
"Он весь - одаренность и безумие, инстинкт и безумие", - так охарактеризовал Челентано итальянский режиссер, живописец, драматург, теоретик сценического мастерства и лауреат Нобелевской премии по литературе Дарио Фо. Художник, о котором так сказал известный режиссер, критиковал загрязнение окружающей среды, снос исторических сооружений и памятников, недобросовестность власти и политическую цензуру. Артист неоднократно публично осуждал действия итальянского правительства (как прежних, так и нынешнего) и остается активным оппозиционером до сих пор. Защитник прав животных призывает отказаться от потребления мяса (сам является вегетарианцем уже много лет), выступает против убийства сознательных существ и верит в Бога, который "живет в каждом из нас".
Адриано Челентано и Роберто Бениньи пишут письмо Сильвио Берлускони (телешоу "Рок-политик", 2005)
Последний из четырех платиновых дисков певца получился, по наблюдениям критиков, самым "мрачным". Долгожданное выступление ветерана после творческой паузы в 2012 году на фестивале в Сан-Ремо стало разоблачением виновников европейского кризиса. Исполнитель старых и новых хитов сопровождал свое почти часовое выступление комментариями о недостатках "технического" правительства и проблемах католической церкви, референдуме и Конституционном суде. Не пощадил Челентано даже телекомпанию, которая транслировала то его выступление: артист обвинил RAI в цензуре. Попали тогда под "раздачу" и два печатных издания, которые художник призвал отменить как ненужные: итальянским газетам Avvenire и Famiglia Cristiana досталось от патриарха сцены за то, что они занимаются политикой, а не Богоугодными делами и помощью страждущим.
Адриано Челентано на фестивале Rock Economy
Резонансное возвращение на большую сцену с новой программой Rock Economy состоялось в 2012 году в Вероне и стало событие мирового масштаба. Билеты в Амфитеатр по цене 1 евро были раскуплены в первый час продажи, а телевизионную трансляцию концерта в прямом эфире посмотрели девять миллионов зрителей. Людям оказалась близкой позиция Адриано Челентано относительно того, что протест против несправедливости является "высшим долгом артиста".
Фото: wikipedia.org
1 комментарий
❤🖤 Gloria a Ucrania-a los Heroes la Gloria! Gloria a Nacion-de muerte al enimigos!!!