Рафаэль Санти: радость от идеального

На этом выдающемся итальянском художнике и архитекторе закончилась эпоха Высокого Возрождения. Рафаэль Санти был одним из трех ее титанов, создавая славу "римского классицизма" начала XVI века в одном ряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Судьбе зачем-то понадобилось свести трех гениев в одном месте, чтобы они в соперничестве друг с другом оставили золотой след в мировом изобразительном искусстве. Три "столпа" Ренессанса жили рядом, работали на одних покровителей и в соревновании за заказы создавали в одинаковой степени бессмертные шедевры. При этом Рафаэль был на 31 год моложе Леонардо да Винчи и на 8 лет моложе Микеланджело. Кто-то из искусствоведов назвал этого жизнерадостного художника счастливым художником, для которого напряженный творческий труд не был ни мукой, как для Микеланджело, ни тайной, как для Леонардо да Винчи.

Счастливчик ыес Урбино

Родился представитель нового поколения эпохи гуманизма в восточной части Италии 28 марта 1483 года. Происхождение из города-крепости Урбино отражено в полном имени мастера - Рафаэль Санти да Урбино, а также в его официальной подписи на документах - "Рафаэль Урбинас". Свою жизнь "избранник судьбы", каким представляли красавца, богача и ловеласа завистники, начал с потерь. В 8 лет мальчик потерял мать, а тремя годами позже - и отца: Джованни Санти тоже был известным художником, работавшим придворным живописцем у герцога Урбино Федерико и Монтефельтро. Но даже этого непродолжительного времени в обществе первого наставника юному таланту хватило, чтобы чему-то научиться. Первый биограф художника Джорджо Вазари вспоминал, что в детстве Рафаэль уже был отцовским помощником в выполнении заказов.

madonna z nemovlyam 1498 - Личности - 50Plus

"Мадонна с младенцем" (1498)

Самую раннюю работу Рафаэля Санти - фреску "Мадонна с младенцем" - спустя пять веков можно увидеть в Доме-музее художника в Урбино. Ученик Пьетро Перуджино сначала унаследовал стиль живописи учителя. Критики художественного наследия Рафаэля отмечали, что если бы он умер до того, как перебрался в Рим, то остался бы похожим на других живописцем умбрийской или флорентийской школы. Ведь только на третьем этапе творчества мастера сформировался тот уникальный стиль, который сделал его незаурядным. После ранних лет в Умбрии в биографии Рафаэля были четыре года наследования художественных традиций во Флоренции. И только последние 12 лет работы в Вечном городе при двух римских папах Юлия II и Льва X стали для живописца и архитектора настоящим триумфом. Неутомимому слуге искусства не хватило короткой жизни для создания семьи, но для реализации земного предназначения отведенных судьбой 37 лет оказалось достаточно.

Красота и манера

Рафаэль запомнился современникам своей необычайной продуктивностью. Он возглавлял большую мастерскую, имел много учеников и оставил после себя значительное творческое наследие. В то же время произведениям Рафаэля Санти были присущи спокойствие, ясность, возвышенность и идеальность. Его "римскому стилю" в живописи, графике и архитектуре суждено было стать новой классикой. Историки искусства увидели в этой эстетике красоту (bellezza) и большую манеру (maniera grande). Новаторство Рафаэля заключалось в создании "идеальных типов". Уникальными чертами картин Рафаэля Санти в римский период творчества стал "гармоничный идеал", названный искусствоведами "художественной условностью". В основе этого метода - противопоставление несовершенной природе собственного абстрактного идеала вместо подражания классикам в копировании натуры. То есть совершенство формы и высокую идею Рафаэль ставил выше содержания.

triumf galateyi 1511 - Личности - 50Plus

"Триумф Галатеи" (1511)

В понимании эстетического подхода этого художника показательным стал эпистолярный диалог художника с ценителем его искусства Бальдассаре Кастильоне. Когда восхищенный фреской граф спросил у автора работы "Триумф Галатеи", кто был реальной моделью для такого замечательного образа, Рафаэль ответил: "Никто". И объяснил: чтобы написать с натуры красавицу, которая бы произвела на всех одинаково сильное впечатление, художнику пришлось бы рассмотреть многих красавиц и прийти с заказчиком к согласию относительно лучшей. "За неимением красивых женщин и искусных судей мне приходится руководствоваться услугами собственной фантазии", - раскрыл секрет своего метода мастер. В начале XVI века абстрактно-идеалистическая манера в искусстве высоко почиталась, однако вскоре после смерти Рафаэля этот стиль потерпел кризис, и успех предшественника никто из преемников уже не повторил.

Суперечка за первенство

Состоятельным и знаменитым Рафаэль Санти стал не без помощи советчика и покровителя. Таким человеком в его жизни был Донато Браманте (сплетничали даже об их родстве): при содействии главного архитектора Ватикана одаренный художник получил место официального художника папского двора. Работать в Риме Рафаэль начал в 1508 году, когда по распоряжению папы Юлия II получил задание расписать анфиладу из четырех комнат в папском дворце. Так на стенах папских помещений появилась серия фресок, известных под названием "Станцы Рафаэля" (stanza переводится с итальянского как "комната" или "помещение"). В папской приемной Stanza della Segnatura Рафаэль создал свой известный шедевр - "Афинскую школу", признанную воплощением классических принципов Возрождения (эти работы великого мастера доступны для осмотра в Музее Ватикана).

afinska shkola 1509 - Личности - 50Plus

"Афинская школа" (1509)

Интересно, что среди образов "Афинской школы" автор изобразил и себя, и своих двух конкурентов на папские заказы. Микеланджело там представлен в облике Гераклита, Леонардо да Винчи изображен в образе Платона, а самого себя Рафаэль Санти воссоздал в фигуре древнегреческого художника Апеллеса. Наименее довольным "авторским видением" своего характера остался Микеланджело: известно, что склонный к депрессиям и сомнениям одиночка недолюбливал счастливого коллегу, который легко получал амбициозные проекты и быстро их реализовывал. Между лучшими мастерами Ватикана были споры на почве профессиональной конкуренции и творческой ревности. Микеланджело обвинял Рафаэля в плагиате и не мог ему простить "сговора" с товарищем Браманте (архитектором базилики Святого Петра), когда они уговорили папу Юлия II поручить непосильную роспись потолка Сикстинская капелла конкуренту, которого надеялись в случае вероятного провала устранить. Если бы Буонарроти не справился, это стоило бы ему репутации и карьеры. Впрочем, именно соперничество с Рафаэлем Санти, возможно, помогло Микеланджело осуществить невозможное и подарить миру непревзойденный шедевр. Зато Рафаэля, в свою очередь, обогащала творческая подпитка от гениального окружения.

Любимая женщина

Сокровищем западного искусства стала грандиозная картина Рафаэля Санти "Сикстинская мадонна". Огромное полотно размером 2,65 × 1,96 метров было создано в 1512-1513 годах для церковного алтаря по заказу папы римского Юлия II и считается самым совершенным произведением мастера. Основанием для такого признания стала скрытая за простотой сюжета символическая сложность композиции и гармоничное сочетание "мирского" идеала красоты с религиозным контекстом. После переноса в 1754 году из священного места, для которого был сделан, бывший "моленный образ" из монастыря Сан-Систо в Пьяченце так же естественно "прижился" в новой среде восприятия - Галерее старых мастеров в Дрездене.

 Рафаэль Санти "Сикстинская мадонна"

"Сикстинская Мадонна" (1515)

На картине Рафаэля Санти "Сикстинская мадонна" изображены Мадонна, держащая младенца Христа, а рядом с ней папа Сикст II и Святая Варвара в низу полотна - два ангела, опирающиеся на локти и смотрящие снизу вверх на восхождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по бокам занавес лишний раз подчеркивает геометрическую продуманность композиции. Создается впечатление, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

Мадонна была любимым образом неверующего живописца: изображение Богоматери содержат 42 картины Рафаэля Санти. Различные вариации "Мадонны с младенцем" наполнены светом и теплом материнской любви, которую так рано потерял сам художник. Мадонн "с младенцем", "с мачтой", "с гвоздиками", "с рыбой", "в кресле" или "под балдахином" автор писал в Умбрии, Флоренции и Риме. И хотя сам художник утверждал, что изображенные на полотнах женщины были его творческой выдумкой, прообразом многих героинь могла быть любимая модель мастера Маргарита Лути. Семнадцатилетнюю дочь пекаря Рафаэль назвал при знакомстве Форнариной (fornaro - "пекарь"). Именно ее чертами, по мнению экспертов, Рафаэль Санти наделил "Сикстинскую Мадонну".

variacziyi madonny z nemovlyam - Личности - 50Plus

Вариации "Мадонны с младенцем"

Дела сердечные

С натурщицей Форнариной художник взаимодействовал 12 лет и был связан с ней не только работой: загадочную синьорину на портретах Рафаэля называют его тайной невестой. Характер связи молодой красавицы с автором "Портрета молодой женщины" очевиден. На картине 1518-1519 годов (ее другое название - "Форнарина") художник оставил важную деталь, подтверждающую его близость с объектом изображения. На "сердечном" левом запястье девушки - лента-браслет с гравировкой "Рафаэль из Урбино". А после недавних восстановительных работ на очищенном от наслоений полотне на левой руке модели проступило скрытое ранее обручальное кольцо. Известно, что мужа у Форнарины не было. Однако на другом портрете кисти Рафаэля Санти модель изображена с покрытой, как у замужней женщины, головой. Исследователи предположили тайную помолвку этой пары.

portret molodoyi zhinky abo fornarina. 1518 1519 - Личности - 50Plus

"Портрет молодой женщины, или Форнарина" (1518-1519).

Имел романтический художник так же и официальную помолвку - с племянницей влиятельного кардинала Бернардо Довицы Биббиена. Драма заключалась в том, что мастер Ватикана получил бы от этого брака больше выгоды для своего профессионального положения, чем при женитьбе на любимой женщине. Рафаэль постоянно откладывал свадьбу, а 6 апреля 1520 года неожиданно умер от пневмонии. По словам Джорджо Вазари, это произошло "после еще более развратного времяпрепровождения, чем обычно". А по факту истощенного трудом и любовью поклонника женственности убила простуда и тогдашняя медицина, лечившая инфекцию кровопусканием. В один год с женихом покинула этот мир и Мария Биббиена. Ее похоронили рядом с художником (упокоился Рафаэль Санти в Римском Пантеоне), а обручальное кольцо на пальчике "тайной жены" осталось скрытым на ее портрете на 500 лет: вскоре после смерти автора друг продал его картину с замазанной краской "интересной деталью".

Фото: wikipedia.org

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.