Иммануил Кант: "Имейте мужество пользоваться разумом"

Чтобы изменить мир, достаточно одного средства - мышления.

300 лет назад родился немецкий философ, который дал ответы на основные вопросы бытия: что я могу знать, что должен делать, на что могу надеяться, что такое человек. Исследователь веры, знания и морали вооружил людей новым пониманием сущности вещей, на которое можно опереться даже через три века.

Моральная биография

Иммануил Кант происходил из семьи шорников: его отец и дед по матери зарабатывали на жизнь изготовлением конской упряжи. 22 апреля 1724 года у владельца домашней мастерской на окраине Кенигсберга родился сын, который с рождения был приписан к отцовскому сословию. Мальчик с библейским именем, означающим на иврите "С нами Бог", унаследовал от Георга Канта принадлежность к гильдии ремесленников. Жизнь не сулила потомку лимаря блестящих перспектив: их открыла его собственная тяга к знаниям. Даже став уважаемым ученым, "простолюдин" не пользовался благосклонностью монаршего двора. Но для дважды избранного ректора Кенигсбергского университета в приоритете были гораздо более важные вещи, чем формальное признание королей.

"Мои родители ремесленного сословия были образцом порядочности и приличия, - вспоминал мыслитель, - Не оставив ни наследства, ни долгов, они дали мне лучшее моральное воспитание, за которое я очень благодарен". Потеряв в 14 лет мать (фрау Регина преждевременно умерла в 40-летнем возрасте), заботливую и правоверную женщину, заложившую в нем "первый росток добра", будущий философ добивался успехов собственными усилиями. Об установках Иммануила Канта точнее всего расскажут его красноречивые цитаты: "Жить надо прежде всего для работы"; "Обязанностью человека является соблюдение собственного достоинства"; "Две вещи наполняют душу удивлением и благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне".

kant na kartyni joganna gotliba bekkera 1768 - Личности - 50Plus

Кант на картине Иоганна Готлиба Беккера (1768).

"Прусский отшельник"

Выпускник "латинской школы" продолжил образование на теологическом факультете Кенигсбергского университета, в котором проявил интерес к естествознанию, математике и философии. После смерти отца возникли проблемы с обеспечением членов семьи, поэтому пришлось зарабатывать на жизнь репетиторством, бильярдом и даже игрой в карты. В течение 9 лет специалист с университетским дипломом работал домашним учителем и 15 лет служил помощником библиотекаря в библиотеке дворца Кенигсберга в ожидании профессуры. Но личная скромность ученого не помешала написать первый вариант биографии Иммануила Канта еще при его жизни. Читать лекции по логике и метафизике в родном вузе мыслитель стал в 1755 году после защиты за два года трех диссертаций.

Первая диссертация открыла ему путь к преподаванию в альма-матер, вторая стала основанием для получения звания приват-доцента, а третья дала право на получение должности экстраординарного профессора - это место ученому удалось занять только в 46 лет, после чего он еще два года продолжал работать в библиотеке. В 1786 году, когда всемирно известному философу доверили ректорскую должность, ему было уже 62 года, а еще через два года ректор университета был переизбран на второй срок. Преподавательский принцип Канта заключался в намерении "учить не знаниям, а размышлениям". Сам мыслитель никогда не выезжал за пределы малой родины, за что был прозван современниками "прусским отшельником". Не меняя места жительства, Кант успел побывать гражданином двух империй: после перехода балтийского города к другой монархии немецкий мыслитель в 1757-1762 годах был российским подданным.

zobrazhennya kenigsberzkogo universytetu na lystivczi hih stolittya - Личности - 50Plus

Изображение Кенигсбергского университета на открытке ХІХ века

Интересные факты

Иммануил Кант считался аккуратистом, аскетом, педантом и буквоедом. Преподавателя отталкивали беззубые собеседники и неопрятно одетые студенты. Нарушение правил и традиций угрожало душевному комфорту мыслителя и могло спровоцировать у него сердечный приступ (до такой развязки как-то дошел конфликт с высокомерным слугой). Кант называл пиво "пищей дурного вкуса" и предпочитал вино. Пожизненный холостяк никогда не женился и не имел детей, но не отказывал себе в удовольствии созерцать женскую красоту. Ослепнув на старости на левый глаз, на званых обедах он обязательно садился за стол рядом с какой-нибудь привлекательной молодой особой, прося ее расположиться справа от него. Количество сотрапезников в доме философа должно было соответствовать числу "не меньше количества граций и не больше количества муз". Ритуализированные действия и придуманный им строгий распорядок были попыткой Канта помочь себе вместо "бессильных врачей", не способных справиться с его плохим самочувствием.

Особенностями психики философа были ипохондрия и меланхолия, имевшие в его личности характер системной патологии. Если Кант обычно делил с компанией трапезу, то прогулку по установившемуся "философскому маршруту" он всегда совершал в одиночестве: боялся заболеть из-за попадания во время беседы холодного воздуха в легкие. Иммануилу с детства была свойственна тревожность: он находил у себя симптомы различных недугов, о которых узнавал из медицинской литературы. При этом реальным заболеванием автора высказывания "Имейте мужество пользоваться разумом" некоторые исследователи считают шизофрению. Беспокойство по надуманным поводам не помешало Канту дожить до преклонных лет. Умер философ почти в 80 лет - 12 февраля 1804 года. Прощание горожан со знаменитым земляком, оставившим родственникам 20 000 гульденов, растянулось на две недели.

kant u koli druziv emyl derstling - Личности - 50Plus

Картина "Кант в кругу друзей", Эмиль Дерстлинг

Мировоззренческий переворот

Если биполярное расстройство действительно имело место, то придется отметить парадокс: идеализм мыслителя эпохи Просвещения признан одним из величайших интеллектуальных преобразований, когда-либо случавшихся с человечеством. Вклад основоположника немецкой классической философии в теорию знаний и метафизику сравнивают со сменой парадигмы мироустройства. В эволюции представлений о мире "Критика чистого разума" Иммануила Канта стоит в одном ряду с "Вращением небесных сфер" Николая Коперника. Для развития человечества труды основателя классического идеализма и создателя гелиоцентрической системы Вселенной оказались вехами одинаковой важности.

Представляя философию Канта кратко, получим такую квинтэссенцию его выводов: мыслитель Нового времени считал разум источником морали, а свое учение - компромиссом между познанием рациональным и чувственным. Основные идеи Иммануила Канта зафиксированы в области эпистемологии (в переводе с греческого episteme - "знание", logos - "учение"). Ученый исследовал знание как научную категорию: его философская система строилась на изучении происхождения, границ и закономерностей познавательной деятельности. В двух условных периодах философии Иммануила Канта - докритическом и критическом - немецкий ученый увлекался различными дисциплинами и проблематикой: от естественных наук и натурфилософии пришел к осмыслению свободы и нравственности. Кроме этики, эстетики и политической теории, объектами его изучения в течение жизни были история, право, астрономия и религия (философ давал основания считать себя и богословом, и агностиком).

krytyka chystogo rozumu - Личности - 50Plus

Вечный мир

Вот как отражены актуальные темы войны, свободы и права в цитатах Иммануила Канта: "Высшее нравственное благо не может быть осуществлено нравственным совершенствованием отдельного человека - оно требует системы людей, объединенных в единое целое"; "Величайшими бедствиями культурных народов становятся не последствия разрушительных войн, а постоянные приготовления к ним - такое будущее отнимает у государств плоды цивилизации и накопленные ресурсы, которые могли бы послужить их развитию"; "В то время как по свободе во многих местах наносятся очень чувствительные удары, а ужесточение требований к гражданам оправдываются соображениями безопасности, люди должны иметь право открыто выражать несогласие с государственными распоряжениями, которые им кажутся несправедливыми по отношению к обществу"; "Свобода печатного слова является единственным сакральным оберегом прав народа".

Считая причинами военных конфликтов несправедливость, автор императива "Не делай другому того, чего не хотел бы себе" учил человечество нравственному совершенствованию и выступал против "права сильного" в отношениях между странами. На склоне лет сторонник научного расизма (за что ему неоднократно доставалось от современных критиков) осуждал европейский колониализм и отвергал расовые иерархии. Человек, назвавший пространство и время "формами интуиции" и "объектами опыта", видел кульминацию мировой истории в "вечном мире", достижение которого обеспечат равноправный союз народов (международное сотрудничество) и всеобщая демократия. "Конечно, вечный мир как конечная цель международного права является утопической идеей, - рассуждал ученый, - но политические принципы, которые бы позволили приблизить ее реализацию, вполне осуществимы".

Фото: wikipedia.org

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA