Джудит Лейбер: создательница сумочек для оригиналок

Жизнь дизайнера Джудит Лейбер была такой же яркой и лишенной стереотипов, как созданные ею минодьеры - миниатюрные сумочки, которые обожали первые леди и звезды.

Творческая и жизненная история этой незаурядной дамы, как ни странно, пока не стала основой фильма. Но вполне заслуживает экранного воплощения.

То, что неприметная еврейская девушка из Венгрии Джудит Лейбер (1921-2018) построила в США империю дорогих аксессуаров с характером, - лишь один штрих к ее портрету. Но будущим сценаристам стоило бы обратить особое внимание именно на этот сюжетный узелок.

О творчестве

Как случилось, что госпожа Лейбер выбрала для своего самовыражения нишу минодьеров, не известно. Да и спросить об этом не у кого. Однако выбор был очень точным.

Когда в конце 1930-х барышня начинала свой путь в модном дизайне, эти богато украшенные сумочки уже активно завоевывали сердца модниц. Но откуда взялись эти изящные аксессуары?

Минодьер (с французского переводится как "кокетство") - это маленькая вечерняя сумочка, которая по своей популярности превзошла клатч. В 1920-е новый атрибут статусных вечеринок изобрел некий Шарль Арпельс, сын владельца и руководитель парижского ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Однажды он увидел, что его знакомая светская львица складывает в жестянку из-под сигарет пудру, помаду и зажигалку. Месье Арпельса эта картинка очень впечатлила. Поэтому вскоре именно с его легкой руки на свет появились минодьеры, которые сейчас выпускают чуть ли не все модные бренды. Эти сумочки представляют собой маленькие коробочки с твердым каркасом, часто на цепочке и с фиксированными отделениями.

женщина с сумочкой Джудит Лейбер

Пользовательницы минодьеров с радостью вмещали в них все самое необходимое - помадапудру, пудру, зажигалку и т.д. (сейчас в перечень этих обязательных предметов добавились телефоны, очки для чтения и ключи). Нередко такие сумочки украшали зеркалами и встроенными часами. Минодьеры порой крепили к браслетам и часто украшали драгоценными камнями, стразами, пайетками и композициями из благородных металлов. Некоторые из сумочек даже имели эффектные съемные застежки, которые при случае превращались в броши.

Но если говорить об экстраординарных минодьерах, то их автором как раз стала наша героиня Джудит Лейбер. Они поражали разнообразием идей и были настоящими произведениями искусства, которые старшие женщины передавали по наследству своим младшим родственницам. В разное время непревзойденность минодьеров дизайнера Лейбер признавали актрисы Грета Гарбо и Лиз Тейлор, первые леди США Мейми Эйзенхауэр, Барбара Буш и Хилари Клинтон, а также многие другие барышни из высшего света.

Казалось, Джудит Лейбер легко взлетела на вершину этого признания. Но за его кулисами оставались незамеченными годы, дни, часы изнурительного труда и феерического креатива. За несколько лет до Второй мировой она овладела начальными дизайнерскими навыками в Лондоне, поработала в будапештской мануфактуре по производству сумок, получила звание мастера-ремесленницы, повысила художественную квалификацию в Штатах и открыла там собственную фирму (об этом - позже).

Женщина с сумочкой Джудит Лейбер

В этой сухой схеме не нашлось места для детального описания минодьеров Джудит Лейбер, выполненных в виде бабочки, утки, яблока-шкатулки, царевны-лягушки, аквариума, старинного замка, помады, мороженого, котика, помидора, панды и т.д. Впрочем, описывать все это - дело неблагодарное. Ведь для таких проявлений безграничной фантазии не хватает слов. Лучше просто рассматривать искусно сделанные и богато декорированные раритеты, созданные с удивительным чувством юмора.

О личном. И снова о творчестве

В войну семья Джудит чудом осталась живой, несмотря на то, что никуда не выезжала из венгерской столицы. Дело в том, что отец девушки получил документ, согласно которому его семья считалась швейцарской и жила, соответственно, в резиденции швейцарских подданных.

А когда война закончилась, Джудит прибегла к пошиву кошельков. Среди ее клиентов были и американцы. Один из них, сержант Герсон Лейбер, тоже 1921 года рождения, в 1946-м стал ее мужем. С тех пор супруги все делали вместе. При этом Герсон имел и собственную творческую стезю - самовыражался как художник-авангардист под псевдонимом Гас. Его работы хранятся, в частности, в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и Национальной галерее искусств (Вашингтон).

Пара перебралась в США и погрузилась в тамошнюю художественную и общественную жизнь. А в 1963 году Джудит Лейбер сделала по-настоящему большой шаг вверх: открыла в Чикаго собственную фирму и модный магазин. К нему потянулись состоятельные и знаменитые дамы. Со временем он вырос до модного дома, специализирующегося на авторских ювелирных изделиях, очках, зонтиках и элитных духах. Эта страница истории дизайнера длилась 35 лет. В 1998-м она решила завершить работу. И хотя свою компанию Джудит продала, стать пенсионеркой в классическом понимании ей не удалось.

Джудит Лейбер с мужем

Джудит Лейбер с мужем

Неспокойный и все еще полный идей тандем Лейберов решил создать музей семейного творчества Leiber Collection. Его двери распахнулись в 2005 году. Возле музея Герсон обустроил парк по собственному проекту.

... Талант, признание и даже любовь не способны остановить старость. Совместная жизнь пары 97-летних сверстников, длившаяся более 70 лет, остановилась в один день - 28 апреля 2018-го. По официальной версии, они умерли в результате сердечного приступа. Незадолго до кончины Херсон сказал: "Милая, пришло время для нас обоих". И как бы там ни было, но судьба уготовила Лейберам счастливую смерть, если такая вообще бывает. Оставаться на этой земле наедине с собой для каждого из них не имело смысла.

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.