Одна из самых ярких личностей современного спорта стала популярным брендом, символом неуязвимости и неизменного успеха. Благодаря мастерству вождения и бесстрашию за рулем, Михаэль Шумахер выиграл семь чемпионатов мира и заработал около миллиарда долларов. Привыкший выходить невредимым из неприятностей на трассе (только ломал ногу), он попрощался с гонками в хорошем состоянии здоровья. Но трасса таки отомстила своему победителю. Горькая ирония судьбы заключалась в том, что самую страшную травму она готовила гонщику на лыжном спуске накануне дня рождения. Тот, кто охранялся ангелами на автодроме, остался без их покровительства за его пределами. С тех пор популярного супергероя не показывают людям 11 лет. Все это время он продолжает бороться за жизнь, а на его лечение потрачено более 20 миллионов фунтов.
Имя общее
За спортивное доминирование пилота яркого болида Ferrari прозвали "Красным бароном", а за светлую улыбку и желтый комбинезон - "Солнечным мальчиком". О человеке, который пришел на скоростные трассы в пятилетнем возрасте и соревновался до завершения карьеры в 44 года, слышали даже те, кто никогда не интересовался миром моторов. А для миллионов поклонников выдающийся немецкий гонщик, чье имя стало нарицательным в контексте лихачества за рулем, всегда был олицетворением водительской отваги и вознаграждаемого риска, без которого не пьют шампанское и не обливаются триумфальным напитком на первой ступеньке пьедестала.
Фантастическим итогом 18-летней спортивной карьеры в Формуле-1 для уроженца немецкого городка Хюрт в Северной Рейн-Вестфалии стали 7 титулов чемпиона мира, 91 победа на Гран-при, 155 подиумов и высокие заработки, по которым он превзошел всех своих соперников и именитых коллег. В свое время журнал Forbes включал Михаэля Шумахера в перечень долларовых миллиардеров, и даже сейчас с состоянием $800 миллионов бывший лидер букмекеров с повышенными коэффициентами ставок возглавляет топ самых богатых спортсменов планеты.
Карьера, ранняя во всех смыслах
Когда для расширения угольной шахты городские власти Керпена решили в 2024 году снести район Мангейм, в котором вырос семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, нетронутыми остались только церковь, дом детства будущего прославленного гонщика и картинговая трасса, где он шлифовал свое гоночное мастерство. Мальчик, родившийся 3 января 1969 года в семье владельца того картодрома, занимался в детстве и другими видами спорта (в частности - дзюдо), но делом жизни выбрал первое свое увлечение: его гоночная карьера началась с вождения эксклюзивного карта, построенного отцом Рольфом специально для непоседливого малыша.
Братья Шумахеры с отцом собирают картинг (Фото: imago sportfotodienst / Global Look Press)
За руль своей первой скоростной машины Шуми сел в 4 годика, с 5 лет он стал участвовать в гонках на картах, а в 14 получил гоночную лицензию Люксембурга, где был более низкий возрастной порог, и начал выступать в официальных гоночных соревнованиях. Через год самый молодой новичок выиграл чемпионат Германии по картингу, а затем стал и чемпионом Европы, когда на последнем круге в последнем повороте чуть ли не одновременно вылетели с трассы сразу два соперника. Казалось, что кто-то расчистил путь к победе избраннику судьбы, который победил в той гонке и сделал это еще много раз в своей спортивной биографии.
Совпадение обстоятельств
В 1988 году Шумахер поменял картинг на гоночную машину с открытыми колесами и стал чемпионом в Формуле-Кениг, одержав девять побед из десяти возможных. В следующем году он занял третье место в немецкой Формуле-3, а через год и там завоевал чемпионский титул. В том же 1990 году перспективный немецкий гонщик занял первое место на Гран-при Макао. Участвуя в чемпионате мира по гонкам на спорткарах в молодежной программе Mercedes Junior, Михаэль в 1990 году выиграл этап на трассе в Мехико, а в 1991-м - в Японии, где также финишировал вторым в японской Формуле-3000. Это был тот год, когда после десяти успешных гонок Шумахера пригласили выступить на Гран-при Бельгии за команду Эдди Джордана.
Стараниями личного менеджера Михаэля взяли пилотировать машину Формулы-1 Jordan-Ford вместо штатного гонщика, арестованного за ссору с таксистом. Дебют немецкого гонщика на незнакомой трассе в Сильверстоуне произвел неизгладимое впечатление на руководство команды Benetton-Ford, за которую Шумахер выступал в следующей гонке. Договор с предыдущей командой удалось расторгнуть по решению суда: такая возможность у молодого спортсмена появилась благодаря неожиданной юридической лазейке - грамматической ошибке в тексте отмененного соглашения, где был использован не тот артикль, что надо.
Шумахер тестирует Jordan 191 в Сильверстоуне
"Солнечный мальчикна"против "Человека дождя"
Удачной оказалась первая же гонка на Benetton-Ford в Гран-при Италии: на знаменитой трассе в Монце Шумахер обошел трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике. С 1992 года Михаэль стабильно занимал лидирующие позиции в чемпионате, одержав несколько подиумов и одержав первую победу на Гран-при Бельгии. Завершал он чемпионат на третьей ступеньке пьедестала, опережая по очкам трехкратного чемпиона и соперника по Формуле-1 Айртона Сенну. Именно тогда новичок Формулы-1 получил за оптимистичный ярко-желтый комбинезон и ослепительную улыбку свое первое спортивное прозвище "Солнечный парень".
Конкуренция между немецким новичком и бразильской звездой по прозвищу "Человек дождя" длилась около двух лет. "Лихач без тормозов" Михаэль Шумахер публично высказывал сопернику обвинения в намеренном замедлении на трассе, хотя настоящей причиной внезапного торможения бразильца во время гонки оказался отказ электроники на его болиде McLaren. После столкновения гонщиков на первом круге Гран-при Франции Сенна сошел с трассы, а остановкой гонки из-за дождя соперники воспользовались для обсуждения взаимных претензий наедине, без камер. Символично, что на своей машине Benetton Шумахер завоевал первый титул в 1994 году - том самом, в котором 1 мая во время аварии на гоночной трассе в Италии погиб Айртон Сенна.
Шумахер борется с Дэвидом Култхардом на Гран-при Великобритании 1998 года
Правила и конкуренция
На соревнованиях Сан-Марино Гран-при Айртон Сенна пытался оторваться от Михаэля Шумахера, который преследовал его "на хвосте", и вылетел с трассы во время третьей гонки сезона. Гонщик, протестовавший против компьютерного усовершенствования системы динамической стабилизации, врезался в бетонную стену, а Шумахер остался в гонке, как подозревали коллеги, не без возможной помощи технических новаций в болиде команды Benetton. Накануне у Шумахера изменились и напарник, и системы контроля тяги, и двигатель (эксклюзивная поставка двигателей Ford для Benetton улучшила характеристики его болида).
Все это повысило конкурентоспособность немецкого гонщика, и в 1994 году он выиграл чемпионат, на одно очко опередив своего основного соперника из команды Williams - британца Дэймона Гилла. Чтобы компьютерные технологии не давали спортсменам преимуществ на трассе, система динамической стабилизации была запрещена Международной автомобильной федерацией, которая таким образом стремилась вернуть контроль над машиной в руки гонщика. За несоответствие болида техническим требованиям ФИА Шумахера лишили победы на Гран-при Бельгии уже после финиша. И хотя команда уверяла, что система стабилизации на чемпионате не использовалась, впоследствии ФИА обнаружила, что болид Шумахера все еще был оснащен встроенным ABS.
Скандальная победа Михаэля Шумахера, обогнавшего на финише Рубенса Баррикелло после приказа из боксов на Гран-при Австрии 2002 года
Фирменный стиль
Шумахера обвиняли в преднамеренных столкновениях, неуступчивости и жесткой езде на грани фола. За обгон Дэймона Гилла на прогревочном круге (круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе, пытаясь нагреть резину шин до оптимальной температуры - прим. ред.) в Гран-при Великобритании Шумахер получил дисквалификацию. А его столкновение с Гиллом на Гран-при Австралии привело к тому, что оба спортсмена выбыли из гонки. За игнорирование черных флагов немецкий гонщик был отстранен от участия в двух Гран-при - Италии и Португалии. "Эксцессов управления" у Шумахера было немало. Его ошибки приводили к авариям, машина вылетала с трассы и врезалась в отбойник.
Во время обгонного маневра на соревнованиях в 1995 году Шумахер смог разогнаться быстрее противников, благодаря своей уникальной манере вождения, обеспечивавшей ему преимущество на поворотах. Немецкий гонщик обычно подходил к повороту по более крутой траектории, на максимальной скорости, тормозя гораздо позже, чем другие. В одном из интервью Шумахер объяснял, что позволял машине искать собственную линию движения, исследуя ее эффективность. И подобные эксперименты не всегда заканчивались для него благополучно.
Шумахер – особый
Подписав в 1995 году контракт с Ferrari (на тот момент итальянская команда 17 лет не имела побед на чемпионатах в личном зачете), Шумахер изменил репутацию этих спорткаров как не самых быстрых и не слишком надежных. Уже в первый год выступлений он завоевал третье место в личном зачете и принес три победы команде: на Гран-при Испании, Бельгии и Италии. Несмотря на дисквалификацию и исключение из протокола чемпионата из-за спровоцированного столкновения в 1997 году, неразговорчивый немец продолжал упорно работать: проезжал более 160 кругов в день и до 30 тысяч километров в год.
Как писал официальный сайт Формулы-1, "ни один гонщик Ferrari не работал так усердно со всей командой, и никто другой не был ею так уважаем, как Шумахер, приведший итальянцев к победе в Кубке конструкторов Формулы-1 шесть раз подряд". Коллеги отмечали его природную одаренность и гоночное мышление, позволявшие принимать в условиях ограниченного времени верные решения. Шумахер быстро приспосабливался к изменению обстановки и рассчитывал свои действия наперед, управляя болидом на пределе скорости. Михаэль всегда показывал пример идеальной физической формы, которую демонстрировал на протяжении длительного времени. Любимый всеми Шуми часто заезжал на фабрику Ferrari в Маранелло, чтобы пообщаться с инженерами и конструкторами и сделать им в знак благодарности подарки.
Досрочный чемпион
В 1999 году Шумахер сломал ногу (если детализировать, то пострадали даже обе нижние конечности: на правой ноге был перелом голени и малой берцовой кости, а на левом колене - вывих) в аварии на Гран-при Великобритании, что помешало ему выиграть Чемпионат мира в третий раз и заставило пропустить шесть гонок. Но в 2000 году гонщик завоевал третий чемпионский титул на Гран-при Японии: команда Ferrari ждала того триумфа 21 год. В 2001 году Шумахер отстоял свой четвертый титул, побив рекорд в количестве Гран-при, выигранных одним спортсменом. В 2002 году он доминировал на протяжении всего чемпионата, закончив на пьедестале победителей все гонки сезона и получив пятый чемпионский титул. Годом позже у Шумахера был уже шестой по счету титул, а в 2004 году он установил еще один рекорд Формулы-1, досрочно став чемпионом мира в седьмой раз.
Уступив чемпионский титул в следующие два года, Шумахер решил уйти из спорта по окончании сезона, продолжая участвовать в мотогонках и работать экспертом и тестировщиком машин в Ferrari. А в 2009 году команда объявила о возвращении Шумахера на автотрек. Подготовкой к Гран-при Европы стали его тесты на автодроме в итальянском Муджелло, но проблемы с шеей после недавнего падения с мотоцикла все же не позволили Михаэлю участвовать в Гран-при того года. Его возвращение в Формулу-1 состоялось в следующем сезоне. На тот момент спортсмен подписал трехлетний контракт с командой Mercedes, владельцем которой был друг и коллега Шумахера, в прошлом - технический директор Ferrari.
Шумахер на Гран-при США 2004 года
Несчастный случай
Однако недостаточная поворачиваемость нового болида не соответствовала стилю пилотирования Шумахера, чем объясняются его неудачи в 2010 году. Кроме того, в отношении немецкого гонщика принимались неблагоприятные решения стюардами. На Гран-при Монако с него сняли все заработанные в гонке очки и присудили 20-секундный штраф за обгон на последнем круге, а на Гран-при Венгрии Шумахер получил штраф за агрессивный стиль вождения и потерял 10 стартовых позиций в следующей гонке. Впервые после своего возвращения Шумахер занял призовое место в 2012 году, поднявшись лишь на третью ступеньку пьедестала. Это утвердило гонщика в решении не продолжать спортивную карьеру: в конце сезона он запланировал уйти из спорта, о чем сообщил прессе.
После завершения блестящей гоночной карьеры Шуми собирался посвятить себя семье - жене Коринне и двум детям: дочери Джини-Марии, родившейся в 1997 году, и сыну Мику (он на два года младше сестры). Но насладиться жизнью без рева моторов и стрессов Шумахер не успел. Ужасное событие разделило его жизнь на "до" и "после" печальной даты. 29 декабря 2013 года Михаэль, которому через пять дней исполнялось 45 лет, несмотря на тревожные предчувствия, выехал с сыном и его друзьями на горнолыжный курорт Мерибель во французских Альпах. Снега было мало, и Шумахер около 20 метров проехал по неподготовленному склону, вылетев за пределы трассы. Там он споткнулся о камень, упал и ударился головой о выступ скалы. Крепление одной из лыж не расстегнулось, а шлем от удара раскололся. Опросив очевидцев происшествия и изучив видеозаписи с камеры на шлеме, следователи впоследствии вынесли заключение о несчастном случае.
Подальше от общественности
Шумахер еще находился в сознании, когда его посадили в вертолет, собираясь доставить спортсмена в больницу. Но во время полета ситуация ухудшилась. Транспортировку пришлось прервать, совершив вынужденную посадку для подключения пострадавшего к аппарату искусственной вентиляции легких. После введения тяжелого пациента в искусственную кому и двух нейрохирургических операций врачи оценили состояние Шумахера как критическое. 7 марта прессе сообщили о том, что гонщик по-прежнему находится в фазе пробуждения, а 16 июня бывший менеджер спортсмена объявила, что Михаэль "больше не в коме". По словам официального представителя, больной покинул больницу в Гренобле, чтобы продолжить длительную реабилитацию "подальше от общественности". Название и местонахождение следующего лечебного учреждения не разглашалось.
А с 9 сентября стало известно, что Шумахер вернулся для дальнейшей реабилитации домой (его семья живет в швейцарском городке Вюфлан-ле-Шато неподалеку от Женевского озера). Любая информация о состоянии Шумахера от посторонних людей опровергалась как недостоверная. Глава медицинского департамента ФИА заявлял, что не сообщал новости о состоянии здоровья Шумахера. В конце 2016 года стало известно, что семья потратила на его лечение 16 миллионов евро. А через два года президент ФИА Жан Тодт рассказал, что посещает Шумахера дважды в месяц и хотел бы, чтобы ситуация с его здоровьем "была другой". В сентябре 2021 года стриминговая платформа Netflix выпустила документальный фильм, в котором жена и сын подтверждали, что Шумахер не способен к самостоятельному передвижению и общению с окружающими. Так же было сообщено, что на лечение уже потрачено 20 миллионов фунтов стерлингов.
Продолжай бороться
Сын Шумахера Мик, как и его отец и дядя (младший брат Михаэля Ральф), так же является автогонщиком. В немногочисленных интервью Шумахер-младший избегает табуированной темы о состоянии Шумахера-старшего. А документалистам Netflix он отметил, что отдал бы все ради возвращения "бывшего отца", с которым теперь имел бы другой уровень взаимопонимания. Дочь Шумахера Джина-Мария нашла себя в конном спорте. Сейчас ей 27 лет, и она, по информации британского таблоида The Mirror, на который ссылаются многочисленные перепечатки, 28 сентября 2024 года отпраздновала свадьбу на отцовской вилле на Майорке (бывшую собственность президента "Реал Мадрид" приобрела в 2017 году жена Шумахера Коринна). А дальше - сенсация.
Со ссылкой на тот же таблоид медиа написали, что на свадьбе дочери присутствовал 55-летний Шумахер. В то, что отец невесты был среди сотни гостей, которых попросили сдать телефоны, чтобы не иметь возможности фиксировать увиденное, трудно поверить, как и в изменение тактики родных его не показывать. Зато пресса пока ждет, что Михаэль сможет посетить и свадьбу своего сына Мика. А еще просочилась информация, якобы весной Шумахер станет дедушкой. В то же время известно, что он все еще нуждается в круглосуточной медицинской помощи. Как эти факты сочетаются между собой, людям, жаждущим надежды, не так уж и важно. Ведь основанный семьей Шумахера в 2017 году фонд недаром был назван Keep Fighting - "Продолжай бороться!".
Фото: wikipedia.org