Когда вы едете в автомобилиВ поезде или автобусе, какую сторону выбираете - солнечную или наоборот? Наши разъяснения и рекомендации помогут вам делать более осознанный выбор.
Тереза Ларкин, доцент кафедры медицинских наук Университета Вуллонгонга (Австралия), рассказала, сколько ультрафиолетового излучения проходит сквозь различные типы стекла, что блокирует ультрафиолет и когда нужно пользоваться солнцезащитным кремом.
Блокирует ли стекло воздействие UVA и UVB?
UVA и UVB - два типа ультрафиолетового излучениядостигающих Земли. Причем на первый приходится около 95 процентов, а на второй - около 5.
Ультрафиолет UVB достигает только верхних слоев нашей кожи. Но при этом он является причиной солнечных ожогов, катаракты и рака кожи. UVA-лучи проникают глубже и вызывают повреждение клеток, что приводит к раку кожи.
Стекло, используемое в окнах домов, офисов и автомобилей, по-разному блокирует воздействие UVA и UVB.
Полностью блокировать влияние UVA-излучения может только ламинированное стекло. Когда этот тип ультрафиолета проходит сквозь другие виды стекла, он может вызывать повреждения кожи и увеличивать вероятность рака.
Лобовое стекло автомобилей лучше защищает от UVA-излучения
Лобовое стекло автомобиля блокирует 98 процентов UVA-излучения, поскольку состоит из двух слоев ламинированного стекла. Но боковые и задние окна автомобиля, сделанные из закаленного стекла, не полностью защищают от ультрафиолета этого типа. Согласно исследованию, сквозь эти окна проходит до 56 процентов UVA.
Защита от ультрафиолета не связана с возрастом или классом автомобиля, но напрямую зависит от типа стекла, его цвета и тонировки. Серое или бронзовое стекло, а также тонировка окон - факторы, увеличивающие защиту от UVA. Тонировка окон блокирует около 95 процентов излучения этого типа.
Место водителя - зона наибольшего риска
Больше всего рак кожи угрожает тем, кто сидит на месте водителя или на его стороне. Исследование, проведенное в США, выявило больше случаев рака кожи с левой стороны, чем с правой (в частности, на лице, голове, ногах и особенно - на руках). 74 процента раковых образований обнаружили у тех, кто сидел слева, а 26 - у тех, кто справа.
Американские ученые также отметили, что эти случаи чаще касаются мужчин, чем женщин.
Катаракта и другие повреждения глаз тоже чаще встречаются на стороне водителя.
Об ультрафиолете, проникающем сквозь окна домов
Обычно мы замечаем следы воздействия ультрафиолетового излучения, проникающего сквозь окна наших домов и офисов, на выцветших стенах и мебели.
И это неудивительно. Большинство типов стекла, используемого в зданиях, пропускает значительное количество UVA-излучения: от 45 до 75 процентов. В большей степени защищены от этого воздействия те, кто установил окна из более толстого, тонированного или покрытого пленкой стекла. Лучшими вариантами являются многослойное стекло или двухкамерные тонированные окна, рассказало издание Science Alert.
Большинство современных офисных зданий довольно надежно защищены от ультрафиолета. Благодаря использованию новейших технологий окна в этих сооружениях пропускают менее 25 процентов UVA. А некоторые "умные" окна блокируют излучение в результате специальной химической обработки.
Защитный крем и противосолнечные очки
Нужно ли использовать защитный крем, находясь под прямыми солнечными лучами? Это зависит от типа кожи и времени года. А еще от того, тонированное ли стекло.
Если окна вашей машины тонированы, вам не нужно пользоваться солнцезащитным кремом во время поездки.
При этом следует помнить, что в машине без тонированных стекол можно обгореть за один час в середине дня летом и за два часа - в середине дня зимой.
Между тем, сидя у окна в доме, можно получить солнечные ожоги всего за полчаса летом и один час зимой.
Что касается солнцезащитных очков, то их нужно надевать во время вождения или рядом с окном в доме, если УФ-индекс превышает 3. Напомним, что есть 13 уровней УФ-индекса. Чем уровень выше, тем больше опасность для кожи и глаз человека.
Фото: pexels.com