Ее жизнь была короткой, а судьба – трагической, но после себя она оставила настоящие киношедевры, которые в любое время производят сильное впечатление.
Бахмут - Львов - Киев - Довженко
В 1938 году город, где родилась Лариса Шепитько, назывался Артемовск. Собственно, так именовалось оно до недавнего времени, вплоть до 2016 года, когда после вступления в силу Закона о декоммунизации ему вернули историческое название Бахмут. В настоящее время этот полуразрушенный в результате вражеских российских обстрелов город стал известен на весь мир.
Девочка, которая в последствии станет талантливым режиссером, родилась в семье учителей и была средним ребенком между братом и сестрой. Отец потом покинул семью, оставив мать Ларисы с тремя детьми, и, как вспоминали близкие ей люди, она так и не простила отцу этот поступок.
После войны семья переехала во Львов, где Шепитько с 1945 по 1954 год училась в средней школе №13. В настоящее время на фасаде дома по адресу Павла Ковжуна, 8 об этом сообщает мемориальная доска. Именно во Львове состоялось первое знакомство тогдашней школьницы с большим кинематографом: в 1954 году в городе снимали некоторые сцены фильма «Овод» режиссера Александра Файнцимера, и, попав на съемочную площадку фильма, Лариса внимательно наблюдала за работой режиссера.
Будущий муж Шепитько - режиссер Элем Климов - в воспоминаниях вспоминал, что десятый класс она заканчивала уже в Киеве, где ее мать училась в Высшей партийной школе. Кино больше не давало покоя школьнице, и она иногда проводила свободное время на киевской киностудии. А когда пришло время решать, что делать после школы, кто-то из знакомых, возможно в шутку, предложил девушке подать документы на режиссерский курс ВГИКа (Всесоюзный государственный институт кинематографии). Мать Ларисы, когда узнала об этом намерении, сказала: "Съезди, посмотри столицу, а когда провалишь экзамены, долго не задерживайся и поскорее возвращайся". Курс в тот год набирал сам Александр Довженко. И юная Шепитько была принята в его мастерскую.
Вспоминают, что встреча с Довженко была в определенной степени переломной для нее, позже она назовет его «человеком Эпохи Возрождения». Фраза, с которой Довженко обратился к своему курсу: «Научить режиссуре, скорее всего, я вас не смогу, но постараюсь сделать все, чтобы вы стали интеллигентными людьми».
К сожалению, обучение у Довженко длилось недолго – через год всемирно известный украинский режиссер ушел из жизни. В мастерской тоже постоянно сменялись руководители, но дальнейшая невидимая связь с наставником продолжалась и дальше в разных формах. К примеру, на втором курсе Лариса вместе с другими сокурсниками снялась в эпизоде фильма «Поэма о море» – ленты по одноимённому произведению Довженко и по его сценарию, но которую уже снимала жена режиссера Юлия Солнцева. С этим произведением сейчас тоже возникают интересные исторические параллели: его действие происходит в Херсонской области, в частности – в Новой Каховке в дни строительства той самой стратегически важной для Украины Каховской ГЭС, которая сейчас окружена оккупантами. Другая параллель – драматический сюжет об искусственном затоплении украинского села, именно на эту тему (только о другой местности) планировала свой последний фильм Шепитько, который она снять не успела и который заканчивал уже Климов.
«Тень Довженко» или, если угодно – его влияние, присутствие, почерк, стиль «поэтического кино» впоследствии отмечали критики в дебютной ленте режиссера Шепитько «Жара» (по мотивам повести киргизского писателя Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз»). Именно в процессе создания фильма состоялось знакомство с будущим мужем.
Работа на грани истощения
Режиссерская судьба Шепитько была непростой: ее вторая лента «Крылья» с сюжетом о послевоенной судьбе боевой летчицы, где главную роль исполнила Майя Булгакова, несмотря на успех на зарубежных фестивалях, вызвала серьезные дискуссии и шквал критики в советской печати.
Следующий фильм "Родина электричества" (по мотивам рассказа Андрея Платонова), который в 1967 должен был войти в альманах молодых кинематографистов, просто запретила цензура, разглядев в нем насмешку над тогдашним политическим строем и религиозную пропаганду. Более того, бессердечные чиновники вообще распорядились… смыть снятый фильм с пленок. Но, к счастью, оказалось, что случайно сохранилась единственная копия ленты, и зрители смогли впервые увидеть картину двадцать лет спустя, уже после смерти Шепитько.
Недовольна она была и многочисленными правками к фильму «Ты и я», который получил серебряную награду в программе «Венеция-молодежь» на Венецианском кинофестивале 1972 года. «Из-за этого картина была изуродована окончательно», – говорила впоследствии режиссер.
Люди, знавшие близко Ларису, часто вспоминали о ее невероятной и очень мощной энергетике, особенно проявлявшейся на съемочной площадке. А также о трудоголизме на грани истощения, что часто приводило к физическим страданиям.
Например, во время съемок фильма «Жара» в казахстанской полупустыне Анархай из-за жары в сорок градусов Лариса вместе со своей соавторшей заболели желтухой. Коллегу Шепитько самолетом доставили домой, а ее из инфекционного барака на площадку доставляли на носилках. То же, но с точностью в наоборот происходило на съемках фильма о Второй мировой войне «Восхождение» – среди полей, лесов и оврагов в сорокаградусный мороз. Подобный метод «натуральности» использовался для того, чтобы актеры почувствовали страшные условия, в которых находились герои фильма, всеми клетками тела.
Берлин - международное признание - Коппола - Лайза Минелли
Первым советским фильмом, получившим «Золотой Медведь» – Гран-При Международного Берлинского кинофестиваля – стала лента Ларисы Шепитько «Восхождение» (по мотивам повести белорусского писателя Василия Быкова «Сотников»), произошло это в феврале 1977 года. Картина не просто стала киноклассикой – это один из самых драматичных и непростых фильмов о Второй мировой войне, по сюжету – история о белорусских партизанах, попавших в руки немецких полицаев, а по факту – экзистенциальная драма о вере и предательстве. Формулировка советских контролирующих органов: «религиозная притча с мистическим оттенком».
Как и с некоторыми другими фильмами Шепитько, с выходом на экраны «Восхождение» тоже была непростая история: именно из-за религиозных аналогий (для поиска исполнителя главной роли, которую сыграл актер Борис Плотников, режиссер просила ассистентов иметь в виду образ Иисуса Христа) эта картина имела все шансы быть запрещенной. И только после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Беларуси Петра Машерова фильму дали зеленый свет.
«Восхождение» феерично и с мощными овациями восприняли на Берлинском кинофестивале, всего фильм получил более десятка международных наград, а в 1978 году Ларису Шепитько пригласили занять место в жюри Берлинале.
В 2019 году британская корпорация BBC составила список ста лучших фильмов в истории кинематографа, снятых женщинами. Фильм Шепитько «Восхождение» занял в рейтинге 11-ю строчку (кстати, в этой сотне присутствует и другая украинка – Кира Муратова).
А вот что писала об этом фильме американская писательница Сьюзан Зонтаг: «Ни одно фото или серия фото не может поразить, пробрать сильнее , чем «Восхождение» украинского режиссера Ларисы Шепитько – более волнующей ленты об ужасах войны я не видела».
По воспоминаниям сына Шепитько Антона Климова, еще в 1960-е годы после поездки режиссера в Париж она познакомилась и дружила с первыми лицами мирового кинематографа - Милошем Форманом, Бернардо Бертолуччи, французским режиссером Аньес Варда, даже в свое время гостила у Лайзы Минелли. А Фрэнсис Форд Коппола будто приглашал ее к себе, чтобы продемонстрировать Ларисе несколько вариантов своей ленты "Апокалипсис сегодня" и посоветоваться, какой из них выбрать.
Ванга - мистика - трагедия - память
Кроме частого пребывания на грани возможного в работе и творчестве, по свидетельству близких людей, Лариса Шепитько была мистиком и верующим человеком. Элем Климов часто вспоминал поразительный случай, произошедший во время поездки супругов в Чехословакию: они зашли внутрь старинного замка, и Лариса в тот момент произнесла: «Я уже здесь когда-то была», а затем с невероятной точностью рассказала о назначении предметов в комнате.
Но самым впечатляющим оказалось то, что впоследствии в этом замке они увидели портрет женщины, как две капли воды, похожей на Шепитько. Позже Климов заказал копию этого портрета.
Рассказывают и другую историю, будто режиссер во время заграничной поездки посещала известную провидицу Вангу, и будто бы та предсказала ей смерть в автомобильной катастрофе. Говорили, что после этого Лариса взяла слово со своей подруги, чтобы она позаботилась о ее сыне Антоне, если это произойдет.
Как вспоминал Элем Климов, 2 июля 1979 года он проснулся от ужаснейшего сна в своей жизни – ему приснилось, будто автомобиль «Волга» на огромной скорости врезается в грузовик. Когда проснулся, долго не мог успокоиться, ходил по комнате, курил, а через некоторое время ему сообщили ужасную новость о гибели жены.
Ранним утром того дня автомобиль «Волга», где находилась Шепитько, а также члены съемочной группы фильма «Матера», над которым она только начала работать, врезалась в грузовик с прицепом. Все, кто были в автомобиле, погибли. Фильм, получивший название «Прощание», уже заканчивал Климов.
Как утверждали впоследствии люди, знавшие режиссер, ее характер проявился в ее фильмах и трагической судьбе. А память вместе с шедеврами до сих пор жива.
Фото: facebook.com/profile.php?id=100075545001711