Украинские головные уборы как элемент национального сопротивления

На протяжении многих веков головной убор был неотъемлемой частью гардероба. Он не просто служил аксессуаром и завершал образ, но и мог многое рассказать о своем владельце: о его происхождении, социальном статусе и семейном положении. Ярко-красный кобур запорожских казаков, кучма с известного портрета Шевченко, папаха Нестора Махно, женская повязка-солоха и девичьи цветочные веночки давно стали визитной карточкой украинской визуальной культуры. Внешний вид национальных мужских и женских головных уборов (об украинском платке мы писали здесь) менялся в зависимости от исторического периода и региона. Но все они были объединены общей целью - выделиться среди других, оставаясь верным традициям.

«Острые козырьки» по-украински

Возродить традиции и вернуть шляпы в наши гардеробы решил украинский дизайнер Руслан Багинский. В 2015 году он основал собственный бренд головных уборов. Толчком к этому послужило отсутствие соответствующих предложений на рынке: работая стилистом, Руслан постоянно сталкивался с проблемой подбора шляпок для своих фэшн-образов, поэтому начал создавать их собственноручно.

Любовь к этому аксессуару берет свои корни, прежде всего, в семье: мать и бабушка всегда любили головные уборы и часто носили их. Просматривая семейные альбомы, дизайнер черпал вдохновение для будущих работ. Многие модели были созданы и под впечатлением от украинских национальных костюмов. Однако наибольшую популярность ему принес так называемый "козырек пекаря" (baker boy cap), который в девяностых носила мама дизайнера. Экспериментируя с традиционными фасонами и природными материалами отечественного происхождения, Багинский стремился создать современные украинские шляпы: удобные и практичные, но при этом непременно модные.

ruslan baginskyj - Мода, Образ жизни - 50Plus

Руслан Багинский

За более чем семь лет RB Hats из небольшого семейного бизнеса превратился в бренд с мировым именем. Но даже на презентации своей коллекции от-кутюр в Париже, во время Недели высокой моды, творческий коллектив не забыл подчеркнуть свое украинское происхождение. Презентацию головных уборов и украшений ручной работы посвятили традициям Западной Украины, а для работы над дизайном приглашений привлекли украинского художника Николая Толмачева.

С началом полномасштабной войны создание шляп приобрело сакральное значение. Сам Руслан Багинский говорит об этом так: "Процесс созидания сохраняет в нас все человеческое, в то время как война пытается нас дегуманизировать. Это акт сопротивления, борьбы и продолжения жизни".

В прошлом году, следуя этому принципу, дизайнер создал нечто действительно особенное. Обладательницей нежно-голубой шляпки с хрупкими желтыми цветочками стала Королева Великобритании Елизавета II. Таким образом Руслан Багинский хотел отблагодарить ее за решительную поддержку украинского народа. Символично и то, что свой подарок Ее Величество получила на главный национальный праздник - День независимости Украины.

blakytnyj kapelyushok 1 - Мода, Образ жизни - 50Plus

Шляпка для королевы, созданная Русланом Багинским

 

Не сбрасывайте с Шевченко шапку!

Несмотря на всеобъемлющий национальный подъем и повышенный интерес к украинской культуре в целом и элементам традиционной одежды в частности, находятся и сторонники новаторства и создания новых, современных смыслов. В 1995 году украинский поэт и прозаик Иван Драч в своем стихотворении "Вызов" писал:

"Сбросьте с Шевченко шапку.

Да этот дурацкий кожух.

Откройте в нем академика.

"Еще отчаянный, отчаянный, отчаянный".

Конечно, не стоит воспринимать этот поэтический вызов буквально. Речь идет скорее об образе, который вырос вокруг Кобзаря в советскую эпоху. Но что мы на самом деле знаем об индивидуальном стиле Шевченко и его шляпах - и почему, в конце концов, это важно?

Еще в подростковом возрасте юный Тарас чувствует потребность в самовыражении и собственноручно шьет себе первую шляпу - так называемую "конфедератку". Впоследствии, когда он начал работать на побегушках у пана, его дрантя сменили на приличную одежду. Но, по воспоминаниям современников, в этот период его уже видели без шляпы: она, как символ свободной жизни, осталась в прошлом.

Картина Тараса Шевченко "Катерина"

Картина Тараса Шевченко "Катерина"

Символично, что после освобождения Шевченко из неволи, его часто встречали в традиционной украинской соломенной шляпе - брыле. Именно ее художник неоднократно воспевал в своем творчестве. Широкополый плетеный брыль можно увидеть на одной из его самых известных картин "Катерина", созданной по мотивам одноименной поэмы. На ней озаренный солнцем дедушка в красивой шляпе с грустью смотрит на Катерину. На втором плане, в тени, изображен москаль в четырехугольной фуражке, который жестоко обманул девушку. Без лишних слов и деталей, с помощью самой светотени и только одного предмета одежды, автор рассказывает все о своих персонажах.

Позже, когда Шевченко принудительно отправят на военную службу в Орск, он напишет свой первый автопортрет с головным убором - "Автопортрет солдата в фуражке" (1847). С него на нас строго будет смотреть молодой творец, у которого украли мечту, запретив писать и рисовать. Ему тесно в его мундире, а фуражка будто давит, заставляя свести вместе брови от невыносимой боли.

Тарас Шевченко

Но по-настоящему культовыми и наиболее узнаваемыми стали кожух и баранья шапка-кучма (высокая конусообразная шапка, которую носили крестьяне стран Восточной Европы - Ред.), о которых писал Драч: именно они неразрывно ассоциируются с Шевченко. Их мы можем увидеть на фотопортрете в полный рост, который он заказал в Петербурге на второй день после своего возвращения из ссылки. Если присмотреться, то из-под расстегнутой верхней одежды можно увидеть модный городской костюм с жилеткой. Сочетая элементы сугубо крестьянской одежды с городской, он как бы сам бросал вызов петербургскому высшему обществу, ярко акцентируя внимание на своем происхождении.

Конечно, элементы народной одежды в том или ином виде и раньше появлялись на представителях городского населения, тем более в столице. Но они, как правило, не были способом национальной самоидентификации. Уникальность Тараса Шевченко в том, что он использовал одежду как социокультурный маркер. Своей шапкой и кожухом он противопоставлял себя окружению, громко заявляя: "Я - украинец!", и стремился объединиться со своим народом.

Самый патриотичный аксессуар

Несмотря на большое разнообразие традиционных и современных моделей шляп, в городах их встретишь редко. Зато, чуть ли не ежедневно нам приходится видеть людей разного возраста в головных уборах камуфляжной расцветки. Именно они сейчас оказывают сильное и решительное сопротивление военной агрессии.

cholovik u vijskovij formi - Мода, Образ жизни - 50Plus

Тактические панамы и фуражки уже стали частью повседневной жизни. У многих дома на полочке неприкосновенно, словно семейная святыня, лежит такая шляпа, напоминая о своем владельце. Она одновременно успокаивает и вселяет надежду, что дорогой нам человек вернется домой, и все будет, как прежде.

Фото: swordmaster.org, uk.wikipedia.org, pexels.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA