"Художник, рисующий дождь"
"Картинка", заряженная на максимальный позитив и тысячи различных воспоминаний. Так, выражаясь языком современных социальных сетей, пользователи отреагировали несколько лет назад на изображение обычного дворика на Печерске (а может -где-то еще, потому что такой мог быть в каждом городе), и обычного дворового катка в нем. Кто-то узнал свой родной двор, кто-то - высокий забор, окружающий центр локальных развлечений, или "сторожку" рядом с ним, крыша которой полностью покрыта снегом. А кто-то - щедрую на снежные осадки и метели зиму 1979 года: гигантские сосульки, угрожающе свисающие с окрестных крыш, деревья, покрытые ослепительным белым нарядом, снега вокруг - почти по колено. Исторический факт, зафиксированный на полотне.
А вот еще одна картина. Ее название, возможно, простое и непритязательное, но в полной мере говорит само за себя: "Пришла осень на Борщаговку". Уже от самой этой формулировки-фиксации неизбежного жизненного факта становится немного грустно, и визуализация нам демонстрирует, что идет дождь, деревья приобретают цвет красно-желтых трамваев "Татра", проходящих мимо двухуровневой развязки на Никольской Борщаговке, а неподалеку от подземного перехода, куда направляются горожане в вечерний час пик, все это фиксирует сам художник на раскладном стульчике, спрятавшийся от ветра и осадков под зонтиком. Его зовут Самуил Соломонович Каплан, и он, не будучи коренным киевлянином, запечатлел любимый город и его неповторимую атмосферу на десятках своих работ.
"Пришла осень на Борщаговку"
Он часто изображал себя на фоне города, и иногда это превращалось в квест или тест на внимательность: "Найди Каплана на картине". Это была целая серия оригинальных автопортретов. "Ноль часов, тридцать минут" - еще один знакомый силуэт тоннеля киевского метро, художник в ожидании последнего поезда. Или оригинальное авторское изображение: художник будто кружит над длинной очередью в американское посольство, держа в руках долгожданную "грин-карту", что знаменовало новый и не менее важный этап в его жизни. Седая шевелюра и усы делали его немного похожим на Эйнштейна, и можно сказать, что он им и был в изобразительном искусстве.
"Ноль часов, тридцать минут"
"Пассивные" евреи и "несоветский" Львов
Коты, влюбленные пары и улицы города - на вопрос о главных мотивах в своем творчестве художник называл именно эти три составляющие, присутствие которых прослеживается в его работах разных лет. А как же "гражданская позиция", верность идеалам партии и правительства и другие навязчивые нарративы, которые в принудительном порядке насаждались советским художникам? Каплан всячески при случае пытался подобного избегать, прибегая к своеобразному "эскапизму" (бегству от реалий жизни), и не случайно шутили, что из-за цензуры он на своих картинах наделял котов человеческими характерами.
Иногда, согласно требованиям и обстоятельствам, заглядывая на эту территорию, художник сталкивался в ответ с откровенным идеологическим кретинизмом чиновников. К примеру как-то в 1969 году, пойдя навстречу потребностям соцреализма, Каплан, уже будучи членом Союза художников СССР, создал картину под названием "Радостный май. 1919 год": на Андреевском спуске видим две, так сказать, группы людей - одна с красными флагами, другая - представители еврейской общины, которые живо обсуждают новости или события вокруг. Тогдашние чиновники от культуры выразили сомнение в том, действительно ли евреи поддерживают советскую власть на картине: по их мнению, они выглядели как-то подозрительно. Один из чиновников сказал: "Всем известно, что евреи принимали активное участие в революционном движении, но здесь они немного пассивны, так что, чтобы не было пересудов, лучше картину с выставки снять".
"Радостный май. 1919 год"
Другую, одну из самых интересных картин Каплана "Пейзаж с луноходом", где в типичной для художника фантасмагорической манере изображен на этот раз не Киев, а Львов, тоже "завернули" с формулировкой: "А чего это дома рушатся?".
Кстати, перед открытием своей первой персональной выставки художник не без удивления увидел на афише, что его имя указано как Семен, а не Самуил. На резонный вопрос, почему так произошло, организаторы выставки ответили: "С вас и так достаточно, что вы - Каплан".
"Пейзаж с луноходом"
Родился в Баку, более сорока лет жил в Киеве, а последние тридцать - в США. В украинской столице окончил художественную школу, а затем - художественный институт. Но перед этим, в 1950-е годы, Каплан был призван в ряды армии, в войска ПВО, на четыре с половиной года. Именно там, в непростых для творчества условиях, родился его творческий принцип, который со временем превратился в жизненный девиз: "Ни дня без очерка", вроде известного высказывания писателя Юрия Олеши "Ни дня без строки". Со временем Самуил Соломонович вспоминал, что "кто-то из армии пришел с новыми сапогами, или с новыми вещами, а я - с двумя чемоданами разных набросков".
Каравный полет над Бруклином
Город, и его обычные (иногда - наделенные сверхъестественными возможностями) жители - главные герои работ Каплана. И это - город Киев. Взглянув на эти картины, не нужно лишних слов, потому что их названия говорят сами за себя.
"Большая зима на Соломенке" (1986) - атмосферное настроение прекрасно отражает не только сам художник, который, кутаясь в теплую одежду, смотрит на зрителя на переднем плане, но и тот самый, упоминавшийся выше городской трамвай, который, кажется, погряз в огромных сугробах.
"Большая зима на Соломенке"
"Днепр. Начало навигации" (1979) - картина, которую киевляне постоянно наблюдают весной, но есть в ней что-то родное и особенное, непохожее на другие, "каплановское".
"Днепр. Начало навигации"
"Переход возле Владимирской горки" (1981) - всем знакомый переход рядом с Филармонией и Владимирским спуском, вдали виднеется Колесо обозрения и мерцание вечерних фонарей.
"Переход возле Владимирской горки"
Город Каплана наполнен фантасмагорическими сюжетами, где герои или летают, или стремятся добраться до неземных, космических высот. Вот, казалось бы, обычный бытовой сюжет на картине "Возвращение с прогулки" (1984) - женщина вместе с огромным догом поднимаются на прозрачном лифте старой конструкции с вечернего променада, а по ощущениям летят в кабине космической ракеты над вечерним городом.
"Утро в Бруклине" (1999) (это уже американский период) - словно в известной киноленте Мишеля Гондри "Наука сна", художник Каплан в пижаме и верхом на жирафе пролетает над знакомыми по кинофильмам и фотоизображениям районами Нью-Йорка.
"Утро в Бруклине"
В год провозглашения Независимости Украины, но еще при существовании Союза Самуил Каплан вместе с женой эмигрирует в США, где начинается новый этап жизни, творчества и знакомств, а также выставки в мэрии Бруклина, нью-йоркских публичных библиотеках, в Калифорнии и других регионах. Сейчас его работы хранятся в экспозициях различных музеев мира. Первое и, возможно, самое необычное, что почувствовал художник, оказавшись за границей - отсутствие цензуры и полная свобода творчества. Здесь фантазиям и фантасмагориям было где развернуться.
В 2018 году, еще при жизни художника, который тогда жил в Нью-Йорке, в Музее истории Киева прошла четвертая киевская выставка Каплана "Дворы и закоулки". Критики тогда писали: "В своих работах художнику удалось уловить и эстетически легитимизировать то, о чем, скорее всего, вспомнит обычный киевлянин, вспоминая родной город: глухой дворик, детскую площадку, хлебный магазинчик, детские качели, уютный кафетерий и т.д.".
Прожив чуть больше тридцати лет в США, Самуил Каплан умер в 2021 году в возрасте 92 лет. В разговорах о собственном творчестве он любил повторять: "Художник не там, где увидел, а там, где добавил". И за этим добавлением на его полотнах всегда интересно наблюдать.
Фото из открытых источников