Иван Миколайчук: за пределами понимания и восприятия

Диссидентство, национализм, патриотизм и актуальность актера, которого называют душой украинского кино.

В поисках своей Сулико

Это вообще похоже на образцовый кинематографический сюжет: пятидесятые годы прошлого века, живописная Буковина, у подножия Карпат. Юный пастушок Ваня из большой сельской семьи, в которой, кроме него, еще двенадцать детей, буднично пасет овец на живописном лугу. Вдруг из колхозного репродуктора среди традиционного советского репертуарного "плейлиста" начинает звучать волшебное многоголосое пение грузинской народной песни "Сулико".

ivan mykolajchuk z mamoyu - Личности - 50Plus

Иван Миколайчук с мамой

Этот необычный сеанс художественного единения не только производит впечатление на юного Ивана, но и в определенной степени переворачивает его сознание: для себя он принимает решение - ехать учиться "на артиста", и уже вскоре тайком от родителей отправляется в Черновцы, до которых чуть больше тридцати километров. Но в то время на артистов в Черновцах не учили, и юноша поступает в местное музыкальное училище, благодаря которому он со временем научился играть на многих музыкальных инструментах - свирели, рояле, цимбалах, скрипке, баяне, трубе, арфе. Потом была студия при Черновицком музыкально-драматическом театре.

Пройдет немного времени, и "грузинский след" и живописная картина с пастбищем и Иванком с овцами повторятся в жизни актера Ивана Миколайчука и сыграют в нем едва ли не самую главную роль: в фильме армянина, рожденного в Грузии, с украинской душой Сергея Параджанова "Тени забытых предков" Иван станет тем самым Иванком, а сама лента принесет художникам международный успех, признание критиков и попадание в Книгу рекордов Гиннеса по количеству наград.

tini zabutyh predkiv - Личности - 50Plus

Иван Миколайчук и Лариса Кадочникова в фильме "Тени забытых предков"

Сам Параджанов потом заявил, что не знает большего национального гения, чем Миколайчук, потому что по его наблюдениям Иван играл, словно проживал жизнь. "Если бы была моя воля, я бы запретил ему сниматься, потому что так можно сыграть только один раз", - рассказывал восторженный режиссер.

Хотя на главную роль в "Тенях" актер был утвержден не сразу, и это произошло даже случайно. Как это случалось в СССР, на главную роль уже был утвержден российский актер, и все же пробы с Миколайчуком, который появился чуть ли не в последний момент, решили провести. Ничего особенного не ожидая, режиссер ушел с площадки, поручив эту работу оператору фильма Юрию Ильенко. Через несколько минут Параджанов услышал за спиной возбужденный и очень взволнованный голос Ильенко: "Сергей Иосифович, немедленно вернитесь! Это что-то невероятное, что-то нечеловеческое! Что-то за пределами понимания и восприятия!". Ну как после таких возгласов не вернуться. Оказалось: при виде покидающего площадку Параджанова Миколайчук резко побледнел, и в нем как будто что-то прорвалось. Как вспоминали потом режиссер и оператор "Теней", "он светился удивительным светом", и, забыв о предыдущем актере, Ивана Миколайчука утвердили мгновенно.

"Человек с враждебной идеологией"

Яркая постановка, сильный проукраинский акцент и выдающаяся роль Миколайчука в экранизации произведения Михаила Коцюбинского побудили некоторых прославленных ныне украинцев к решительным, но опасным в условиях начала брежневских времен, действиям.

4 сентября 1965 года в киевском кинотеатре "Украина" состоялась премьера фильма. Во время ее проведения литературный критик Иван Дзюба со сцены, а журналист Вячеслав Чорновил и аспирант-литературовед Василий Стус - в зале, устроили акцию в знак протеста против арестов украинских интеллектуалов летом 1965 года. Дзюба прямо со сцены заявил: "Повторяется 1937 год. Молодежь должна заявить протест власти, заклеймить позором за несправедливость".

mykolajchuk u roli petra v kinofilmi bilyj ptah z chornoyu oznakoyu - Личности - 50Plus

Иван Миколайчук в роли Петра в кинофильме "Белая птица с черной отметиной", 1971 г.

Администрация кинотеатра, быстро сориентировавшись, включила то ли сирену, то ли музыку, заглушив выступление Дзюбы, а вблизи кинотеатра оперативно появился отряд милиции. После акции Ивана Дзюбу уволили с работы в издательстве "Молодь", Черновола - из редакции газеты "Молодая Гвардия", а Стуса отчислили из Института Литературы Академии наук, где он был аспирантом. Сама лента была названа "неблагонадежной" и снята с проката. "Это был факт первого диссидентского выступления во всем Советском Союзе", - вспоминала кинокритик Лариса Брюховецкая.

Главные проблемы у Ивана Миколайчука с руководством советского кинематографа и властью начались из-за откровенного обвинения в национализме. В 1968 году во время съемок фильма "Анничка", где Миколайчук играл воина УПА, жениха главной героини (кстати, отмечали, что в форме и в фуражке с трезубцем актер выглядел чрезвычайно гармонично), произошел инцидент: в перерыве между съемками Иван пошел пообедать в какое-то кафе или местную столовую, и, чтобы постоянно не переодеваться - потому что это довольно кропотливый процесс - зашел в общественное место просто в форме УПА. Этим, конечно, немного шокировал, а может, и порадовал местную публику.

Кадр из фильма Анничка

Кадр из фильма "Анничка"

И все было бы ничего, если бы не какой-то военный чин советской армии, который, к сожалению, также обедал в том заведении. Он не только устроил громкий скандал, но и "настучал куда следует", после чего у Миколайчука начались проблемы. Когда обвинения в национализме прозвучало напрямую, он пробовал спорить и даже пытался объяснить непутевым партократам разницу между национализмом и патриотизмом. Это закончилось доносом в Москву и квалификацией актера как "человека с враждебной идеологией".

Как следствие - в 1973 году Миколайчука окончательно отстранили от съемок и стали вычеркивать его имя из всех списков. В течение ближайших пяти лет актера или не приглашали, или отказывали, когда режиссеры предлагали руководству его кандидатуру. Это объяснялось загадочной "просьбой" высшего партийного руководства.

Что касается национализма и отношения к "совку", то здесь советские номенклатурщики не ошибались: в определенной степени свое отношение к монопольной идеологии украинский актер выразил еще в юном возрасте, и это вылилось в знакомство и дружбу с другим гением украинской культуры. В 1964 году пятнадцатилетний школьник Владимир Ивасюк, играя с друзьями (а кто из нас в том возрасте не играл?), в шутку натянул шляпу на какой-то гипсовый бюст Ленина, которых вокруг были десятки. И надо же такому случиться, что бюст упал и вдребезги разбился, а это уже был скандал на высоком уровне и серьезная антисоветская выходка. Ивасюку присудили пятнадцать суток физических работ, и ему пришлось все это время перекапывать городские клумбы. Первым, кто решил вступиться за будущего композитора, был Миколайчук: он пытался всячески вытащить товарища от несправедливого наказания, хотя и тщетно. Но с тех пор они стали друзьями.

Оскорбление всего русского народа

А пока - "черные списки", в которые артист попал то ли за тот самый национализм, то ли, по другой версии, из-за конфликта с одним из чиновников, которому Иван, который за словом в карман не лез, ответил резковато. Под немилость также попал фильм Бориса Ивченко "Пропала грамота", снятый в 1972 году, где Миколайчук сыграл главную роль - казака Василия. Поначалу он вроде и понравился московским чиновникам, и они вроде даже громко смеялись на закрытом показе - ровно до того момента, когда по сюжету Василий добирается до Петербурга и на приеме у царицы Екатерины Второй видит в ней нечистую силу и дает ей пощечину (хоть и не ей, а картине на стене).

propala gramota - Личности - 50Plus

Лента "Пропавшая грамота"

Утверждают, что после этого в зале воцарилась подозрительная тишина, а после просмотра цензоры сказали: "Нельзя так с царями". И это говорили коммунисты! Формулировка, по которой "Пропавшую грамоту" "завернули" и положили на полку аж на семнадцать лет, звучала дико как для сегодняшнего времени: "восхищение казацким прошлым" и "насмешки над царицей". Говорят, что в этом эпизоде с царицей московские чиновники увидели насмешку украинцев над российским народом.

Режиссер Ивченко пытался идти на уступки и компромиссы, чтобы спасти ленту: в конце концов в конечном ее варианте пощечину получает князь Потемкин, который тоже оказывается картиной. Но как вспоминал позже актер Иван Гаврилюк, Миколайчук, который тоже присутствовал на показе, призвал коллегу не унижаться перед цензорами и будто сказал: "Боря, не метай бисер перед свиньями". После этого о выходе фильма в прокат не могло быть и речи.

Нечего и говорить, что после такого пренебрежительного отношения властей к актеру у него только усиливались грусть и депрессия, в чем он иногда откровенно признавался друзьям. Именно они и жена Мария (Маричка, как актер ее называл), с которой они прожили вместе 25 лет, приходили на помощь в сложные моменты жизни.

vesilne foto ivana i marichky. 1962 rik - Личности - 50Plus

Свадебное фото Ивана и Марички. 1962 р.

Иван вообще был очень компанейским и умел дружить. Несмотря на то, что супруги жили в скромных помещениях, преимущественно арендованных (рассказывали, что из-за своей широкой души Иван постоянно пропускал вперед друзей, которые стояли за ним в очереди на квартиру и автомобиль), в доме Миколайчуков всегда было весело, и царила творческая атмосфера. Уже как легенду рассказывают историю о том, как когда-то актер приобрел 100-литровую бочку пива и пригласил в гости всех односельчан.

fuzhenko mykolajchuk bykov - Личности - 50Plus

Скульптор Анатолий Фуженко, Леонид Быков и Иван Миколайчук, 1970-е гг.

А еще у него была мечта - накрыть длинные столы от села в Черновицкой области, где он родился, до райцентра, застелить их белыми скатертями и полностью заставить едой с напитками, чтобы каждый желающий мог приходить и угощаться. К сожалению, ни этим, ни многим другим творческим планам актера не суждено было реализоваться: онкологическая болезнь, которая впоследствии стала причиной ранней смерти Миколайчука, постепенно истощала талантливого человека, и все это на фоне запретов, простоев и бюрократической суеты с разрешениями.

Как режиссеру ему полноценно удалось воплотить две работы - "Вавилон XX" и "Такая поздняя, такая теплая осень". Последнюю, малоизвестную украинскому зрителю, недавно демонстрировали на специальном показе в столичном кинотеатре "Жовтень", и она вызвала интерес публики, и что важно - молодежи.

Иван Миколайчук на обложке журнала Новости киноэкрана

Иван Миколайчук на обложке журнала "Новости киноэкрана", 1971 год

Кроме того, второй год подряд в Черновцах проходит новый украинский кинофестиваль "Миколайчук-фест", который в этом году стал международным. А значит - дело художника продолжается.

Фото: uinp.gov.ua, ЦГАМЛМ Украины

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA