Феномен "25-го кадра": правда и мифы о скрытом влиянии

Нашими мыслями можно манипулировать явно или тайно. Стоит ли бояться постороннего вторжения во внутренний мир и как этому противостоять?

Ешь попкорн, пей кока-колу

Начало экспериментов по скрытому массовому воздействию на подсознание пришлось на вторую половину 1950-х годов. Так называемое подпороговое или сублиминальное воздействие впервые было апробировано на зрителях в американском кинотеатре. В 1957 году в штате Нью-Джерси был продемонстрирован необычный остросюжетный фильм (впрочем, жанр зрелища мог быть любым): в пленку с триллером "Пикник" предварительно вмонтировали единичные посторонние кадры, не имеющие отношения к киносюжету.

Это был не осознаваемый в процессе просмотра текст, который периодически повторялся и побуждал к действию: "Ты голоден?", "Ешь попкорн", "Пей кока-колу". Быстрое чередование кадров не позволяло психологические установки осмыслить. Но в антракте зрители поспешили в буфет и раскупили все тайком рекламируемые лакомства. По сообщению маркетингового агентства, разработавшего такую технологию увеличения продаж, скрытые призывы к потреблению конкретных продуктов повысили их реализацию наполовину.

Ноу-хау рекламного консультанта Джеймса Вайскери заключалось в тайном монтировании в кинопленку нужного текста с длительностью появления на экране 1/3000 секунды. Подобным приемом сразу воспользовался и предприимчивый кинопродюсер, добавив в фильмы ужасов изображение черепа и надпись "кровь" - мгновенные кадры в кульминационных эпизодах хорроров усилили жуткий эффект ключевых сцен.

divchyna z popkornom - Психология - 50Plus

Востребованный инструмент

Когда вмешательство в подсознание стало достоянием гласности, это вызвало народное возмущение. В основе скандала лежали общественные опасения распространения скрытых технологий влияния на все сферы жизни. Тайные манипуляции сеяли панику, ведь точно так же людей можно использовать вслепую в любом случае.

В прессе обсуждались возможные последствия "мистического изобретения" и "истинные мотивы" его разработчиков. Авторы резонансных статей задавались вопросом: если такой механизм позволяет навязать попкорн, что он сможет наделать в менее безобидных сферах? Вторжение в психику без возможности сопротивления журналисты назвали преступлением против личности и признали подобные технологии опасными для общества.

Американский публицист Вильсон Брайан Ки посвятил этой теме четыре книги, ставшие бестселлерами. Автор отмечал, что сублиминальные методы вышли за пределы кинозалов и широко применяются на телевидении и в рекламе. Например, тайными посланиями, вызывающими сексуальное возбуждение, снабжаются рекламные фото в печатном "глянце". Сублиминальные стимулы используются для скрытого убеждения и манипулирования сознанием в коммерческих, политических и военных целях. Заказчиками подобных технологий являются торгово-промышленные корпорации, социально-политические институты и властные структуры.

И хотя анализ эффективности скрытого влияния скандальных технологий до сих пор нельзя считать исчерпывающим, подпороговую рекламу на волне общественного возмущения во многих странах запретили. В США за сублиминальные послания регулятор постановил лишать телевещателей лицензий. А в штате Невада технологии скрытого воздействия не подпадают под законы о защите свободы слова.

portret cholovika - Психология - 50Plus

Как это работает?

Популярный термин "25-й кадр" появился в 1970-х годах для обозначения возможности электронных средств массовой информации транслировать скрытое изображение, которое не осознается. Но этот термин употребляется не только по отношению к видеокартинке. Аудиоканалы могут "25 кадром" незаметно внедрять в психологическое восприятие акустическое сообщение (его формой может быть определенный звуковой набор, музыка или фоновый шум). Так же участвует в этой технологии и текст.

Изучая особенности усвоения информации человеческим мозгом, исследователи определили сознательный и бессознательный диапазоны. Осмысленно мы усваиваем визуальную информацию объемом 24 кадра в секунду: на такой скорости и крутят кино. Назначение каждого дополнительного кадра с отдельным смыслом - зомбирование, ведь "лазутчика" наш мозг пропускает без критической оценки в субсенсорном диапазоне, то есть на подсознании.

Этой технологией внушения можно пользоваться как во вред жертве (если говорить о деструктивном контенте), так и во благо (в психотерапии или обучении). Пример "доброкачественного" использования - обучение иностранным языкам. Показ на экране слов с переводом на скорости 25 пар в секунду на подсознательном уровне увеличивает шансы к запоминанию.

Механизм подпорогового внушения с 1980-х годов активно используется в психологических практиках и коммерческих курсах по программам похудения, преодоления стрессов, избавления от бессонницы и вредных привычек. На выпуске специализированных аудио- и видеозаписей сублиминального содержания уже заработано много денег, но действенность подсознательных технологий с "25-м кадром" скептики все еще ставят под сомнение, так как получено немало доказательств самообмана - так называемого "эффекта плацебо". В то же время результативность гипнотизирования "25 кадром" целевых аудиторий в рекламном бизнесе подтверждается статистикой роста продаж в телемагазинах бессмысленных товаров по завышенным ценам.

Сбалансированной оценкой эффективности подпорогового воздействия в визуальных средствах массовой информации является вывод о том, что такое вмешательство не обязательно изменит наше поведение, однако сможет по крайней мере эмоционально тронуть для облегчения обработки сознания другими стимулами.

fenomen1 - Психология - 50Plus

Словом можно убить

Общественной проблемой сублиминальное влияние может стать в любой момент, уверяют ученые, предупреждая об опасности психотерроризма. Только в США разработкой методик скрытого психологического вмешательства занимаются более 140 институтов. Последние исследования касаются технической реализации прямого внедрения информации в подсознание и ее изъятия. Используя принадлежность человека к информационной среде, информационные связи и взаимовлияние людей как информационных носителей, лаборатории психокоррекции экспериментируют с разработками, гораздо более сложными, чем "25-й кадр".

Современные методы психосемантики базируются на хитроумных алгоритмах и могут стать грозным оружием, используя в качестве семантических стимулов только слова и образы. С появлением серьезных вычислительных мощностей стал возможным анализ т. н. семантического поля каждого человека. Специалисты уже оперируют специфическим термином АЛЛИ - аббревиатура расшифровывается как "акцентный локус латентной информации". И это не что иное, как наш личный "чип", называемый базовым семантическим ядром личности. По словам разработчиков диагностической процедуры психозондирования, "ядро личности" содержит своеобразные маркерные точки, по которым можно судить о способах психического реагирования конкретного человека на тот или иной раздражитель или стимул.

Если для каждого из нас определить личные слова с эмоциогенным содержанием, это станет ключом для стороннего управления с помощью компьютерной программы. Собственно, персональные гаджеты уже давно нас знают, "как облупленных", предлагая в ленту контент, который нам понравится, и выискивая товары, которые заинтересуют. Приготовив каждому индивидуальные слова и образы, которые вызовут эмоцию, можно менять наше настроение и поведение. И контролировать психическую деятельность реально уже сегодня.

Изучив реакции на психосемантические методики скрытого воздействия, исследователи обнаружили, что технологии зомбирования не представляют опасности только для 10-15% землян: эти люди не смогут воспринять навязанную информацию из-за неспособности мозга декодировать сигналы. Биологические причины этого явления еще не изучены, поэтому на подбор "ключей" к невосприимчивым уникумам понадобится время.

Фото: pixabay.com, pexels.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA