В тусклом освещении переполненного бара несколько напитков могут превратить застенчивого человека в звезду вечеринки. Всем хорошо известен миф о так называемых "алкогольных очках" - феномен, согласно которому алкоголь делает людей более привлекательными. Однако последние исследования опровергают это.
На самом деле не обнаружено никаких доказательств, что алкоголь может повысить физическую привлекательность других. Зато алкогольные напитки все же способны придать человеку смелости подойти к тем, кого он считает привлекательным.
Миф об алкоголе существует из-за недостатка анализа
Общеизвестный миф утверждает, что люди воспринимают других как более привлекательных, поскольку уровень алкоголя в их крови растет. Однако, по мнению ученых, это широко распространенное убеждение существует лишь из-за недостатка тщательного анализа в сфере алкогольного воздействия.
Предыдущие исследовательские усилия в этой области сосредотачивались на том, чтобы участники оценивали привлекательность других людей по фото, находясь в состоянии алкогольного опьянения, а затем - когда они были трезвы.
Ведущий автор нового исследования Молли Боудринг вместе с доктором философии Майклом Сайеттом пытались узнать об истинном влиянии "алкогольных очков". Они применили более интерактивный и ощутимый подход, чем их предшественники в этой области.
Новое исследование относительно влияния "алкогольных очков"
Исследователи привлекли 18 пар друзей мужского пола в возрасте 20 лет. Этим участникам во время пребывания в лаборатории показывали фотографии и видео и попросили оценить привлекательность представленных лиц.
Кроме того, участникам было сообщено, что они могут встретиться с кем-то из людей, которых они оценили в перспективном эксперименте. В результате они не просто выставляли баллы на основе внешнего вида, но и должны были определиться, с кем они хотели бы встретиться.
Чтобы повысить достоверность эксперимента, те же пары мужчин посетили лабораторию дважды. В одном случае они употребляли алкоголь до уровня 0,08% в крови, то есть по правилам в США они уже не имели права садиться за руль.
Зато во время второго визита участники исследования выпили безалкогольный напиток. Этот подход был разработан, чтобы воссоздать аутентичную динамику социальной среды, где выпивают алкогольные напитки. Рядом с участниками был друг.
Алкоголь делает храбрыми, но не меняет привлекательность
Вопреки распространенному мнению, результаты исследования не обнаружили доказательств существования "алкогольных очков". Как заметил изданию Земля доктор Сайетт, этот хорошо известный эффект в литературе и кино, на самом деле совсем не такой, как можно было бы ожидать.
Употребление алкоголя или его отсутствие не показали разницы в том, как участники оценивали привлекательность. Однако заметное различие обнаружилось с точки зрения социального взаимодействия.
Находясь под воздействием алкоголя, мужчины были в 1,71 раза более склонны выбрать одну из четырех наиболее рейтинговых кандидаток для потенциальной встречи в дальнейшем эксперименте, чем когда они были трезвыми. Это свидетельствует о том, что алкоголь может не искажать наше восприятие красоты, а скорее укреплять уверенность в социальных взаимодействиях. То есть речь идет о "редкой храбрости", а не об "алкогольных очках", которые делают других более привлекательными в наших глазах.
Это открытие может иметь глубокие последствия, кроме просто случайного общения в баре. Как отмечает госпожа Боудринг, люди, употребляющие алкоголь, могут получить пользу от признания того, что ценные социальные мотивы и намерения укрепляются во время употребления алкогольных напитков. Это может быть привлекательным в краткосрочной перспективе, но, возможно, вредным в долгосрочной перспективе.
Такое понимание может быть ценным для терапевтов и пациентов, которые ориентируются в сложности социальных последствий алкоголя. Хотя миф, что алкоголь делает всех привлекательнее, может до сих пор сохраняться в поп-культуре, наука имеет совсем другой взгляд на это. На самом деле алкоголь действует как катализатор социальной храбрости, а не как линза, которая меняет красоту.
Фото: pixabay.com