Антонио Вивальди: инноватор гармонии

Потомственный музыкант занимался музыкой... в свободное от работы время. В 9 лет юный скрипач стал главной скрипкой собора, а в 15 надел сутану: ключи от храма он получил еще подростком и после годичного опыта проведения месс предпочел не молитвы, а ноты.

Виртуоз-экспериментатор создал жанр инструментального концерта и впервые ввел в оркестр недоступные ему из-за болезни духовые инструменты, которые до того использовались только в военных маршах.

Педагог в духовном сане обучал игре и вокалу детей-сирот, около 40 лет писал музыку для девушек и, несмотря на обет безбрачия, жил "в радости и печали" под одной крышей с двумя женщинами сразу.

Прославившись со своими четырьмя скрипичными концертами о временах года (одна из современных грамзаписей цикла стала мировым рекордсменом продаж среди произведений в академической музыке), автор 800 классических произведений, директор консерватории, известный дирижер, театральный постановщик и знакомый европейских аристократов и монархов умер в нищете, а его имя подверглось 200-летнему забвению. Интересные факты биографии Антонио Вивальди поражают не меньше, чем его выдающееся культурное наследие.

Предвестие гения

Создатель наполовину утраченного достояния из 90 опер и более 500 оркестровых, хоровых и камерных композиций родился преждевременно в день землетрясения в Венеции 4 марта 1678 года. Схватки у матери начались на седьмом месяце беременности, и жизнь физически слабого первенца с диагнозом strettezza di petto ("теснотой в груди" итальянцы называли в древности астму) два месяца висела на волоске. Как и родившегося раньше срока будущего английского математика Исаак Ньютонпоявившегося на свет на 35 лет раньше Вивальди, недоношенного Антонио немедленно окрестили из-за опасений, что он долго не протянет (официальная запись о крещении была сделана через два месяца). Несмотря на неутешительные прогнозы, старший сын Джованни Баттисты и Камиллы Каличчио выжил, хотя и страдал на протяжении всей жизни из-за проблем с дыханием одышкой, слабостью и приступами удушья.

Церковь Святого Иоанна в Венеции, где в 1678 году крестили Антонио Вивальди

Церковь Святого Иоанна в Венеции, где в 1678 году крестили Антонио Вивальди

В этой семье родилось шестеро детей, поровну девочек и мальчиков, которые пошли по отцовским стопам. Продолжение в детях нашли все три профессиональные ипостаси отца, который был цирюльником, музыкантом и священником. Антонио Лючио унаследовал от отца не только рыжие волосы, скрытые на парадных портретах под салонным париком, но и страсть к музыке. Считается, что именно отец был первым музыкальным наставником Антонио, научив его игре на скрипке. Этот инструмент помог парню рано приобщиться к церковной службе: с 10 лет, в 1689-92 годах, наследник полноценно заменял главного скрипача в капелле собора Святого Марка. А в 13 лет юный музыкант написал свое первое произведение Laetatus sum ("Будем радоваться").

В 1693 году 15-летнему Антонио Вивальди побрили макушку в знак принадлежности к духовенству: в католичестве это называется тонзурой. Вместе с ней подросток получил статус "привратника" - низшую степень священства, которая давала полномочия открывать двери храма. В дальнейшем юноша принял следующие посвящения, которые наделяли его правом служить мессу. В 1703 году Вивальди получил духовный сан и известное прозвище Il Prete Rosso. До завершения духовного образования музыка для "Рыжего священника" была лишь увлечением, но этой "забаве" суждено было стать главным занятием в жизни: одновременно с обетом целомудрия молодой священник приобрел славу скрипача-виртуоза. Уже через год музыкант "открестился" от служения мес под предлогом плохого здоровья: именно физическими проблемами объяснял освобождение от обременительных обязанностей сам маэстро.

"Не бойтесь быстрого темпа"

В 25 лет Вивальди получил приглашение на должность музыканта-наставника в венецианскую консерваторию Pio Ospedale della Pietà - это был фактический приют для сирот и брошенных детей. Подобных учреждений на государственном обеспечении в Венецианской республике было четыре. Выпускники покидали учебное заведение в 15-летнем возрасте. Мальчиков в то время обучали торговле, девушек - музыке. Наиболее одаренных учениц оставляли играть и петь в оркестре и хоре в Ospedale, где открылся преподавательский дар Антонио Вивальди. Наставник почти четыре десятилетия обучал воспитанниц духовной и светской музыке, писал для них концерты и руководил оркестром. Кроме скрипки педагог преподавал альт. В 1716 году Вивальди стал музыкальным руководителем Ospedale и в этом качестве был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил 12 скрипичных сонат.

Портрет Вивальди авторства неизвестного художника

Портрет авторства неизвестного художника, который многими экспертами считается портретом Вивальди.

Картина хранится в Международном музее и библиотеке музыки в Болонье

Популярность в мире добавляла мастеру новых учеников (среди них было немало членов семей тогдашних чиновников). А кроме преподавательской и творческой работы Антонио делал постановки в различных театрах и администрировал театр Sant'Angelo. В 1717 году Вивальди занял место капельмейстера при дворе губернатора города Мантуя - князя Филиппа Гессен-Дармштадтского. Это был плодотворный период в творчестве композитора, который за три года написал там несколько опер и подарил миру в 1723 году свой главный цикл "Четыре времени года". Свои версии "Времен года" позже создали и другие корифеи: Йозеф Гайдн в 1801 году так назвал ораторию, а Петр Чайковский в 1876 году - фортепианный цикл из двенадцати пьес. Однако первым собственную идею реализовал Антонио Вивальди. И после публикации в 1725 году его нотной рукописи в Амстердаме "цикл сезонов" произвел революцию в музыке.

"Инноватор гармонии" зафиксировал музыкальными средствами журчание весенних ручьев, летние звуки пастбища, осеннюю бурю и зимний покой. Автор нашел способ сыграть пение птиц, лай собак, писк комаров, оклики пастухов и скрежет коньков. Каждый сезон иллюстрировался сонетом, в котором композитор описал сцены, представленные музыкой. Сделав ставку на виртуозные пассажи, Антонио Вивальди заложил в динамичных ритмах секрет своей популярности. "Не стоит бояться быстрого темпа, - говорил он ученикам, - высокую плотность фиоритур публика никогда не сочтет лишней".

Нотный сборник, в который вошли Времена года

Титульная страница сборника "Cimento dell'Armonia e dell'Invenzione" Антонио Вивальди, в который вошли "Времена года"

Ищите женщину

Достичь нового уровня творчества, как считают исследователи, композитору помогло появление женского влияния. В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро, которая разделила его одинокую жизнь вместе с собственной сестрой. Этот необычный альянс породил множество пересудов и вызвал вопросы у церкви, но вдохновенный композитор и не собирался менять образ своей жизни в угоду сплетникам. Дочь цирюльника педагог представлял своей ученицей и действительно много занимался с ней вокалом - как и с другими оперными певицами, бравшими у него уроки.

Анна и ее сестра Паолина не расставались с Вивальди с момента знакомства, и после окончания трехлетней службы Антонио в Мантуе все вместе перебрались в Венецию. Обе женщины жили в доме Вивальди, а также сопровождали его в путешествиях. Паолина имела навыки медсестры и оказывала при необходимости помощь астматику во время приступов. А певицу Анну Антонио Вивальди обеспечивал репертуаром: специально писал партии под ее голос. Никакую другую связь, кроме творческой, сам священник-музыкант отрицал и всегда защищал честь женщин, которые так и не создали собственных семей. Сестры разделят с Вивальди все дальнейшие испытания (Анна переживет наставника на девять лет).

От славы - к забвению

В одном карнавальном сезоне 1727 года вышло восемь новых опер композитора, а годом позже он получил личное приглашение на постановку оперы в Вене от императора Карла VI, который подарил Антонио Вивальди звание рыцаря. Но после десятилетнего успеха фортуна от известного итальянца отвернулась.

Гравюра с портретом Антонио Вивальди

Антонио Вивальди (гравюра Франсуа Мореллона де Ла Каве, из издания Мишеля-Шарля Ле Сена, 1725 год)

В 1737 году кардинал Руффо запретил Вивальди въезд в Феррару (в то время город находился в Папской области). Причину такого решения композитор понимал: "Это не только потому, что я не служу обедни в духовном сане, но и из-за привязанности ко мне певицы Жиро". В отчаянных письмах к епископу священник напоминал о своем "врожденном дефекте" и сообщал о высокой оценке собственного творчества от Папы Римского. Вивальди писал, что прекратил проводить церковные службы 25 лет назад - после того, как трижды не смог завершить длительный обряд из-за слабости дыхания.

Кроме дискредитации его как священника, лишение права въезда в Феррару грозило постановщику опер значительными материальными убытками, ведь срыв спектаклей мог повлечь выплату неустойки в сумме гонорара за 60 опер. В конце концов, разрешение на спектакли было получено, но скандал повлиял на изменение отношения к Вивальди у публики: постановки в Ферраре успеха не имели, после чего композитор стремительно начал терять популярность и в других местах, где происходили его выступления.

Такие изменения подтолкнули Антонио Вивальди к переезду в Вену: правитель предлагал ему работу при императорском дворе. Но вскоре после прибытия композитора в Австро-Венгрию Карл VI умер и начался раздел австрийского наследства. Музыкант попытался найти работу в Дрездене, однако заболел и был вынужден вернуться в Вену без планов на будущее. Здесь 63-летний итальянец и умер 28 июля 1741 года от "внутреннего воспаления". Это случилось в течение года после его переезда из Венеции.

Две подруги, которые были рядом с Антонио в его лучшие и худшие дни, похоронили величайшего композитора Венеции за 19,5 флоринов на том же венском кладбище для бедняков, где упокоился и Вольфганг Амадей Моцарт (обе могилы не сохранились). В следующем месяце судебный пристав описал имущество Вивальди в пользу погашения долгов, и венецианцы на целых 200 лет забыли выдающееся имя, которым когда-то гордились. Интерес к творчеству "потерянного композитора" возродился лишь в начале ХХ века. В 1926 году в монастыре Пьемонта было обнаружено 14 томов произведений, пропавших в период наполеоновских войн. А к концу прошлого века Антонио Вивальди занял подобающее ему место в истории музыки. Его креативная энергия оказалась созвучной новому времени, потому что намного опередила свое, старое.

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA