Деконструкции мятежника Фрэнка Гэри

94-летний живой классик Фрэнк Гэри - автор самых безумных архитектурных проектов, которые видел мир за последние полвека.

В ряду этих шедевров - Музей Гуггенхайма в Бильбао, концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе и "Танцующий дом" в Праге. Эти и другие сооружения летописцы современной культуры называют культовыми.

Хотя это кажется несколько нереальным, но несмотря на почтенный возраст Фрэнк Гэри и сейчас создает свои сложносочиненные дома.

Его студия напоминает лабораторию, в которой лауреат Притцкеровской премии играет с формами и материалами, препарирует смыслы. Его творчество является архитектурным ответом на философию деконструктивизма Жака Деррида, которой увлекались интеллектуалы второй половины XX века. А его дома похожи на динамические истории с выверенной композицией и бурным сюжетом.

Архитектура Фрэнка Гэри - Музей Гуггенхайма в Бильбао

Музей Гуггенхайма в Бильбао, фото - Piotr Musiol/unsplash.com

Так кто же он, этот Фрэнк Гэри, - исследователь, философ или рассказчик?

Исследователь

Архитектурные опыты Фрэнка Гэри начались задолго до его взрослых поисков.

Фрэнк Оуэн Гэри, выходец из эмигрантской семьи польских евреев, родился в 1929 году в Торонто и впоследствии перебрался вместе с родными в США. Своим первым педагогом по архитектуре он считал бабушку, которая, впрочем, не имела никакого отношения к этой профессии. Вместе с ней мальчик сооружал странные здания из всего, что попадалось под руку. К счастью, дедушка Фрэнка имел собственный магазин стройматериалов, где можно было набрать для этих экспериментов всякого хлама.

После получения степени бакалавра в Университете Южной Калифорнии юноша прислушался к влечению сердца и в конце концов оказался в Высшей школе дизайна Гарвардского университета. Там он исследовал городское планирование и учился укрощать ирреальные формы, которые рождались в его голове.

Философ

Замыслам Фрэнка Гэри было тесно в университетских стенах и нескольких архитектурных бюро США и Франции, куда он попал в конце 1950-х годов.

Этот его период сопровождали поиски философской почвы. XX век обольщал разнообразием интеллектуальных школ. При такой пестроте течений всеядные начинающие философы запросто могли скатиться к эклектичным или китчевым творениям.

Поэтому Фрэнка Гэри ждало сложное самоопределение. Но он без проблем прошел через это испытание. Хотя первый его авторский объект, достойный внимания, в корне отличался от всего, что архитектор создал потом.

Калифорнийская вилла The David Cabin 1957 года

Калифорнийская вилла The David Cabin 1957, фото - Mmenorris/wikipedia.org

В калифорнийской вилле The David Cabin 1957 года отразилось увлечение молодого зодчего традиционной японской культурой. Это было сооружение из камня и дерева, отличавшееся минималистичным дизайном и напоминавшее домик для медитаций.

А тем временем постмодернизм, стремительно проросший в искусстве, дизайне, литературе, не обошел и архитектуру. В 1960-е Фрэнк Гэри уже созрел к открытию самостоятельного дела и определился с направлением своего творчества. Деконструктивизм стал именно той философской концепцией, с которой согласовывались формалистические стремления архитектора. В 1962 году он открыл в Лос-Анджелесе собственную фирму Frank O. Gehry & Associates (ее преемница - Gehry Partners - была основана в 2002 году). Здесь сложные, причудливые, смелые формы, которые смущали воображение Гери, в конце концов стали оформляться в гармоничные сооружения.

Рассказчик

С тех пор он неутомимо удивлял мир различными историями, которые воплощал в своих причудливых домах, мебели из прессованного картона и гнутого дерева. Каждый из этих объектов, несмотря на функциональность, воспринимался как художественное произведение. Одна из первых деконструктивистских историй Фрэнка Гэри реализовалась в 1970-е в доме, который архитектор спроектировал для собственной семьи в Санта-Монике. Это семейное гнездо соседи называли уродливым. Зато профессионалы отнесли его к знаковым сооружениям своего времени.

Дом Фрэнка Гэри в Санта-Монике

Дом Фрэнка Гэри в Санта-Монике

Впрочем, никакие оценки не поколебали уверенность новатора Фрэнка Гэри в том, что он все делает правильно и в конце концов достигнет успеха.

И действительно, каждая его очередная история становилась звездной. В 1989 году Гэри получил Притцкеровскую премию по архитектуре. После чего солидные премии и регалии находили его с почти ежегодной регулярностью.

Мировая слава не стала для архитектора поводом, чтобы задирать нос или почивать на лаврах. Что интересно, после крутых наград Фрэнк Гэри работал со все большим рвением, выдавая на-гора одну за другой свои драматические архитектурные истории. Мало найдется на Земле людей, которые не видели хотя бы одну из этих и других работ мастера: отель Marqués de Riscal в Эльсьего, корпус Массачусетского технологического института, Фонд Луи Виттон в Париже, новая таможня в Дюссельдорфе, Центр здоровья мозга в Кливленде, пешеходный мост в Чикаго, Художественная галерея Онтарио в Торонто, Музей музыки в Сиэтле.

Нажмите на любое изображение - и вы попадете в галерею причудливых построек Фрэнка Гэри.

Фото: unsplash.com, wikipedia.org

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA