Джон Леннон: "Я всегда был бунтарем"

На материале этой судьбы одни биографы создавали культ "революционера духа", повлиявший на мировосприятие нескольких поколений, другие этот культ развенчивали, а третьи пытались отделить святого от монстра.

Многие страницы жизни основателя, соавтора, вокалиста и гитариста незаурядной группы The Beatles, открывшей двери британскому року, задокументированы и осмыслены на уровне исторических событий. Но уникальную всемирную славу музыкант, который предпочитал называть себя в прямом и обобщенном смысле художником, получил не только за вклад в музыку. Въедливого остряка и неисправимого вольнодумца с детства отличало бунтарство, ставшее его жизненным стилем. Поиск гармонии и деструкция были в его биографии такими же союзниками, как тяга к расширению сознания и психологическая терапия.

Один из ключевых представителей контркультуры ХХ века сделал творчество инструментом протеста, став рупором левой оппозиции. Имя исполнителя, композитора, поэта, художника, писателя и активиста вписано в борьбу за мир, свободу и равенство. Автор антивоенных гимнов и политических манифестов вернул свой Орден Британской империи королеве и осмелился противостоять американскому президенту. Он будоражил общественное мнение и вдохновлял сторонников личной смелостью, не боясь заплатить за свои взгляды карьерой и жизнью. И, возможно, объяснение его легендарности следует искать прежде всего именно в этом.

Детская драма

Джоном Уинстоном ливерпульского новорожденного с родовыми ирландскими корнями назвали в честь деда по отцу Джона Леннона и британского премьер-министра Уинстон Черчилль. В портовом городе на северо-западе Англии мальчик родился 9 октября 1940 года в семье моряка торгового флота Альфреда Леннона, который на момент появления на свет сына был в плавании. По адресу Ньюкасл-роуд, 9, где жила с Джоном Ленноном его мать Джулия, регулярно поступали финансовые чеки от отца - до его ухода в феврале 1944 года в самоволку. Когда через полгода моряк появился дома, беременная от другого Джулия отказалась принять законного супруга.

Джон с мамой

Джон с мамой

В 1946 году отец навестил ребенка и отвез сына в Блэкпул, собираясь тайно эмигрировать с Джоном в Новую Зеландию. Встревоженная мать с сожителем догнала беглецов и устроила спор с отцом, который предложил пятилетнему малышу определиться, с кем он хотел бы остаться. Дважды выбрав отца, маленький Джон залился слезами, когда мать ушла, и поспешил за ней. Чтобы не рвать душу крохе в дальнейшем, родители Леннона договорились, что Джон будет жить с матерью. После двух жалоб на Джулию в социальные службы мать передала опекунство над сыном своей бездетной старшей сестре Мими, которая жила с мужем в респектабельном пригороде Ливерпуля Вултоне. В их доме на Мэнлав-авеню, 251 Леннон и провел детство и юность, а с отцом в течение ближайших двадцати лет не общался.

Дом, в котором Джон провел детство в Ливерпуле

Дом, в котором Джон провел детство в Ливерпуле

Родители - не боги

"В моей семье было пять женщин, - напишет в своей взрослой автобиографии Джон Леннон, - Сильные, умные и привлекательные, они приходились друг другу сестрами, и моя мать была из них самой молодой и менее всех приспособленной к жизни. Это стало моим первым феминистским образованием. А моим главным отличием было отсутствие привязанности к родителям, и этот опыт я распространял на моих друзей. Мог сказать им, что родители не боги, и мое мнение было авторитетным, ведь я не жил со своим отцом и матерью. С детства я был бунтарем, которого все раздражало, но в то же время я всегда искал любовь и признание".

Как вспоминал о юных годах Джон Леннон, отцы всех мальчиков в его окружении, включая отца Пола Маккартни, советовали сыновьям держаться от него подальше, потому что он не признавал авторитетов и сбивал с правильного пути их благополучных детей. "Так и было, - осознавал "баламут", - я нарушал покой каждой семьи, которую знал. Возможно, поступал так из-за зависти, что у других есть настоящий дом, которого я не имел сам". В то же время Джон не был обделен любовью и заботой родных людей. Он чуть ли не каждый день виделся с матерью и двоюродными братьями, дядя подарил ему губную гармошку, а мама купила сыну его первую акустическую гитару. Правда, хранился струнный инструмент в материнском доме, потому что тетя не считала музыку перспективным занятием и пыталась привить Джону интерес к книгам.

Леннон с гитарой

Излишние амбиции

В средней ливерпульской школе Куари Бэнк, где Джон Леннон учился в 1952-1957 годах, он получил репутацию фигляра. Свидетели того периода описывали его словами "беззаботный", "добродушный", "веселый" и "легкомысленный". В самодельной школьной газете Daily How ученик с художественными способностями размещал свои язвительные карикатуры, а в школьном сочинении на тему "Кем хочу стать" писал: "Счастливым". Когда ему возразили, что он не так понял задание, юный Джон глубокомысленно ответил: "А вы не так понимаете жизнь". Учителя отмечали, что юноша "страдает неуместными амбициями и не туда, куда следует, направляет свою энергию".

Педагоги отмечали, что ученику не хватает усердия, и он не в полной мере использует свои возможности. А плохое поведение Леннона привело к разладу его отношений с тетей. Только благодаря ее вмешательству и содействию руководителя учебного заведения, Леннона после провала школьных экзаменов приняли в Ливерпульский колледж искусств. Однако и там Джон продолжал получать замечания по поведению, и над ним постоянно нависала угроза отчисления. По словам однокурсницы, а впоследствии первой жены и матери старшего сына Леннона Синтии Пауэлл, на предпоследнем курсе Джона таки выгнали из колледжа, потому что за год он не выполнил ни одного учебного задания. Дело в том, что приоритетом у Леннона тогда уже была музыка: свою первую скиффл-группу The Quarrymen, преобразованную вскоре в The Beatles, Джон сформировал в 15 лет, и именно на ее выступлении он познакомился с Полом Маккартни, которого пригласил к нему присоединиться.

Леннон и Маккартни

Первые выступления Джона и Пола

Ярость и вдохновение

Выглядел в то время Леннон (с узким галстуком, в жилете, укороченных брюках-дудочках и в замшевых ботинках на платформе) как представитель первой молодежной субкультуры 1950-х годов Тедди-бои, которые своим "неформальным" внешним видом бросали вызов обществу. Но настоящий вызов Леннона вызвала гибель в 1958 году 44-летней Джулии: мать четверых детей сбила на перекрестке машина, за рулем которой находился пьяный полицейский, который еще и не умел управлять. Тетушка Мими назвала отстраненного от работы, но не наказанного виновника наезда убийцей (в дальнейшем он стал почтальоном и доставлял участникам "ливерпульской четверки" корреспонденцию от поклонниц). Джон Леннон два года запивал свое потрясение алкоголем и часто становился инициатором драк, в которых давал выход своей "слепой ярости".

Смерть матери нанесла Джону, которому тогда еще не исполнилось восемнадцати лет, большую душевную травму, но вместе с тем сблизила Джона Леннона с Полом Маккартни, который тоже в юности потерял мать. Как ни парадоксально, потрясение подарило Леннону много вдохновения для творчества. В память о Джулии в репертуаре The Beatles появилась композиция Julia. Матери так же посвящены две песни Джона Леннона из его сольного альбома John Lennon/Plastic Ono Band - это синглы Mother и My Mummy's Dead. В честь матери музыкант назвал в 1963 году и своего первенца Джулиана (детей Джону Леннону родили первая жена Синтия Пауэлл и вторая спутница Йоко Оно).

Джон Леннон Джон Леннон Джон Леннон Пластик Оно группа

"Персональный Элвис"

Джон Леннон в молодости был для битлов, по словам Маккартни, их "персональным Элвисом". Несмотря на то, что первые поп-песни группы в глубоких текстах не нуждались, потому что в то время значение имело только звучание, а не любимая Ленноном игра слов, в которой он продемонстрирует свое мастерство в дальнейшем, участники коллектива его обожали. Причинами уважительного отношения музыкантов к Джону Леннону Пол Маккартни называл его остроумие, интеллект и харизму: "Джон был старшим и самым сообразительным из всех нас - это была черта лидера". Джон мог посмеяться над аристократами на выступлении в Королевском варьете, попросив зрителей на дешевых местах похлопать в ладоши, а на дорогих ложах, где присутствовали члены британской королевской семьи, включая королеву-мать, - побряцать драгоценностями.

Битлз

The Beatles получили Орден Британской империи

Но правящая семья не обиделась: в 1965 году The Beatles получили признание британского истеблишмента и в честь дня рождения королевы получили Орден Британской империи. Между непрерывными гастролями (из-за работы музыкант, как в свое время и его отец, "пропустил" рождение сына), съемками фильмов и написанием песен Джон Леннон подготовил в 1960-х годах два сборника миниатюр "Пишу как пишется" и "Испалец в колесе" (название перевода отражает каламбурную стилистику автора). Напряженный график и случайное знакомство на вечеринке с запрещенными веществами открыли творцу доступ к LSD. Леннон набрал вес и назвал потом то время периодом "толстого Элвиса".

ЛСД и пацифизм

В 1966 году Леннон дал первое свое скандальное интервью, в котором отметил, что битлы "популярнее Христа", предрекая конец христианства. В Англии общественного резонанса такие утверждения не имели, а в США вслед за публичным сожжением записей The Beatles, пикетами членов Ку-клукс-клана и личными угрозами Леннону была прекращена концертная деятельность коллектива. После заключительного концерта группы 29 августа 1966 года Джон снялся в единственном художественном фильме со своим участием, где не фигурировал The Beatles: это была антивоенная сатирическая комедия "Как я выиграл войну". А всего Джон Леннон снялся в роли самого себя в 35 художественных фильмах и принял участие в 20 телевизионных программах.

Как я выиграл войну

По утверждению ирландского писателя Иена Макдональда, пристрастие к психоделическим наркотикам привело Леннона в тот период на грань "потери самоидентификации". Но другим измерением такого стимулирования творческих способностей стало создание текстов, названных критиками Time "удивительно изобретательными". После выпуска сингла Strawberry Fields Forever и выхода знакового альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (поворотный момент в творчестве The Beatles) Леннон заявил о себе как автор куплетов со смыслом, контрастирующих с незатейливыми песнями раннего периода группы, когда их писали соавторы Джон Леннон и Пол Макартни. А пацифистская позиция автора в песне All You Need Is Love стала достоянием 400-миллионной международной аудитории спутниковой трансляции "Наш мир".

Это еще не все.

Известие о смерти ливерпульского менеджера The Beatles Брайана Эпстайна застало Джона Леннона и участников коллектива на тренинге по трансцендентальной медитации. Техника индийского гуру с применением личной мантры по раскрытию потенциала и снижению стресса не уберегла Леннона от осознания будущих проблем. "Я испугался за судьбу группы, - вспоминал лидер, - ведь мы умели только играть музыку. Значит, на этом все?". Организатором первого пост-эпстайновского проекта группы стал Пол Маккартни. Телефильм Magical Mystery Tour стал первым провалом The Beatles у критиков и зрителей, но созданный под влиянием творчества британского сказочника Льюиса Кэрролла саундтрек Джона Леннона I Am the Walrus имел успех.

Группа The Beatles и Махариши Махеш Йоги

Из Индии в Лондон битлы вернулись с новым вдохновением и расхождением взглядов на трансцендентальную медитацию. Попыткой достижения "творческой свободы в рамках бизнес-структуры", по словам Леннона, стала коммерческая деятельность новосозданной корпорации Apple, которая состояла из компании звукозаписи Apple Records и других дочерних подразделений. Дебютная запись под лейблом Apple называлась Revolution и выпускалась в период общественных волнений и протестов. Но на этот раз пацифистские идеи в песнях Джона Леннона вызвали насмешки политических радикалов. Напряженность во время записи "Белого альбома" Леннон усугубил нарушением договоренности не приглашать на студийные сессии жен и подруг. Отныне рядом с ним всегда находилась японская художница Йоко Оно, которую музыканты потом обвиняли в развале группы.

Что он в ней нашел?

На момент встречи с 33-летней новой подругой Леннону было 25 лет, и он ничего о странной японке не знал, кроме того, что она через объявление в газете искала для съемки 365 "интеллектуальных задниц". Зато Йоко Око хорошо представляла финансовое состояние Джона Леннона и при любой возможности напоминала о себе с целью выудить средства на организацию выставки. Он дал ей деньги на арт-проект и впоследствии попал в резонанс с концептуальными идеями загадочной барышни. Вскоре они стали парой, которая жила под брендом Джон & Йоко. Эти двое пытались слиться в одно целое: одевались в одинаковые белые костюмы, имели такие же прически, разделяя на средний пробор длинные волосы, и объединяли свои лица в совместном фильме. Среди их арт-затей были запуск в небо 365 белых надувных шаров с надписью "Ты здесь", 30-минутная короткометражка с улыбающимся Ленноном и 20-минутная миниатюра "Автопортрет" с крупными планами интимных мест Джона.

Йоко Оно и Леннон, март 1969 года.

Женившись в 1969 году, Леннон и Оно изобразили сцены своего медового месяца в серии литографий Bag One, где 8 из 14 изображений были запрещены и конфискованы как непристойные. Творчество Леннона в этот период продолжало выходить за рамки The Beatles: креативные супруги записали три альбома экспериментальной музыки, создали группу Plastic Ono Band, выпустили концертную запись Live Peace in Toronto 1969 и записали три песни Джона Леннона: Instant Karma, Cold Turkey (документальное свидетельство состояния от прекращения приема героина) и Give Peace a Chance (композиция против войны во Вьетнаме сочеталась с "постельной антивоенной акцией" Йоко и Джона в номере фешенебельного отеля). Рядом с авангардной художницей Леннон и сам чувствовал себя художником, которым он, собственно говоря, и был на самом деле. Неординарным опытом необычной пары был организованный Йоко адюльтер с их секретаршей Мэй Пенг: по древней японской традиции жена сама должна была подобрать любовницу мужу, если он терял к ней интерес. Пожив некоторое время врозь, Леннон вернулся ко второй жене, оставив на произвол судьбы смущенную любовницу, которой не смог ничего объяснить.

Джон Леннон и Йоко Оно в первый день протестной акции "В постели за мир"

Джон Леннон и Йоко Оно в первый день протестной акции "В постели за мир"

Освобождение от боли

Другим важным разрывом в жизни Леннона стал в 1969 году выход из группы The Beatles. Пожалел он лишь о том, что согласился повременить с соответствующим публичным заявлением (ведь группа была связана с деловыми обязательствами и рекламной кампанией нового альбома). Джон Леннон почувствовал себя обманутым, когда "сливки" с распада группы снял Пол Маккартни, который объявил о своем выходе из коллектива первым, использовав это событие как повод для рекламы своего сольного альбома. "Я создал эту группу, я должен ее и распускать", - считал Леннон.

Он глубоко обиделся на Маккартни еще и из-за того, что тот недолюбливал Йоко Оно и сконцентрировал власть над совместным с основателем проектом в собственных руках. Но несмотря на атаки Леннона на Маккартни в песне How Do You Sleep и трехлетние споры с бывшим другом в СМИ, этот творческий дуэт остается самым успешным в истории поп-культуры. Джон Леннон и Пол Маккартни впоследствии то сближались, то отдалялись друг от друга, а подытожил Джон свои непростые чувства таким признанием: "В своей карьере мне довелось работать с двумя выдающимися людьми - Полом Маккартни и Йоко Оно, и это достойный выбор".

Джон Леннон и Йоко Оно на пресс-конференции, посвященной идее Нутопии

В 1970 году Джон и Йоко прошли курс психотерапии в Лондоне и Лос-Анджелесе с целью избавления эмоциональной боли, накопленной с раннего детства. Леннон выпустил сольный альбом с исповедальными текстами, которые хоть и имели ограниченный коммерческий потенциал, однако понравились критикам. Вокал Леннона в композиции God был назван "очевидно, лучшим исполнением в истории рок-музыки". В песне Mother Джон рассказал о том, как чувствовал себя брошенным в детстве, а композиция Working Class Hero стала ожесточенной критикой буржуазной социальной системы (из-за строк "Вы все еще чертовы крепостные" обличительную песню не принимали на радио). Борец выступал в поддержку опального андеграундного издания и пропагандировал мир без религиозных конфессий, отвергая идею "мой Бог важнее твоего". Протестуя против вторжения своей страны в Нигерию, а также осуждая поддержку Великобританией вторжения США во Вьетнам, музыкант вернул королеве врученный ему ранее Орден Британской империи.

Америка против Леннона

После переезда в 1971 году в Нью-Йорк Леннон и Оно стали активными участниками американского леворадикального движения. "Стратегической контрмерой" против антивоенных выступлений музыканта со стороны администрации президента Ричарда Никсона была попытка его депортации. Судебная тяжба длилась четыре года, и до 1976 года иммиграционная служба США отказывала Джону в праве проживания за океаном. Двойной альбом Леннона Elephant's Memory поднимал темы прав женщин, межрасовых отношений, роли Великобритании в конфликте с Северной Ирландией и проблем автора в получении грин-карты. Коммерческий провал лонгплея был ожидаемым. Критики обзывали Леннона "жалким стареющим революционером", и два благотворительных концерта в Нью-Йорке в помощь пациентам психиатрической больницы стали последними полноформатными выступлениями музыканта.

Из-за угроз убийства во время выступлений Джон Леннон вынужден был прекратить концертную деятельность. В отличие от Йоко Оно, ему американские власти долго отказывали в разрешении на проживание в США, а после выступлений за права индейцев, за освобождение молодежного лидера Джона Синклера и за смягчение условий содержания в тюрьмах борцу было приказано в двухмесячный срок покинуть страну. От длительной депрессии Леннона спасло рождение 9 октября 1975 года второго сына Шона. После этого радостного события отец двоих детей Джон Леннон, который практически не принимал участия в воспитании первенца Джулиана (налаживание отношений со старшим сыном он планировал на будущее, которого не наступило) решил использовать предоставленный судьбой шанс, чтобы стать хорошим отцом хотя бы для младшего Шона.

Леннон с сыном и женой

Пауза или финал?

Музыкант решил прервать карьеру и в следующие пять лет посвятил себя семье. Во время творческого перерыва он только рисовал и писал автобиографическую книгу. Летом 1980 года Леннон провел приятный отпуск на Бермудах и путешествовал на парусной лодке вместе с маленьким сыном. Тогдашний музыкальный материал Леннона отражал его удовлетворенность семейной стабильностью. Но новые записи Джона вышли уже после его смерти, в 1984 году. Жизнь Леннона оборвалась 8 декабря 1980 года. Он погиб от пуль фаната Марка Чепмена, которому в день смерти подарил собственный автограф. Убийца не пожалел 50 долларов фотографу, который должен был зафиксировать момент его пребывания рядом с кумиром во время подписания музыкантом для него альбома. Когда Джон и Йоко вернулись домой около 22:50, отпустив лимузин у входа в арку здания "Дакота", Чепмен, который ждал их возле дома, разрядил свой револьвер Леннону в спину и плечо.

Леннон дает автограф своему убийце Марку Чепмену (справа)

Леннон дает автограф своему убийце Марку Чепмену (справа)

"Мне больно", - успел сказать Джон консьержу, теряя сознание. Пули, раскрывшиеся в теле, попали в Леннона с близкого расстояния и пробили аорту, поэтому шансов на жизнь у музыканта не было. После прибытия в 23.15 полицейской машины с окровавленной жертвой убийства в больницу медики констатировали смерть Джона Леннона. На следующий день Йоко известила поклонников, что похорон не будет, и после кремации развеяла прах мужа в Центральном парке, возле дома, в котором он с ней жил и где 91-летняя вдова живет до сих пор. На месте "упокоения" праха в Нью-Йорке впоследствии появился мемориал "Земляничные поля". А убийца, отбывающий пожизненное заключение, объяснил, что лишил своего кумира жизни из зависти к его популярности и желания подобной славы. Сейчас бы 69-летнего "засекреченного" узника американской тюрьмы "Аттика", который не дает интервью и не позволяет себя снимать на фото или видео, уже могли бы выпустить на свободу (такое разрешение предоставляется по американским законам специальным решением после 20-летнего отбывания наказания), но не делают этого "для его безопасности" и ради "общественного спокойствия". Впрочем, сторонники "теории заговора" изначально не сомневались, что убийцу Джона Леннона спрячут от внимания мира навсегда.

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.