Исполнительница роли Гамлета была знакома с европейскими монархами, имела в собственности два театра, гастролировала в персональном поезде и получала гонорары золотыми монетами, которые никогда не доверяла банкам: перевозила свое сокровище в денежном мешке, а хранила в сундуке под кроватью. Публика стремилась попасть на незаурядные спектакли не столько ради гениальной игры, сколько из-за ажиотажа, сопровождавшего каждое ее выступление. Всей своей судьбой примадонна утверждала, что Сара Бернар - легенда.
Беда началась
События своей биографии продавщица мифов подавала так, как было лучше для ее звездного имиджа. В мемуарах "Моя двойная жизнь" Сара Бернар отмечала, что "легенда побеждает историю". В прошлом артистки иногда натыкаемся на разночтения, из-за которых спотыкаемся, пытаясь выстроить ее непростой путь к славе.
Первым белым пятном является происхождение. Если род занятий матери вопросов не вызывает, то об отце Сара Бернар так ничего и не прояснила. Его личность неизвестна, хотя "вброшенных" версий сразу две: возможными кандидатами иногда называются молодой адвокат Эдуард Бернар или офицер французского флота Поль Морель.
Генриетта Розина (первое имя) родилась 22 октября 1844 года, а за год до этого события парижская куртизанка Юдифь стала матерью девочек-близняшек, которые прожили всего две недели. После Генриетты Розины, в дальнейшем Сары, мать Джудит Бернар родила ее младших сестер Жанну и Режин (все дочери - от разных неизвестных родителей).
Оставленная под присмотром чужих людей, Сара до четырех лет успела неоднократно подвергаться опасности: в отсутствие сиделки на ней вспыхнуло платье от пламени камина, и малышку чудом спасли соседи, а в другой раз девочка упала, сломав руку и ногу (ту самую, которая впоследствии будет ампутирована). В подростковом возрасте девочка страдала болезненной худобы и постоянно кашляла.
Врачи даже предрекали ей раннюю смерть от туберкулеза. Это так повлияло на детское сознание, что Сара Бернар... потребовала гроб. Биографы пишут, что дочь сама попросила мать заблаговременно купить ей эту необходимую вещь. Покупка не простаивала без надобности: в этом "предмете интерьера" девочка спала и даже фотографировалась, эпатируя потом мир жуткими снимками.
Как открывался занавес
Несмотря на еврейские корни, девочка была крещеной и провела часть детства в монастырской школе, в которой у нее появилась мечта стать монахиней. Когда Сара устремила взгляд к небу и патетически произнесла, что предана Богу, мамин друг герцог де Морни едва сдержал аплодисменты: у дочери куртизанки угадывался актерский дар. Оценив сцену, мужчина предложил свою помощь в обучении Сары актерскому мастерству.
Герцог де Морни оплатил ее занятия в драматическом классе Парижской консерватории. А по пластике и дикции Сару готовил к вступительному этюду Александр Дюма (отец). Юная Бернар поступила в театральную альма-матер в 13 лет и закончила ее в 1862 году. Когда при устройстве в труппу давний страх сцены помешал выпускнице впечатлить учителей, де Морни снова оказал неопытной актрисе протекцию в получении места в "Комеди Франсез".
Сара Бернар, фото Надара 1864 г.
"Когда медленно открылся занавес, я была близка к потере сознания, - вспоминала Сара Бернар, - Тогда открылся занавес моей жизни".
Дебют в театре "Комеди Франсез" состоялся в сезоне 1862 года и оказался провальным. Знакомство с актерской профессией началось у Сары с главной роли в постановке "Ифигении" по пьесе Жана Расина. Театральным событием выход Бернар на сцену не стал. Никто из критиков не разглядел в молодой дебютантке будущую звезду. Как и предполагали рецензенты, вскоре она исчезла с афиш. Сара извинилась за провал педагога, однако наставник был непреклонен: "Я вас, дитя, прощу, но Расин в своей могиле - не сможет".
Все только начинается
На нервах дебютантка поссорилась с ведущей актрисой и даже подняла на приму руку. Этот конфликт стоил Бернар разрушенной репутации и потери места в престижной труппе. Сотрудничество со скандалисткой было прекращено, и возвращение Сары в "Комеди Франсез" состоялось только спустя десятилетия.
Черная полоса после увольнения из театра хранит личные тайны, старательно убранные из биографии звезды. О последующих годах ее жизни известно лишь то, что в непростой период Сара сменила несколько любовников. Кто-то стыдливо избегает темы проституции, вообще замалчивая тяжелые времена в судьбе Сары. Другие источники их признают, как и опыт куртизанки. Если это так, то пойти по стопам матери дочь заставили тяжелые обстоятельства. В 1864 году Сара осталась без средств к существованию, с незаконнорожденным сыном Морисом на руках. Отцовство приписывают бельгийскому принцу, который якобы со временем был готов признать сына и предложить ему наследование титула, однако единственный отпрыск выдающейся матери ответил, что его устраивает фамилия Сары Бернар.
Сойти с "кривой дорожки" будущей звезде удалось, лишь наладив актерскую карьеру. В 1868 году творческим прорывом для Бернар стала успешная постановка пьесы Александра Дюма "Кин, или Распутство и гений". А в 1872 году театр "Комеди Франсез" вернул актрису в труппу.
Даже Станиславский поверил.
Наибольший восторг публики вызвали драматические образы актрисы и ее сцены смерти. Театралы говорили, что "никто не умирал лучше Бернар". Выдающийся деятель театра Константин Станиславский признавал у Сары Бернар совершенную технику и ценил ее за художественный вкус, но одновременно не воспринимал определенную искусственность игры и ее намеренную эффектность. Ставя в приоритет изображение страстей, Сара Бернар нередко перебарщивала с экспрессией, но подобный стиль игры был тогда нормой и зрителей не смущал.
Сара Бернар в постановке "Федра" Жана Расина
Судьбоносной для Сары Бернар стала роль Маргариты Готье в спектакле "Дама с камелиями" по роману Александра Дюма. Актриса выходила на сцену в этом образе тысячу раз, и всегда зал в сцене смерти героини ронял слезу.
Популярные авторы Эдмон Ростан и Викторьен Сарду писали пьесы специально для Сары Бернар. Среди лучших работ актрисы - "Теодора" Викторьена Сарду, "Федра" Жана Расина и "Эрнани" Виктора Гюго. Увидев Бернар в образе Королевы Испании в постановке "Рюи Блаз", Гюго назвал ее "Золотым голосом" (говорят, что 27-летняя актриса имела с 70-летним классиком французской литературы роман). Кстати, обладательница выразительной дикции отказалась от услуг суфлера: свои роли она помнила безупречно и никогда не импровизировала с текстом.
Женщина без меры
Мужские роли Сары Бернар были "изюминкой" спектаклей и дополнительно привлекали внимание публики. За роль молодого трубадура Наполеон III подарил Саре Бернар бриллиантовую брошь с ее инициалами. Актриса вживалась в образы герцога Рейхштадтского и принца Датского. Наряду с роковыми девами Бернар играла героев-мужчин: Вертера, Занетто, Лорензаччо, сына Наполеона и даже Гамлета. Наверное, это был единственный случай, когда одна исполнительница играла в классической пьесе Офелию и Гамлета последовательно. В 46 лет актриса сыграла 19-летнюю Жанну д'Арк, в 56 лет - 20-летнего сына Наполеона Бонапарта, а в 70 - 13-летнюю Джульетту.
Сара Бернар в роли Гамлета, фото из архива Библиотеки конгресса
Будучи владелицей театров (в 1893 году звезда приобрела "Ренессанс", а в 1898-м - "Насьон", ставший Театром Сары Бернар), примадонна сама режиссировала постановки, выбирала пьесы и утверждала себя на роли, за что недоброжелатели назвали ее "женщиной без меры". Бернар выходила на сцену до 77 лет (умерла в 78) - вернее, ее выносили: после ампутации ноги из-за травмы колена (сломанную ногу повторно повредила на гастролях в Рио-де-Жанейро) мадам не носила протез и играла в антикварном кресле.
В течение профессиональной карьеры Сара Бернар сыграла в 125 спектаклях и почти двух десятках немых фильмов. Первой из выдающихся исполнительниц снявшись в кино, она "легитимизировала" новый вид искусства, а кинематографическую игру стандартизировала. Вклад актрисы в развитие мировой киноиндустрии отмечен именной звездой на голливудской аллее славы.
Вездесущность повышает популярность
Сара Бернар много гастролировала, добралась и до Украины. В 1881 году звезда посетила Киев и Одессу; 1892 - Киев, Одессу, Харьков; 1908 - Киев. Мировая знаменитость играла у нас Маргариту Готье, Тоску, Клеопатра, Федру и других.
В начале ХХ века театралы говорили, что газетами и афишами с этой актрисой можно обернуть земной шар, а куча ее фотографий сравнится по высоте с Эйфелевой башней. Каждое выступление звезды становилось событием, подготовленным по канонам рекламных технологий. Эта исполнительница первой в театральной среде приблизилась к пиару и мерчандайзингу. Ее имя стало брендом, и его популяризировали многочисленные портреты и сувенирная продукция.
Сара Бернар в роли Клеопатры
"Богиня сцены" неустанно позировала художникам, фотографам и скульпторам, понимая, что "вездесущность повышает популярность". О Саре Бернар напоминали именные духи, перчатки, мыло, пудра и даже сорт пиона селекции 1906 года.
Пока сценографы любовались пластикой звезды, сама она интересовалась их полем деятельности: изобрела повторяющиеся сценические декорации. Автор многочисленных портретов и скульптур хорошо разбиралась в своем деле, если эти работы разобрали коллекционеры и мировые музеи. Полсотни шедевров Сары Бернар выставлялись в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. Аукционная стоимость белого мраморного рельефа, сделанного и подписанного Сарой Бернар ("Офелия"), в 2017 году составила более $385 тысяч. Актриса также писала пьесы, критические статьи и даже роман ("Маленький идол"). Американский писатель Генри Джеймс назвал примадонну воплощением женского успеха и гением саморекламы.
Дела сердечные
Бурная личная жизнь была главной темой, подпитывавшей интерес к этой яркой персоне у публики. Зрители обсуждали связь Сары Бернар с художницей-экспрессионисткой Луизой Аббема. Актриса восхищала Зигмунда ФрейдаМарселя Пруста, Эдмона Ростана, Оскара Уайльда (как муза). Сара имела отношения с коллегами-артистами Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли, а ее последний роман вспыхнул в 66 лет с американским актером Лу Теллегеном, который был вдвое моложе примадонны (любовь длилась около четырех лет).
Актер Жак Дамала в постановке "Maitre de Forges" 1883 года
Законный брак у звезды тоже произошел. В 1882 году Бернар вышла замуж за греческого военного и дипломата Аристидеса Дамаласа, известного в театральных кругах как Жак Дамала. Избранник был на 11 лет младше жены, которая обучала его актерскому ремеслу, надеясь выступать вместе. По мнению коллег, протеже влюбленной звезды был полнейшей бездарностью, но Сара таких мелочей не замечала. "Этот древнегреческий бог - муж моей мечты", - почтительно представляла она избранника репортерам. Однако в прессе на их пару вскоре начали рисовать карикатуры. Возлюбленный красавец оказался плейбоем, картежником и наркоманом.
Сильный и слабый пол
Муж требовал, чтобы Сара взяла его фамилию (и сделала ее известной). А еще его беспокоила разница в вероисповедании (он был православным, она - католичкой). Грек раз за разом пропадал из дома, а когда возвращался, то просил у жены прощения и денег, чтобы рассчитаться с долгами и девушками.
Одна из театральных статисток даже родила от Дамалы ребенка и принесла "подарок" в корзине под дверь к Саре (малыша приютил друг горе-папы). Жена спасала мужа из передряг и отменяла спектакль, когда он звонил из Марселя, умоляя забрать его домой. Конец был близок: В 1899 году Жака погубила передозировка морфина.
Жизнь в роскоши и в дальнейшем не избавляла женщину от проблем: Сара тратила состояние на выплату долгов сына Мориса. Он любил путешествия, дорогие подарки и азартные игры, а его мать до последней возможности работала на сцене и помогала фронту.
На страже отечества
Во время французско-прусской войны Сара Бернар заботилась о защитниках столицы, превратив театр "Одеон" в солдатский госпиталь. Артистка просила жертвовать на его нужды покровителей, а сама не гнушалась работы сестры милосердия.
Сара Бернар с внучкой
А в Первую мировую войну, уже со слабым здоровьем, актриса выступала на фронте в поддержку военных, за что получила офицерское звание и орден Почетного легиона.
Умерла легендарная Сара Бернар 26 марта 1923 года из-за отказа почек. Потеряв сознание в своем парижском доме 15 марта, последнюю неделю жизни звезда провела в обмороке. В театре закрыли занавес на сцене, как только сын сообщил труппе о смерти матери. Упокоилась гордость Франции на мемориальном парижском кладбище Пер-Лашез. Гроб Сары Бернар несли шестеро красивых молодых мужчин, а провожали легенду 150 тысяч французов.
Фото: wikipedia.org, plomin.club