Если бы карикатуристу, презиравшему пейзажистов, в юности сказали, что треть своей жизни он посвятит изображению кувшинки в домашнем пруду, художник бы рассмеялся. Но на творческом пути художника от ненависти к увлечению бывает только шаг.
Прибыльное развлечение
Один из основателей импрессионизма – коренной парижанин. Оскар Клод Моне родился в семье столичного бакалейщика 14 ноября 1840 года. Когда сыну исполнилось 5 лет, отец перевез семью в нормандский Гавр. В дальнейшем он видел сына продолжателем семейного дела, но у судьбы были на Оскара Клода свои планы. В юности Моне больше слонялся по округе, чем учился, убегая от скучных уроков на реку и к скалам. Одинокие прогулки по живописным окрестностям доставляли парню эстетическое наслаждение, а в мрачной школьной обстановке он развлекал себя разрисовкой тетрадей. На цветных обложках не было свободного места от «непочтительных» портретов педагогов: в карикатурном изображении учителей Моне довел свое мастерство до совершенства. С 15 лет Клод уже получал заказы и зарабатывал по 20 франков за портрет: способности карикатуриста оценила вся школа, а вскоре и город. Без проблем школьник собрал своими заработками 2000 франков.
Клод Моне с семьей, 1880
Судьбоносная встреча
Выставляя свои карикатуры на продажу в местном художественном магазине, Моне чувствовал гордость за собственное искусство и проявлял пренебрежение к «банальным» работам соседей по витрине. Юный художник унижал пейзажистов и даже не хотел знакомиться с человеком, чьи полотна видел рядом со своими непревзойденными «шедеврами». Но однажды «отвратительный» коллега зашел в магазин в присутствии карикатуриста Моне, и владелец не мог их не представить друг другу. Новый знакомый оказался интересным художником Эженом Буденом. Владелец мягкого голоса выразил восхищение карикатурами Моне и посоветовал развиваться в творчестве – учиться видеть красоту природы и писать пейзажи. После непродолжительного сопротивления Моне согласился составить пейзажисту компанию на этюдах. В конце концов глаза его открылись, вспоминал импрессионист, и он стал тем, кем стал.
"Вид на Руэль", Гавр 1858 г., один из ранних пейзажей Моне
Благодаря тёте
С рекомендациями от Будена и его друзей-художников Моне отправился в Париж учиться у мастеров. Но в Школу изобразительных искусств поступать не торопился, и отец отказался от его содержания. Спасла тетка, которая сама рисовала и делилась с молодым дарованием своей мастерской в Гавре. Теперь она посылала любимому племяннику деньги на дорогую жизнь в мировой столице и даже откупила его от дальнейшего прохождения военной службы после лечения брюшного тифа, которым призывник заболел в Алжире. В 1861 Моне поступил на факультет искусств университета в Гавре, однако и там долго не продержался. Оставив альма-матер из-за творческих разногласий с преподавателями, Клод стал посещать студию живописи Шарля Глейра, где нашел единомышленников: Огюста Ренуара, Фредерика Базыля и Альфреда Сислея. Сверстники со схожими взглядами на искусство впоследствии основали новое творческое направление в живописи – импрессионизм.
Impression или впечатление
Франко-прусская война заставила художника скитаться по Европе. В Лондоне его работы не были допущены на выставку Королевской академии, а в Нидерландах, где Моне собирался бросить якорь и написал 25 полотен, полиция обвинила художника в революционной деятельности. После возвращения в родную Францию в 1872 году живописец создал тот самый свой пейзаж, который дал название новаторскому течению: Impression, soleil levant («Впечатление, восход солнца»).
«Впечатление, восход солнца» (Impression, soleil levant) , 1872. Музей Marmottan Monet, Париж
Работу, определившую новое художественное направление, продемонстрировали зрителям на первом импрессионистском вернисаже 1874 года. Но критики новацию не оценили и отозвались об увиденном в том смысле, что на выставке было только «впечатление». Потребовалось 6 лет, чтобы новый стиль нашел отклик у галеристов. В 1880 году Клод Моне получил предложение от Дюрана Рюэля продавать его картины на постоянной основе, и финансовые дела живописца быстро пошли вверх.
Главная тема
В 1883 году импрессионист купил знаменитое здание в Живерни (Северная Нормандия, 80 км от Парижа), где прожил четверть века. На территории усадьбы хозяин обустроил пруд в японских традициях, копию которого японцы сделали для туристов и у себя.
Так сейчас выглядит сад, созданный Клодом Моне.
Художник сам разрабатывал дизайн сада и реализовывал его на участке. Там появился декоративный мостик, а поверхность пруда украсили собственноручно подобранные водяные лилии и кувшинки – те самые, что Моне рисовал на протяжении последних 26-30 лет жизни.
Водяные лилии на картинах художника разных лет
Цветы на водной глади стали единственной темой его творческих свершений позднего периода. Один и тот же вид художник переносил на полотно в разных вариациях 250 раз! Первая серия полотен с изображением пруда и кувшинок была написана в 1898-1908 годах. Вторую серию из 25 картин художник создал в 1900 году, третью – в 1903-1908 годах.
Зал с лилиями в Musée de l'Orangerie
В 1920-х годах музей «Оранжери» пополнился двумя овальными залами (в форме пруда), построенными за казенные средства для постоянной экспозиции восьми больших полотен Моне с кувшинками (их импрессионист писал в конце жизни специально для этих залов).
Моне в собственной мастерской, 1920 г.
Особый взгляд
Кстати, мало кто знает об особенностях цветового ощущения французским художником. Свои водяные лилии он видел, например, не белыми, как обычные люди, а голубыми: после двух офтальмологических операций в 1912 году по замене хрусталика Клод Моне, страдавший катарактой, стал видеть мир в ультрафиолетовом спектре, поэтому в его картинах такая необычная передача цвета. Импрессионист действительно имел особый взгляд на мир. Это касалось и склонности к «тиражированию» – созданию серий полотен на одну тему. В творчестве художника эта тенденция зародилась в 1877 году: первой серией из 12 полотен стал «Вокзал Сен-Лазар». Далее последовали (кроме кувшинок) серии «Долина Грез» (10 полотен), «Стога» (22 панно), «Тополя» (11 картин), «Руанский собор» (35 работ), «Лондон» (98 городских пейзажей маслом и 26 пастельных рисунков), «Венеция» (28 картин).
Художник в своем саду
Подражателей не осталось
Последнюю работу Клод Моне создал в 84 года – за два года до смерти. Умер художник от рака легких 5 декабря 1926 и был похоронен на церковном кладбище в Живерни. В семейной могиле рядом с мужем упокоилась вторая жена Алиса Ошеде, с которой Моне прожил 18 лет (замуж за Клода она вышла в 48 лет, а до этого помогала живописцу по хозяйству и ухаживала за его детьми от первого брака). Там же похоронены сыновья и невестки художника. Унаследованные картины отца Мишель Моне (сын от брака с первой женой Камиллой Донсье) незадолго до гибели в автокатастрофе (за несколько недель до 88-летия) передал в 1966 году музею Marmottan Monet. Стоимость такого дара трудно себе представить: это самая большая коллекция работ знаменитого художника в мире. Одна из картин "Водяные лилии" продалась в 2015 году с аукциона Sotheby's за $54 миллиона.
Фото: en.wikipedia.org