Уже нет тех государств, где он родился и умер (Священная Римская и Австрийская империи), а имя Бетховена в XXI веке означает не меньше, чем в XVIII. Не слыша нот, гений виртуозно играл на нескольких инструментах, писал симфонии и дирижировал оркестром. Отобрав физический слух, судьба оставила ему слух музыкальный, которого хватило для создания бессмертных шедевров во всех жанрах.
Не второй, а первый
Из него не вышло, как желали родители, «второго Моцарта», а вышел «первый Бетховен». Великий же австрийский предшественник, услышав уникального последователя в Вене, предсказал, что о нем узнает мир. Так и вышло, причем при жизни знаменитого композитора. А отмерено ему было всего 56 лет, 30 из которых он прожил в глухой тишине, один на один с внутренним камертоном. Как ни парадоксально, именно эти годы стали ключевыми в непревзойденном творчестве музыканта, когда он подарил человечеству свои лучшие симфонии, оперу, хоровые произведения, музыку к театральным импрезам, сонаты, увертюры, квартеты и концерты.
Один из самых интересных для исполнителей всех времен и народов авторов классической музыки наделил собственным «голосом» фортепиано, позволив ему отличаться от клавесина. Именно этот легендарный немецкий композитор стал создателем «фирменного» фортепианного стиля: с драматическими возможностями противопоставления крайних регистров (на клавесине игра ограничивалась средними), форсированием громкости и глубины звука (ранее не принято было постоянно пользоваться педалью).
Сын тенора, внук баса
Родился феноменальный ребенок 16 декабря 1770 в Бонне – в семье потомственных музыкантов. Людвига назвали в честь деда (выходца из южных Нидерландов), дослужившегося до руководителя придворной капеллы в эрцгерцогстве Австрии. Родители будущего композитора были певцами придворной капеллы: дед – басом, отец – тенором (мать – дочь придворного шеф-повара).
С нежных лет Людвига-младшего познакомили со скрипкой, органом и клавесином, и уже в 8 лет парень дал свое первое публичное выступление в Кельне. Учителя настраивали талантливого ученика для выполнения «темперированных клавиров», так что юный Бетховен рос на нотах Баха, Моцарта и Гайдна. В 12 лет в репертуаре помощника придворного органиста появилось первое собственное произведение: вариация на тему известного марша. В детстве Людвиг ван Бетховен написал три соната и ряд песен, одну из которых – «Сурок» – современные дети изучают в школе.
Родители Бетховена: Иоганн и Мария Магдалена
Бетховену же после ухудшения материального положения семьи (в связи со смертью деда) школу пришлось рано оставить и заниматься самообразованием. Кроме музыки, он увлекался литературой, языками и философией: читал на немецком, французском, итальянском и латыни, с детства пытаясь, по его словам, узнать сущность учения самых известных мудрецов разных эпох. И не было в этом багаже произведений, которые оказались бы для Бетховена слишком сложными: включая труды Гомера, Плутарха, Шекспира, Гете и Шиллера.
Титул не является достижением
А вот учиться у Моцарта Бетховена не пришлось. Захватив корифея импровизацией («Об этом юноше будут говорить все!», – сказал в 1787 году Моцарт), 17-летний Людвиг покинул Вену из-за смерти матери. В заботе о младших братьях Бетховене было не до занятий: пришлось устроиться альтистом в оркестр, где он играл произведения того, кто мог стать его учителем. И уже через два года музыканту удалось возобновить обучение.
Он посещал лекции в университете в Бонне, когда Европу встряхнула революция во Франции. Традиционно передовые университетские преподаватели были приверженцами «левых» идей, и Бетховен под влиянием сборника революционных стихов одного из профессоров написал свое произведение о социальной справедливости. В его «Песне свободного человека» было такое выражение: «Свободным является тот, кто не считает преимуществом происхождение и титул».
Молодой Бетховен (1801), картина Карла Т. Риделя
В этом смысле Бетховен мог считать себя свободным. Он позволял себе не только «неформальную» прическу и небрежную одежду, но и резкие суждения и независимое поведение. Прекращал выступление из-за разговоров в зале: «Не стоит метать бисер перед свиньями». Отказывал в просьбе хозяина приема развлечь гостей, если сам был одним из них. Когда высокопоставленный князь Лихновский объявил выступление Бетховена в своем светском салоне, непреклонный композитор ушел из гостиной и уединился в закрытой комнате. Князь приказал сломать замок, и Бетховен громко хлопнул дверью, немедленно покинув дворец аристократа, который так его обидел. Утром композитор прислал Лихновскому записку: «Своим именем я обязан самому себе. Князей много, а Бетховен один».
В мире нет гармонии
Даже встретив на улице императора Франца, Бетховен не склонился в почтительном поклоне, а растолкал, по воспоминаниям Гете, толпу челяди, едва коснувшись своей шляпы. После демонстрации Наполеоном презрения к идеалам Французской революции разочарованный 34-летний Бетховен отказался посвящать самопровозглашённому императору свою «Третью симфонию». Автор вычеркнул посвящение с титульной страницы возле названия «Героическая» и объяснил свое решение смелым обвинением: «Теперь это заурядное существо растопчет гражданские права и превратится в тирана».
Титульный лист «Героической» симфонии, отредактированный автором
Коллегам пришлось сжечь часть "разговорных тетрадей", с помощью которых происходило их общение с глухим Бетховеном, из-за его неприязненных отзывов об императоре, наследном принце и других правящих лицах. Композитор постоянно критиковал антинародные действия власти, несправедливые законы и возмутительные постановления. "Вы закончите на эшафоте", - призывали к осторожности друзья, предупреждая иногда о шпионах в компании. Пессимистическое мироощущение Бетховена не могло не повлиять на его образ и творчество, что иногда отпугивало от него людей. В частности, Гайдна: учитель назвал ученика талантливым, но "мрачным и странным" и отказался с ним работать из-за радикальных взглядов.
Кто убил гения?
Но, несмотря на внешнюю суровость, Бетховен никогда не отказывал родственникам и друзьям, нуждающимся в помощи. Он сам едва преодолел суицидальные настроения в связи с ранней глухотой (терять слух композитор начал в 26 лет, и ухудшить этот процесс, как показало исследование останков в 2007 году, могли свинцовые примочки проколов брюшины врачом Бетховена во время откачки жидкости). Он нашел силы жить дальше, видя свое предназначение в создании музыки и поддержке близких.
После смерти брата Бетховен взял заботу о племяннике на себя. И то, как сын брата распорядился его поддержкой, подорвало здоровье Бетховену. Учеба родственника в лучших пансионах и с лучшими преподавателями музыки прошла зря. Неблагодарный юноша больше интересовался не искусством, а бильярдом и картами: влез в долги и пытался застрелиться. Пуля оставила на голове племянника царапину, а у дяди от стресса отказала больная печень. Бетховен умер на 57 году жизни в марте 1827 года. Композитора лично хоронили 20 тысяч поклонников его бессмертной музыки.
Похоронная процессия Бетховена: акварель FX Stoeber
Фото: en.wikipedia.org, pl.wikipedia.org