Важнейшим навыком для детей в такой ситуации является способность различать надежность этих источников и таким образом развивать критическое мышление.
Ученые из Сингапурского университета пришли к выводу, что дети доверяли ненадежному информатору-человеку больше, чем ненадежному информатору-роботу. Но это было лишь одно из наблюдений.
Возглавили команду доктор Ли Сяоцянь и ее научный руководитель, профессор Йоу Вэй Куин. Вместе со своей командой они выяснили, что "дети не просто доверяют тем, кто навешивает им ярлыки, они доверяют тем, на кого можно было положиться в прошлом". По мнению ученых, такая избирательность в социальном обучении отражает развитие понимания маленькими детьми того, что именно является надежным источником информации.
"Вопрос заключается в том, как маленькие дети используют свой интеллект, чтобы решить, когда учиться и кому доверять", - отметила Ли Сяоцянь.
Как проводился исиджинг
Команда привлекла к исследованию воспитанников дошкольных учреждений Сингапура, таких как ChildFirst, Red SchoolHouse и Safari House. Средний возраст участников равнялся 4,58 года. Он и стал границей для распределения детей на младшую и старшую группы.
Участникам поочередно предлагали взаимодействовать либо с человеком, либо с роботом-информатором (роботом-гуманоидом с человеческим, но роботизированным голосом). Эти информаторы давали либо точные, либо неточные определения различных объектов.
Чтобы измерить уровень детского доверия, исследователи наблюдали, как дети воспринимают новую информацию от этих информаторов, пишет Земля.
О чем узнала команда
Результаты показали, что дети доверяли информаторам - людям или роботам, от которых ранее получали правдивую информацию. Однако они не решались доверять тем информаторам, которые в прошлом предоставляли неточную информацию, особенно, если информатор был роботом.
Кроме того, дети младшего возраста с большей вероятностью доверяли ненадежному человеку, чем ненадежному роботу. Тогда как дети старшего возраста были склонны не доверять ненадежным информаторам - как ИИ, так и человеку.
"Эти результаты показывают, что дети младшего и старшего возраста могут иметь разные стратегии избирательного доверия, особенно это касается того, как они используют надежность информаторов и сигналы идентичности при принятии решения, кому доверять", - прокомментировала доктор Ли Сяоцянь.
По ее словам, по мере того, как дети становятся старше, они все больше полагаются на сигналы надежности, чтобы определять свое доверительное поведение.
Предыдущие исследования показали, что для оценки надежности информатора дети учитывают различные факторы, такие как возраст, знакомство и речь. Причем дети младшего возраста в большей степени учитывают признаки идентичности, тогда как дети старшего возраста больше сосредотачиваются на содержании информации.
Это исследование важно потому, что его авторы наблюдали за восприятием детьми информации от роботов и людей. А также изучали, как у детей развивается доверительное поведение.
Понимание этих вопросов откроет уникальный взгляд на развитие доверия и социального обучения среди детей, которые растут рядом с различными источниками информации, в том числе и искусственным интеллектом, отметил профессор Йоу Вей Куин.
Результаты исследования опубликовал журнал Child Development.
Фото: pixabay.com