Кристиан Диор: дипломат, сбежавший в моду

Интерес к искусству помешал будущему модельеру доучиться в институте политических исследований, однако помог после 40 лет покорить мир высокой моды. Дизайну одежды легендарный кутюрье посвятил всего 10 лет в своей биографии, но за это время оставил неизгладимый след в fashion-индустрии. Чтобы после смерти его имя звучало громче, чем при жизни, основателю собственного Дома моды достаточно было не изменять любимому делу.

Склонность к красоте

Благополучное происхождение отличало профессиональные шансы Кристиана Диора от несколько старшей коллеги Коко Шанелькоторой пришлось выбираться к успеху из нищеты, детского дома и бэкграунда содержанки. Беззаботным жизненным стартом один из пяти детей торговца химическими удобрениями обязан состоятельному отцу. Выходец из богатого рода Морис Диор сумел приумножить прибыльным бизнесом состояние семьи, где дети ни в чем не знали нужды. Матери трех мальчиков и двух девочек Мари-Мадлен (Изабелль) Мартен ничто не мешало вести "декоративное существование": в краю "вина и сыров" она заботилась о красоте туалетов и цветников в прекрасном саду. Ее тягу к красоте унаследовали и дети: они свяжут свою жизнь с цветочным бизнесом, продажей картин и созданием модных коллекций.

Кристиан Диор в юные годы

Кристиан Диор в юные годы

Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в портовом городке Гранвиль на северо-западе Франции и всегда гордился своими нормандскими корнями. В 5 лет мальчик переехал с семьей из семейного поместья Villa Les Rhumbs в Париж, где отец занялся скупкой прибыльной недвижимости. Материнский сад, в котором любил проводить время наблюдательный малыш, остался на берегу Ла-Манша, а мечта об изучении архитектуры в Школе изящных искусств уступила место рациональному отцовскому выбору. По папиному совету в 1923 году Диор поступил в Школу политических наук и настраивался на дипломатическую карьеру.

Дом-музей Кристиана Диора в Гранвиле

Дом-музей Кристиана Диора в Гранвиле

Художественные способности и нотная грамота в учебе не пригодились: рисовать, играть на фортепиано и сочинять музыку он мог теперь лишь ради собственного удовольствия. Но "дружить по интересам" в Париже было легко. Столичные кофейни всегда манили к себе творческую богему. В юношеском кругу общения Кристиана Диора были художник Кристиан Берар, декоратор Жорж Жеффруа, модельер Жан Озен, а также поэт, писатель и композитор. Вместе с другом Жаном Бонжаком, при финансовой поддержке собственного отца, в 1928 году Кристиан открыл художественную галерею, где выставляли свои работы Андре Дерен, Анри Матисс и Пабло Пикассо. "Увлечения и дружбы для моего счастья вполне хватало", - вспоминал о тех контактах в своих мемуарах Кристиан Диор.

Время перемен

1930-е годы начались для Диора с трагедий: череде несчастий предшествовала психическая болезнь брата, рак унес жизнь матери, в кризис разорился отец, за долги семья потеряла имущество, заболел туберкулезом сам Кристиан. Галерею пришлось закрыть: продажи упали, а отец больше не имел ресурсов для помощи. Восстанавливая за счет друзей здоровье на Балеарских островах, Диор увлекся местными традициями ковроткачества и лелеял надежду продавать островную экзотику во Франции. Впрочем, идея, реализованная предпринимателями в будущем, пока оказалась преждевременной - проект не заинтересовал ни инвесторов, ни покупателей.

Неудача ждала Кристиана и при поиске работы: кутюрье Люсьен Лелонг не взял его к себе администратором. В дальнейшем судьба это исправит и еще сведет Диора с президентом Парижского синдиката высокой моды и главой журнала Elle. Но пока семье ничего не оставалось, как продать парижскую квартиру и вернуться в провинцию (братья и сестры взялись выращивать в Провансе цветы и овощи, пользующиеся спросом в Каннах и Париже).

Диор

Сам Кристиан принял приглашение погостить от художника мод Жана Озенна. Под влиянием этого знакомства Диор тоже стал участвовать в создании эскизов. Начинал Кристиан с копирования моделей из модных журналов. К его удивлению, Озенну удавалось их продать вместе с собственными работами. Публикация эскизов новичка в журнале Le Figaro Illustre укрепила дебютанта в выборе цели: Диор решил сконцентрироваться на рисовании и никакой другой работы в дальнейшем не искал.

В 1937 году модели платьев и шляпок от Диора впервые позволили автору креативных идей оплачивать жилье. В 1938 году на талантливого парня обратил внимание модельер Робер Пиге, а после службы в "продовольственной армии" Кристиан получил работу у Люсьена Лелонга. До открытия совместно с текстильным фабрикантом Марселем Буссаком Дома моды Christian Dior оставалось пережить оккупацию.

По робе - кринолином

В парижскую "шифоновую атмосферу" война ворвалась известием о беде с младшей сестрой, которая под кодовым именем Каро в 1941 году стала членом Французского Сопротивления. После ареста и пыток Кэтрин Диор была отправлена в подконтрольную немцам французскую тюрьму, откуда ее безуспешно пытался вытащить с помощью шведского дипломата Рауля Нордлинга брат Кристиан. После войны уцелевшая в концлагерях сестра модельера вернулась на свою ферму и на вопросы о пережитых страданиях немногословно отвечала: "Любите жизнь!".

Свои известные духи Miss Dior Кристиан посвятил именно сестре. Создание собственной парфюмерной лаборатории, которая впоследствии вырастет в компанию Christian Dior Perfume, стало важным шагом на пути к собственному бренду. Концепция Диора заключалась в том, что духи являются составляющими женского образа и каждому платью должен соответствовать свой аромат. Духи он считал "необходимым дополнением личности женщины", "завершающим аккордом для платья", "розой, которой художник Ланкре подписывал свои полотна".

Модель в платье Кристиана Диора, 1940-е годы

Модель в платье Кристиана Диора, конец 1940-х годов

"Мадам в стиле Диор" так же ассоциируется с розой. В силуэте, появившемся на подиуме в 1947 году, Кристиан Диор воплотил романтическое видение женственности, контрастирующее с форменной одеждой времен военной "трудовой повинности". Мягкие силуэты, обнаженные плечи, прилегающий лиф без бретелей и обилие кринолина - именно тот "новый вид", который должен был утверждать любовь к жизни. "На смену женщине с плечами боксера я создал нежный образ женщины-цветка, - писал модельер, - Я рисовал округлые линии груди, узкую талию и широкую юбку, раскрывающуюся вниз, словно лепестки бутона". Критики назвали ту первую послевоенную коллекцию New Look "революционной", хотя ее автор подчеркивал преданность классическому эстетическому идеалу, в котором видел основу женской элегантности.

"Блестящее десятилетие"

Историки моды считают период с 1947 по 1957 годы не только расцветом дизайнерской карьеры кутюрье Диора, но и "блестящим десятилетием" в эволюции трендов. Продуктивность нового модельера была на вершине человеческих возможностей. Словно наверстывая упущенное, Кристиан Диор разрабатывал и отшивал с командой профессионалов по две коллекции в год - линии сезонов "весна/лето" и "осень/зима". При этом кутюрье успевал еще проявлять себя как художник по костюмам в театре и кино: создавал сценические наряды для Эдит Пиаф и Марлен Дитрих, в 1950-х годах делал костюмы к балетным постановкам Ролана Пети, разрабатывал одежду для фильмов режиссеров Клода Отан-Лара и Альфреда Хичкока. Дизайнер дважды попадал в номинации на престижные кинопремии за лучший дизайн костюмов в черно-белом и цветном кино: за работу в фильме режиссера Витторио Де Сика "Вокзал Термини" претендовал на премию "Оскар"за костюмы к картине "Арабеска" режиссера Стэнли Доне - на премию BAFTA.

Кристиан Диор в своем офисе в Париже, 1947 год

Кутюрье в своем офисе в Париже, 1947 год

В поиске новых идей с 1955 года Кристиан Диор первым начал использовать в производстве солнцезащитных очков ударопрочный и безопасный для глаз пластик, а украшения стал изготавливать с художником по стеклу Даниэлем Сваровски из хрусталя. За что бы модельер ни брался, он все стремился сделать с наилучшим результатом. Понимая, что высокая мода является продуктом коллективного творчества, Диор с уважением относился к каждой швее, которая помогала реализовывать его идеи.

Бутик Christian Dior в Париже, 1953 год.

Бутик Christian Dior в Париже, 1953 год

Разрастанию команды способствовали организационные новации Кристиана Диора. Вместе с партнером Жаком Руэ кутюрье первым в модельном бизнесе применил лицензионные соглашения. В 1948 году он структурировал лицензирование производства женской одежды, галантереи, парфюмерии и другой продукции своего бренда, превратив локальную фирму Haute couture в многопрофильную транснациональную индустрию. Вскоре победное шествие по пяти континентам марки Christian Dior обеспечивали 8 акционерных обществ и 16 смежных производств.

"Одевает ангелов"

"В стремлении к постоянному обновлению, которого требовало его капризное ремесло, вчерашний дилетант в течение считанных лет превратился в уважаемого специалиста, а нива, внезапно открывшаяся для его таланта, одновременно оказалась могильщиком его жизненных сил", - писала о судьбе Кристиана Диора известная французская писательница, журналистка и глава журнала Elle Франсуаза Жиру.

Кристиан Диор, 1955 год

Кристиан Диор, 1955 год

Когда 24 октября 1957 года на лечении в тосканском санатории 52-летний Кристиан Диор внезапно умер от апоплексического удара, коллеги вспомнили, каким раздражительным их обычно взвешенного босса сделала ответственность за благополучие "модной империи". Провал последней коллекции плохо сказался на его здоровье, а модельер еще и предпринимал на фоне того стресса попытки похудеть: ценителя красоты угнетала далекая от его эстетического образца собственная внешность. Говорят, Диор страдал из-за того, что выглядел недостаточно привлекательно, чтобы стать счастливым в личной жизни. Кристиан Диор жил на своей красивой вилле одиноко, ведь никогда не имел семьи и не привлекал внимания к своим связям. Достоверно известно лишь то, что "с целью любви и брака" создатель "новой женственности" женщинами не интересовался.

Кристиан Диор со своей собакой, 1950-е годы

Кристиан Диор со своей собакой, 1950-е годы

В биографии Кристиана Диора всплывают слухи об отношениях модельера с личным шофером - итальянцем Перротино, учеником Пьером Карденом (по словам самого Кардена) и парнем-моделью алжирского происхождения Жаком Бенита. В частности, с 25-летним арабским красавцем 51-летний Диор познакомился в 1956 году и даже позволил себе появляться с избранником на публике. Писали, что ради этого партнерства гуру моды и хотел привести себя в порядок, но времени у него уже не осталось. Через год Кристиан Диор "ушел на небеса одевать ангелов" - так сказал священник в прощальной речи на его похоронах.

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA