"Слышишь или не слышишь, очаровательная Маришка"
Одна легенда рассказывала, будто девушку неземной красоты зовут Маричка, ее родословная тянется где-то в междугорье и широкие просторы Карпат - там, где "горы и полонины, где стремительные потоки и реки". А фамилия или сценический псевдоним - от целебной вечнозеленой травы, имеющей волшебные лечебные свойства, распространенной на Полесье.
Другие говорили, что детство ее было кочевым и прошло в суровых и непростых условиях цыганского табора. Оттуда, кстати, черные смолистые волосы и обволакивающий взгляд больших красивых глаз. Третьи вообще сплетничали, что она - темнокожая американка, ее якобы отыскали в... одном из официально запрещенных заведений, где будто ищут приключений солидные джентльмены и дамы легкого поведения.
Чего только не придумывали во дворах и подъездах страны, где чуть ли не единственным источником информации о зарубежной поп-культуре были "радиоголоса" из транзисторов (да и то, официально не разрешенные), или в лучшем случае - статьи Артемия Троицкого в ежемесячном издании "Ровесник".
Кто такая "Шизгара" и что это значит, в 1970-е годы в Союзе могли объяснить только те, кто вдруг был счастливым обладателем оригинальных или лицензионных пластинок нидерландской группы The Shocking Blue или записей, сделанных оттуда на пленки, которые распространялись по нелегальным каналам.
Шокирующая синева
Хотя нет, была еще одна полулегальная "лазейка", на официальном уровне, и большая благодарность за это друзьям из "социалистического лагеря", которые, как известно, всегда отличались прогрессивностью.
В 1972 году государственная фирма "Мелодия" издает пластинку с невнятной обложкой (строгость и дисциплина - "совет стайл") под названием "Эстрадные оркестры Олдо Земана и Юрия Велчовского" с записями чехословацких оркестров, где последним номером значилась песня "Венера", а исполнительницей - чехословацкая певица Ольга Шабова. С другой стороны, возможно, и хорошо, что советским слушателям досталась обложка без опознавательных знаков: после того, как они увидели бы фото артистки, "микросхемы" в их головах задымились бы. Ведь Шабова (случайно или нет) внешне была похожа на Маришку Верес - оригинальную исполнительницу популярной песни "Venus". Как тут не рассматривать версию о "нашем ответе капиталистам".
Ольга Шабова
Вот эта песня:
Быть рок-звездой - работа не из легких
В версии, которую исполняет чешская певица, хорошо чувствуется английская артикуляция, и четко слышно, что припев звучит как "She's got it": именно эта фраза несколько ввела в заблуждение советских людей и породила выдумки о мифической "Шизгаре".
И совсем неслучайно, потому что Маришка, в жилах которой текла венгерско-цыганская кровь, по некоторым свидетельствам, не очень в совершенстве знала английский, да и специфика произношения нидерландки сказывалась, а потому и получилась та самая "Шизгара".
Певица родилась в знаменитом нидерландском городе Гаага, ее отец - по национальности венгерский цыган - был скрипачом в цыганском ансамбле, а у матери были русско-французские корни. В детстве Маришка вместе с отцом пела в ансамбле, а ее сестра Илонка играла на фортепиано. Позже, в середине 1960-х, было увлечение рок-музыкой и популярными в то время бит-группами. Интересно, что с самого начала в составе The Shocking Blue был вокалист, которого призвали в армию, и музыканты как раз подыскивали нового.
Маришка Верес
Впечатленный одним из выступлений Маришки в составе бит-группы менеджер "Шокирующе голубых" уговорил лидера и гитариста Роби ван Леувена взять на место солистки талантливую девушку. И, безусловно, он об этом не пожалел. И хотя в то время в мировой рок-музыке среди вокалистов доминировали мужские секс-символы (битлы, Джагер, Морисон, Плант, Гилан и т.д.), черноволосая девушка с мистическим взглядом и удивительным контральто предвещала будущий успех. Она и "Венера", с которой ее узнал мир.
Правда все было не так просто, как казалось. Несмотря на свою непревзойденную внешность и талант, Маришка была чрезвычайно скромной, застенчивой, и даже замкнутой. Никакого алкоголя и сигарет, не говоря уже о чем-то большем, а перед тем, как начать петь в The Shocking Blue, ей было поставлено условие: никаких отношений с участниками группы и соответствующая этическая дистанция, если хотите - субординация.
В своем позднем интервью Верес признавалась, что была в то время, словно "разрисованная кукла", и никто не смел к ней даже приблизиться. Как каждая сильная и независимая женщина, Маришка была чрезвычайно уязвимой, и пребывание в строгом мужском рок-коллективе иногда сказывалось. Вспоминают показательный случай, когда на одной из репетиций ван Леувен поднял на нее голос, после чего девушка расплакалась и побежала звонить маме. Та, в свою очередь, пожаловалась на деспота-гитариста менеджеру группы.
Хит, который вы все знаете, отнюдь не оригинальная песня нидерландских авторов, хотя его авторство и приписывают им. Это, скорее, трансформация песни "The Banjo Song" американского фолк-трио "The Big 3", которое существовало всего один год, в 1963-м, и именно тогда прославилось этой песней. Позже солистка этой троицы Кас Элиот будет петь в известном американском коллективе "The Mamas and the Papas" (песню "California Dreamin'" вы все, надеюсь, слышали). А вот откуда появилась сама "Шизгара":
"Шизгара" в вишневом саду
Благодаря доступным и простым аккордам, "Шизгара" пользовалась бешеной популярностью в СССР, звучала во дворах и подъездах, во время студенческих десантов в колхозы и в перерывах между песнями о комсомоле в трудовых экспедициях. Не обошлось и без авторских интерпретаций текста (спецшколы с изучением английского в Союзе были доступны далеко не каждому). Вот один из примеров такой самодеятельности:
Я - твой вирус, я - твой фраер,
Поехали. в Израиль.
Здесь снова стоит объяснить, что эмиграция на "землю-обет" после того, как власти СССР это официально разрешили, стала массовым явлением, и в 1973 году, в пик популярности хита, страну покинули более 34 тысяч граждан.
Перепеть "Шизгару", чтобы наделить ее второй жизнью, а самим занять вершины чартов - первыми до такого додумались уже в 1980-х продюсеры женского поп-ансамбля "Bananarama". После того кто только этого не делал, доходило и до того, что откровенно плагиатили, как например, популярная в 90-е годы группа "Мечтать", которая фактически превратила "Venus" в свою песню "Летчик". Не менее оригинальным является исполнение хита львовским коллективом "Пиккардийская Терция", которые чудесным образом вписала в него "Там, в вишневом саду":
Возможно, "Шокирующе голубые" так и остались бы для советских слушателей "группой одного хита", но в начале 90-х благородные аудио-"пираты" (существовала и такая прослойка, которая одновременно будто грабила иностранных исполнителей, а с другой стороны занималась просвещением пост-советских граждан) издали совершенную компиляцию группы The Shocking Blue "Golden Hits" на виниле. В девяностые она была в продаже в отечественных универмагах, а сейчас при желании ее можно отыскать на виниловых ярмарках или магазинах.
И есть подозрение, что этой пластинкой вдохновились те, кто придумал этот поп-хит для выпускников телевизионного шоу "Шанс":
Не надо быть выдающимся специалистом, чтобы услышать, что ее авторы, мягко говоря, позаимствовали ее у нидерландского коллектива, и называется она в оригинале "Long and Lonesome Road". Вот, послушайте:
Вот такой круговорот семи нот в природе. Или шокирующий голубой контент, как говорят пользователи соцсетей.
Фото из открытых источников