Пианист-виртуоз с 30-летним стажем выступлений прожил всего 35 лет и уже к 20 годам стал самым известным европейским композитором, достигнув признания во всех музыкальных жанрах своего времени. Сколько бы этот уникальный талант мог оставить человечеству «вечной музыки», если бы тратил отпущенное судьбой время на бессмертное творчество, а не на поиски тех, кому она нужна.
«Чудо от Бога»
Из семерых детей в этой семье выжили только двое. Рождение сына 27 января 1756 г. чуть не стоило матери жизни, а сам новорожденный был настолько слабым, что его поспешили на второй день крестить. Отец назвал сына, который цеплялся за жизнь, «Божьим чудом» или «Любимцем Бога» – так переводится его имя Theophilus или Amadeus с греческой и латинской версий (одна – в честь деда, другая – по крещению).
Сын скрипача и композитора придворной капеллы Зальцбургского архиепископства Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) действительно был «поцелован Богом». Писать и читать ноты вундеркинд-левша научился раньше, чем сумел различать буквы. С детства Моцарт имел столь тонкий слух, что трубные звуки вызывали у него физическую боль. К трем годам одаренный малыш освоил клавир и клавесин, а в четыре года безупречно сыграл в семейном трио свою скрипичную партию: самостоятельно научился играть на скрипке, наблюдая музыкальные упражнения старшей сестры. Пятилетний Моцарт исполнял произведения на клавишных и струнных инструментах с мастерством профессионала и уже в шесть лет выступал с сестрой по миру: перед знатью и королевскими особами.
Отец учит маленького Вольфганга игре на фортепиано. Художник Эбенейзер Кроуфорд (ХІХ ст.)
Незаурядный талант лишил малолетнего гения детства, ведь его ранние годы промелькнули в изнурительном графике концертной деятельности, многочасовых выступлениях и знакомствах с потенциальными меценатами и заказчиками. Во время длительного тура юный Моцарт подхватил скарлатину, заразился оспой, оставившей на его бледном лице некрасивые шрамы, и вслед за сестрой переболел брюшным тифом. По мнению врачей, непомерные нагрузки на детский организм усугубили проблемы со здоровьем слабого от природы Моцарта (он был маленьким и субтильным), могли загнать острые инфекции в хроническую стадию и приблизить его преждевременную смерть.
Музыка без границ
Чтобы сопровождать сына и дочь в поездках по разным странам, отец маленьких гастролеров Леопольд Моцарт даже брал у архиепископа трехлетний отпуск. Но путешествия по монаршим и княжеским дворам Европы растянулись на десятилетия. Сановный работодатель не стал терпеть такого произвола и уволил Моцарта-старшего со словами: «Пусть идет, он мне больше не понадобится».
В географии многомесячных поездок только в первом крупном туре были Вена (где через несколько десятилетий закончит свой земной путь другой выдающийся композитор Людвиг ван Бетховен, что о нем герой нашей публикации сказал в 1787 году: «Об этом юноше будут говорить все!»), Мюнхен, Линц, Пресбург (Братислава), Париж, Лондон, Гаага, Лион, Женева и Брно. Стратегией наставника было знакомство влиятельных людей с исполнителем виртуозом для дальнейшего представления его как композитора. Юное дарование поражало публику невиданными исполнительскими трюками: музыкой в обратном нотном порядке по памяти, безошибочной игрой на укрытых полотном клавишах с завязанными глазами, спиной к инструменту и даже лежа на скамейке.
Посетив в 13 лет Сикстинскую капеллу, Моцарт воспроизвел услышанную в Риме Miserere Грегорио Аллегри, скопировав по памяти тщательно охраняемую ватиканскую собственность. Обладатель феноменального музыкального слуха, памяти и способности к импровизации был «мировой звездой» с детства, а с 14 лет – самым молодым членом Болонской филармонической академии и кавалером ордена Золотой шпоры.
Половину всех своих симфоний композитор написал в промежутке между 8 и 19 годами. Зато автор музыкальных шедевров не ходил в школу: всем необходимым наукам его научил отец. Кроме нотной грамоты, сын-самоучка знал почти все европейские языки, включая немецкий, английский, итальянский, испанский, французский, польский, богемский (чешский), голландский, русский, турецкий, а также древнегреческий, латинский и библейский иврит. Это помогло ему работать не только на родине: полжизни (14 лет из 35) Моцарт провел за пределами Австрии.
Семья Моцартов. На стене – портрет матери. Художник – Иоганн Непомук де ла Кроче, 1780 г.
Лошадь, кегли, менует
В отличие от пианистки-сестры, переставшей выступать в брачном возрасте, Вольфганг Амадей активно играл и дирижировал. На пике славы выдающемуся композитору и инструменталисту было достаточно учеников и гонораров: доходы от издания произведений и концертных абонементов позволяли снимать дорогое жилье и содержать прислугу (в доме были служанка, кухарка и парикмахер). Моцарт приобрел себе драгоценное фортепиано, бильярдный стол и даже экипаж. Его любимцами были лошадь, собака, скворец и канарейка. Композитор любил прогулки по парку верхом, играл в кегли, хорошо танцевал менуэт и уверенно пел. Тенор хотел связать свою жизнь с оперной певицей, в семье которой когда-то квартировал, но она вышла замуж за другого, и Моцарт женился на ее младшей сестре.
В браке с дочерью театрального контрабасиста Констанцей Вебер в течение восьми лет родилось шестеро детей, однако четверо младенцев умерли (по злому знаку судьбы именно те, кто был назван именами отца и матери Моцарта: известно, что Леопольд Моцарт не одобрял выбора сына и не давал согласия на этот альянс). Два выживших сына Карл Томас и Франц Ксавер тоже стали музыкантами, но прожили свою жизнь без жен и не продлили род Моцарта. Старшему сыну отец Вольфганг Амадей успел оплатить престижную учебу в Перхтольдсдорфе, а его младшего брата вдове пришлось ставить на ноги своими силами (в повторный брак она вступит только через 18 лет).
Вольфганг и Констанца. Открытка ХІХ ст.
В попытках вывести свои произведения на оперные сцены Моцарт работал над отдельными ариями для опер коллег и в конце концов добился императорского заказа на авторскую оперу. И хотя в Вене его "Женитьбу Фигаро" поклонники оперного искусства не оценили, сатисфакцию композитор получил от Праги, где постановка имела успех. По возвращении триумфатора в Вену император оказал ему поддержку, и Моцарт оказался на должности императорского музыканта (она освободилась после смерти предшественника). За годовое содержание в 800 флоринов композитор должен был писать маскарадную и танцевальную музыку. И это была последняя хорошая новость в его карьере.
Театр в Праге, где состоялись мировые премьеры опер «Дон Жуан» и «Милосердие Тита».
За мажором – минор
С 1787 года стремительно пошло на убыль количество «академий» композитора, а в следующем году из-за отсутствия подписчиков их не осталось совсем. Финансы начали «петь романсы» еще и из-за провала у публики второй оперы Моцарта на венской сцене – «Дон Жуана». Два переезда в более дешевое жилье (в частности, пригородное) свидетельствовали о растущей нехватке денег у Моцарта. Трагизма положению добавляла смерть новорожденной дочери и болезнь жены, которой было назначено восстановление на курорте (она будет жить до 80 лет и, в отличие от мужа, будет похоронена рядом с его отцом, который при жизни так и не смирился с такой невесткой).
Моцарт адресовал ряд горьких просьб о помощи богатому другу и брату по масонской ложе, а сам за полтора летних месяца 1788 года создал три свои лучшие симфонии: 39-ю, 40-ю и 41-ю. Однако денег они не принесли, потому что концертное исполнение своевременно организовать не удалось. С конца года композитор аранжировал чужие произведения для домашнего исполнения по просьбе покровителя барона ван Свитена. Это он потом похоронит Моцарта третьим классом в общей могиле без указания имени, так что останков композитора невозможно было найти уже через семь лет после захоронения.
После смерти в 1790 г. императора Иосифа II Моцарт предложил себя новому монарху Леопольду II на должность второго капельмейстера (заместителя Антонио Сальери), акцентируя на большом опыте работы с духовной музыкой. Ответа композитор не дождался. Впоследствии Моцарт попросил назначения на неоплачиваемую должность ассистента тяжелобольного капельмейстера кафедрального собора Святого Стефана с перспективой занять пост капельмейстера, однако больной Моцарта пережил.
«Последние часы жизни Моцарта», картина Г. Н. О'Нила, 1860-е.
В конце жизни у сегодняшней «национальной гордости Австрии» осталось всего два ученика. Моцарт не был приглашен ни на выступления перед королем Фердинандом, ни на коронацию Леопольда II, что выглядело оскорбительно. Осенью Вольфганг Амадей уехал с концертами во Франкфурт-на-Майне, а на обратном пути выступил в Майнце, Мангейме и Мюнхене. Жена в это время сама перевозила домашние вещи по новому адресу, где вскоре осталась одна с двумя сыновьями и долгами умершего мужа. 5 декабря 1791 года Моцарта не стало.
Фото: pl.wikipedia.org, ru.wikipedia.org