В марте в отечественный кинопрокат выходит фильм режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Памфир», который в прошлом году был показан на Каннском международном кинофестивале, а также на некоторых европейских фестивалях. Тем временем в столичном Украинском Доме проходит уникальная выставка «Памфировая Маланка. Танец смерти и жизни», на которой представлено почти полсотни костюмов и более 100 обрядовых масок, большинство из которых было создано специально для фильма «Памфир». Об этом уникальном художественном проекте, съемках фильма, обряде Маланки и мистике карнавала разговариваем с куратором выставки Алексеем Анановым.
Алексей Ананов, куратор выставки
Обстоятельства и время собрали команду профессионалов
Насколько тесна сьяязь между фильмом «Памфир» и этой выставкой?
Выставка не столько о фильме, сколько о многом разном, она имеет свою линию и свое самодостаточное значение, но она вся из фильма рождена. Фактически, здесь зафиксировано все, что создала команда фильма, а прежде всего следует отметить, что над "Памфиром" работали очень талантливые люди - режиссер Дмитрий Сухолиткий-Собчук, художник-постановщик Иван Михайлов, художница Мария Квитка, концепт-художница Ольга Юрасова, художники, которые работали над масками.
Приведу один пример: во время старта выставки продолжался известный американский кинофестиваль «Санденс», и документальный фильм режиссера Сухолиткого «Литургия противотанковых препятствий» о скульпторах, которые до войны изготовляли статуи святых, а ныне производят противотанковые ежи, был в программе «Санденса». Дмитрий должен был получить визу и колебался между тем, ехать на фестиваль или быть на открытии выставки.
Напомню, что Санденс – это главный мировой фестиваль независимого кино. Фото, встречающие посетителей на первом этаже, делал Никита Кузьменко, главный оператор фильма, он их снимал на пленку, специально работая над этими кадрами. И вот он вместе с украинским режиссером Таней Муиньо прошлым летом получили премию MTV Video Music Awards за клип британского певца Гарри Стайлза «As it Was».
Или же Мария Квитка, которая работала на фильме художницей по костюмам, ежедневно одевала актеров, собирала старинную одежду, покупала ее на ярмарках – это та же Квитка, этнолог и художница, которая в ноябре прошлого года победила в телевизионном шоу «Голос Країни».
Это все свидетельство того, что на проекте собрались очень талантливые люди, и вообще вышла очень крепкая команда, потому что сошлись профессионалы с большим потенциалом. Сама лента снималась в течение нескольких лет, режиссер тщательно подбирал актеров, не раз возил съемочную группу на Маланку на Буковину, чтобы они наблюдали, участвовали и входили в атмосферу. И еще интересный аспект состоит в том, что сам фильм, его восприятие контекстуально изменились, как и все фильмы, снятые до полномасштабного вторжения, и с этой границей все это уже приобретает другое значение.
Команда фильма «Памфир»
Фильм появится в прокате в марте, и, конечно, большинство из тех, кто сюда приходит, могли увидеть разве что его тизер. Не станет ли это препятствием в понимании выставки?
На самом деле, это такой вызов для нас, потому что фильм в Украине видели, возможно, около двух тысяч человек, он был показан в прошлом году на двух кинофестивалях. Остальные могут только угадывать или додумывать, но в том-то и дело, что выставка не об истории фильма. Маланка в ленте занимает всего десять минут экранного времени, о ней говорят, она важна для конструирования истории, она – цель, к которой движутся герои, но она является и ключевым моментом, кульминацией. И выставка не только о фильме, она – «о чем-то еще». И это тот случай, что если вы не видели фильм – это не проблема, наоборот остается элемент интриги. Когда режиссер предоставлял для выставки раскадровку «Памфира», а это фактически комикс, рисованный руками, он разрешил взять только те кадры, которые он использовал в тизере, чтобы не раскрывать повороты сюжета.
Встреча света и тьмы и культ Возрождения
Создается такое впечатление, что пространство Украинского Дома было выбрано для выставки не случайно?
Дело в том, что зрителей ждут совершенно разные уровни выставки. И мне приятно, что она может по-разному раскрываться: с одной стороны это просто глубокое включение в кино, рассмотрение механики работы творческого коллектива. Другой пласт – рассказ о самой Маланке, об этнических традициях, и здесь мы привлекли научных сотрудников из Университета Шевченко. Эта Маланка особенная, потому что она такова, какой ее сконструировал режиссер Сухолиткий-Собчук. Ее элементы взяты из разных мест, из разных сел, они собраны вместе так, как необходимо было для фильма. Еще один слой этой выставки – символическое значение, которое стоит за обрядом, мифическая история, в которую мы заходим.
В общем, мы предлагаем зрителям сделать несколько шагов, удаляясь из реальности, из которой они пришли, и вплоть до финала этого путешествия. Первый шаг – это производство фильма, закулисная история, фото и кадры со съемочной группой. На втором этаже мы отправляемся в символический мир, и, действительно, пространство Украинского Дома позволяет созерцать выставку в многомерном формате: можно смотреть вниз и видеть одновременно экспозиции обоих этажей. И это похоже на Галагановский вертеп, такой двухэтажный кукольный театр, где внизу – нижний мир (ярмарка, жандармы, какие-то персонажи с торжка на Контрактовой Площади), а верхний этаж – мир горный (рождение Иисуса, волхвы, Звезда). Мне кажется, что в другом помещении эту идею так не раскроешь.
Когда зрители поднимаются вверх, начинается вход в саму Маланку. Встречает всех Коза – самый распространенный образ, помним знаменитое изречение «водить козу». Это очень древний обряд, его истоки идут в Сатурналий и к культу древнегреческой богини Персефоны. В разных культурах этот обряд разный. Но по сути Масленица, или те карнавалы, которые проходят в Европе, апеллируют к одному и тому же – к культу Возрождения. И это разные формы переодевания, заигрывания, выдавания себя за каких-то других существ.
В Украине есть два основных типа празднования – Поднепровский и Поднестровский. Они отличные в нюансах – в Поднестровском и западноукраинском в праздновании принимают участие только ребята. Собственно девушка Маланка, которая «качка пасла и замочила свой передник и ложки потеряла», этого образа здесь нет, но есть другой образ – медведей.
Эти костюмы и маски специально были изготовлены для фильма?
Эскизы костюмов и масок делала концепт-художница Ольга Юрасова.
Часть масок – традиционные, созданные профессиональными художниками, и важно, что эта традиция жива, то есть она не музейная. Ибо, как известно, традиционная культура жива, пока она передается из уст в уста, когда она живет в конкретном месте. Зрители могут видеть маски из Вашковцов, а в другом крыле – маски из Красноильска на Буковине, их делают мастера из этих сел для празднования, это их промысел. И из года в год люди для обряда покупают эти маски, иногда это делают приезжие туристы. Все костюмы для фильма собирала Мария Квитка, это старинные вещи, им по сотне лет. Но эффект Маланки происходит только вместе с маской, если маску убрать, это будет просто коллекция старинной одежды. И еще здесь присутствует символическое значение: это встреча света с тьмой, и это очень важно в значении самой выставки.
По-видимому, часто спрашивают об ассоциациях с фильмами Параджанова, в частности с «Тенями забытых предков», они как-то автоматически появляются…
Ассоциации есть, они возникают, когда смотришь кино, но я думаю, что оба фильма очень разные между собой. Но, скорее всего, «Памфир» – не интерпретация Параджанова, его с ним роднит мощная магия карпатских традиций. Это такое ощущение «включения» и влюбленности в немного экзотическую местную культуру, в данном случае – Карпатскую. И это настолько «включает», так ведет за собой, что невозможно остановиться. И тогда рождается эта сила местной культуры, которая прорывается сквозь и как результат – появляются подобные художественные произведения.
Другие ассоциации, когда видишь эти маски и костюмы, – латиноамериканские карнавалы, кстати, в их кинематографе подобные элементы использовал в частности чилиец Ходоровскые.
Сухолиткий-Собчук сложно конструирует историю, она очень ритмично смонтирована, в нее заложены многослойные вещи. В определенной степени она в библейском смысле «Аврамическая» – там присутствуют Аврам и Исаак, сюжет с жертвоприношением сына. В то же время, это упаковано в форму греческого мифа: с силами судьбы, с протагонистом, который пытается бороться с фатумом, но его судьба уже определена. И именно в этом заключается трагизм ситуации, в котором, борясь с судьбой, ты можешь погибнуть, но и героизм состоит в том, что ты борешься с ней, что у тебя есть свой путь и свое решение. Даже если оно противоречит силам судьбы. И вот все это еще «стянуто» самой нитью Маланки.
Вопреки всему мы должны ктанцевать до утра
Очевидная параллель, которая напрашивается с нынешним временем – это борьба светлых и темных сил, добра и зла, то есть то, что сейчас происходит в Украине?
Стоит отметить, что зимнее солнцестояние – самый темный период года, говорят, что это время, когда граница между мирами самая тонкая, и через нее из другого мира к нам приходят какие-то создания. Именно поэтому мы кладем в кутю ложки для родственников, продуваем скамью, чтобы не придавить чью-то душу. Но ведь прийти могут не только они, но и кто-то более опасный, или просто какие-то инфернальные создания. И так же, как в латиноамериканских карнавалах, или в праздновании Хеллоуина, надеваются маски, чтобы злые духи подумали, что мы – это они, и нас не трогали.
То есть задача – притвориться ими. Вот и в этом обряде, когда человек надевает маску, он «немножко умирает», он символически переходит в другой мир, и для того, чтобы вернуться – надо приложить усилия, нужно выиграть. Помните знаменитый древнегреческий миф, когда Орфей спускается в загробное царство, он не просто спускался в какую-нибудь пещеру, на самом деле он умирал.
И здесь тоже – когда надевается маска, люди вступают в определенную игру, принимают эти правила. А чтобы вернуться оттуда, нужно со всей страстью, азартом, хитростью, силой, перетанцевать и победить. Как в народных сказках о козаке, который перехитрил смерть и т.д. Мы должны дотанцевать до утра. И этот аспект – он очень сегодняшний, потому что по нынешнему настроению мы должны дотанцевать. Наша задача – выстоять и перехитрить врага.
Обряд заканчивается своеобразным хеппи-эндом: рано или поздно наступает свет, и участникам важно его дождаться. А чем кончается выставка?
У выставки есть финальная точка, у которой два диаметрально противоположных значения. К нам приехали экспонаты – панели, которые складывали печь в доме главного героя, и, если честно, до этого я не знал содержания того, что на них изображено. Но когда они оказались на стене, и потом на них появился луч света, для меня они стали этаким иконостасом. На них изображены пастухи, ягненок, звезда, напоминающая Рождественскую, и в целом – как будто библейская атмосфера. Панели дают такое ощущение, будто ты дошел или дотанцевал до утра и стал на твердую землю, и все будет хорошо.
Но, как рассказывает Сухолиткий-Собчук, с этим сюжетом есть легенда, или же народное предание в поэтическом изложении – это история о том, как двое пастухов решили убить третьего. Об этом намерении «друзей» услышал ягненок и рассказал пастуху, на что он ответил: «Что же поделаешь, наверное, так должно быть, но не говори правды людям, скажи маме, что я влюбился в красивую женщину и где-то с ней живу, а людям скажи, что я влюбился в горы и стал ветром».
И если посмотреть с такого ракурса, то уже заметно, что здесь есть что-то угрожающее, кроме того, на панелях указано число «1939» – очевидно, год, когда они были созданы. Эти цифры тоже несут определенную угрозу, мы помним, что происходило в тот год: пакт Молотова-Риббентропа, начало Второй Мировой войны, время, когда Буковина была в составе Румынии, и это тоже влияет на восприятие. Помимо того, визуально, или по вайбу мне бы хотелось, чтобы зрители, которые приходят на выставку, воспринимали это как финальную точку, которая, несмотря ни на что, ведет нас к светлому.
Выставка «Памфировая Маланка. Танец смерти и жизни» проходит в Украинском Доме до 19 февраля.
Фото предоставлены организаторами выставки