Неизвестно, что сейчас выглядит невероятнее: огромный широкомасштабный праздник украинской песни в центре Донецка, или то, как в центре Черновцов люди прячут украинскую символику: тайком проносят желто-голубые флаги на стадион, а внимательные правоохранители следят за тем, чтобы ничего такого вдруг не попало внутрь. Оба эпизода имели место в новейшей украинской истории, и оба связаны с известным песенным фестивалем "Червона Рута".
Бандерштат зажигает на Донбассе
"Никто не верил, что в Донецке такие хорошие ребята...", - произносит несколько странную фразу с местной сцены в 1993 году зажигательный народный "эм-си", а ныне - маститый телепродюсер Александр Богуцкий. Вероятно, имеется в виду, что от "миссионерской" идеи поехать на Восток Украины через два неполных года после провозглашения Независимости в регион, который едва ли не стопроцентно контролировался российской поп-музыкой, и проводить там украиноязычный песенный фестиваль лучше было бы отказаться. Потому что все вокруг приставляли палец к виску и говорили, что такие мероприятия, скорее всего, обречены на фиаско.
Но вот распашенный Донецк воспринимает "на ура" братьев Гадюкиных и вечно босого учителя из Умани Андрея Миколайчука, и именно здесь зажигаются звезды юного хмельничанина Саши Пономарева, львовянки Русланы Лыжичко и тернопольского кудрявого парня Виктора Павлика из группы "Анна-Мария".
Андрей Миколайчук, лауреат фестиваля-1989. Фото Василия Василенко
Верили или не верили, но пошли еще дальше - и через два года, в 1995-м, провели "Руту" в Симферополе и Севастополе. Фестиваль в Крыму в целом длился, вероятно, рекордное как для таких мероприятий количество времени - аж 25 (!) дней: такой себе месячник отечественной культуры на черноморском побережье.
Финальный концерт победителей проходил во Дворце культуры рыбаков в Севастополе. Знатоки утверждают - и с ними трудно не согласиться - что этот эпизод стал переломным в истории украинской популярной музыки. Именно после проведения прошлогоднего фестиваля она постепенно начала менять свое лицо в сторону современной и западной. Учитывая тенденции, которые неизбежно касались молодого европейского государства, организаторы впервые ввели номинацию "Современная танцевальная музыка" и подключили к работе столичных саундпродюсеров, которые в своих аранжировках стали использовать сэмплеры "Роланд" и "Акаи".
Группа "Вход в сменной обуви"
После Крыма стремительно стартовала карьера вчерашних школьников из Ровно - группы "Вхід у Змінному Взутті", которые распространили в украинскую атмосферу зажигательный вирус-рефрен "Сірко собака мій, Сірко собака мій, собака...". Эту песню признали лучшей на фестивале, а написал ее столичный композитор, продюсер и аранжировщик Василий Ткач, известный по киевским группам 90-х "The Хостильня" и "Взрыватели". Талантливым людям украинского андеграунда, которые создавали самую интересную музыку в начале 90-х, доверили формировать ее новейший саунд, и в конце концов они изменили ее лицо.
Пропуск участника ЧР-95 Андрея Кравчука
Крым-95 впервые узнал о юном амбициозном артисте под псевдонимом EL Кравчук. Недавно на своей странице в Facebook певец вспоминал: "Мне 17. В один из дней мой приятель Анатолий Махиня рассказал о существовании всеукраинского фестиваля и предложил принять в нем участие. Посоветовавшись со своей преподавательницей Линой Владимировной, мы втроем решаем, что мне надо выступить на фестивале".
Смелый как для девяносто пятого образ некоего скаута в кожаных шортиках (представьте себе пионеров где-то в условном Гарлеме) Кравчуку разрабатывали дизайнеры Алексей Залевский совместно с тандемом "Ворожбит-Земскова". Он задумывался как провокационный.
«Во время последнего выступления я так сильно разволновался, что неосознанно сдавил микрофон з с такой силой, что он рассыпался у меня в руках. Вот такая она, песня "Огонь".», - вспоминал певец.
Танец на Площади Свободы
Своеобразного апогея и подъема к самым высоким стандартам "Рута" достигла в Харькове в 1997 году. Это уже был действительно грандиозный - не просто музыкальный, а молодежный фестиваль - тот случай, когда затертая из советского прошлого фраза "молодым везде у нас дорога" на все сто соответствовала текущему моменту.
Не случайно звуковая версия мероприятия, впоследствии появившаяся в виде кассетных сборок, получила название "Музыка модной молодежи". Для достижения этой "модности" на "Руту" был отправлен целый отряд стилистов, хореографов, преподавателей вокала и, конечно, композиторов и волшебников звука. Другие жанры, представленные когда-то, как, например, бардовская или "современная авторская песня", отошли на второй план под стремительным нашествием электронных битов, сэмплов и хип-хоповых скретчей.
Именно из родного города отправились в свое большое плавание парни из группы "Танок на Майдане Конго": песня "Зроби мені хіп-хоп" стала безусловным фаворитом харьковской "Руты". Так же харьковская "Рута" открыла "Тартак", Катю Чили, "Вспыхнул Шифер", "Мотор'ролу". Трансляция концертов происходила в прямом эфире на общенациональном телеканале.
Был в этом стремительном прогрессе и обратный эффект: большое количество участников и их подготовка к фестивалю превратилась в своеобразный конвейер и требовала от его "мейкеров" не только сосредоточенной и напряженной работы, но и свежих оригинальных идей. А потому они начали повторяться. И вот знакомые мотивы уже перекочевывают в другие композиции, сэмплы и оригинальные звуки, словно эстафета, передаются по кругу: из-за этого трудно избавиться от впечатления, что "Рута-97" - это одна длинная песня, в которой меняется только картинка с лицом исполнителей. В профессиональных кругах даже шутили, что фирменный рецепт саунда "Червоной Руты" - это звук свирели, положенный на ритмы The Prodigy, которые в то время были очень актуальны.
Фестиваль в Днепре 1999 года хоть и прошел с успехом, но вызвал уже меньший резонанс, даже несмотря на то, что организаторы шире открыли окно возможностей участников, добавив номинацию "Другая музыка" - это как бы та, которая не подпадает ни под один из критериев. Как не сложно заметить, выбор городов проведения "Червоной Руты" был направлен на Восток и Юг страны - в регионы, которые еще с начала 90-х политики часто называли "проблемными", когда речь шла о языке и национальной идентичности.
Уже в новом веке фестиваль на некоторое время переехал и закрепился в Киеве, а потом, с развитием коммерческого шоу-бизнеса, когда не надо было, как раньше, искать таланты, а более-менее успешным предпринимателям уже достаточно было вложить деньги в "пающие трусы", он потерял к себе массовый интерес. Да и началась эра телевизионных талант-шоу с другими критериями и ценностями.
Но вот этот легендарный маршрут 90-х: Запорожье-Донецк-Симферополь-Севастополь-Харьков-Днепр был самым запоминающимся и влиятельным. А все начиналось с Черновцов, где тоже было совсем непросто.
Драки и байки первого фестиваля
Проведение первого фестиваля еще в советском 1989 году организаторам далось действительно нервными клетками, потом и иногда слезами. Идея его проведения задумывалась и давно находилась в воздухе, ожидая удобного момента для своего воплощения. Команду нового фестиваля возглавили музыковеды Тарас Мельник и Анатолий Калениченко, которые в дальнейшем лично отбирали в регионах будущих конкурсантов, и благодаря которым в Украине появилось много интересных артистов. Впоследствии к ним присоединился известный украинский музыкант, бывший участник группы "Эней" Кирилл Стеценко, который в то время был настоящей телезвездой - он в 1980-е вел телевизионную программу "Музыкальный видеомлин", которая выходила на телеканале УТ-1, и по формату напоминала первые ток-шоу о музыке.
Первоначальной целью фестиваля было заявить и продемонстрировать украинскую песню в контексте современной мировой музыки, другими словами - провести некий "украинский Вудсток", и это выглядело очень символично, ведь самый известный в мире фестиваль, ассоциировавшийся прежде всего со свободой и антивоенными протестами, в том году праздновал свое 20-летие. Стеценко, который взял на себя непростое бремя поиска денег и договоренностей с меценатами, вспоминал, что работал, прежде всего, ради идеи. Перспектива проведения украинского "Вудстока" чрезвычайно привлекала.
Червона Рута '89
Но буквально за считанные дни до начала "Руты", в сентябре 1989 года, где-то на правящих коммунистических небосклонах, видимо, осознали последствия проведения подобного мероприятия (социалистический лагерь вокруг трещал по швам - до развала Берлинской стены и протестов в Румынии оставалось недолго), и вдруг дали заднюю, объявив, что никакого фестиваля не будет.
В определенной степени воспользовавшись своим авторитетом, Стеценко попал на учредительный съезд Народного Руха Украины, где присутствовал тогдашний заведующий идеологией и будущий первый Президент Украины Леонид Кравчук. Утверждают, что музыкант едва не взял тогда с него слово, что фестиваль состоится. И так произошло.
Несмотря на то, что все происходило на официальном уровне, и Черновцы на неделю погрузились в праздник национального единения, желто-голубые флаги, которые все больше начали доминировать над красными, местными правоохранителями отнюдь не приветствовались. Рассказывали о случаях, когда милиционеры силой отбирали символику, которая через несколько лет станет государственной, и многим приходилось тайком проносить ее на стадион "Буковина", где проходили концерты.
Мария Бурмака, лауреат фестиваля «Червона Рута '89"
Вспоминают и о стычках с милиционерами, в которых, среди прочих, были замечены юные Георгий Гонгадзе и Тарас Чубай. Среди фестивальных баек также вспоминают скорее забавный случай, когда певица Вика Врадий потеряла "проходку" (пропуск) участницы, а милиционеры не пускали ее из-за этого на сцену, и из-за своего хулиганского характера артистка за свое право выступить боролась чуть ли не с помощью кулаков.
Милиция оттесняет со стадиона посетителей фестиваля. Фото Анатолия Мизерного
Также вспоминают интересную историю, связанную с фестивалем, которая похожа на байку, но это была правда: организаторы настолько серьезно подошли к вопросу, что пригласили карпатского мольфара Михаила Нечая защитить небо от дождя во время проведения "Руты". Неизвестно, сработало ли это на самом деле, но в течение всех семи дней будто не выпало ни капли.
Кирилл Стеценко и мольфар Михаил Нечай
Но самое важное произошло ближе к завершению стартовой "Руты": "Я извиняюсь, что сейчас не смогу сыграть на кобзе, потому что струна треснула, - обращается к публике автор-исполнитель Василий Жданкин, получивший в том году гран-при конкурса, - но мы можем спеть и так". И, держа в одной руке букет, делает заговорщицкий жест кому-то из публики, после чего неожиданно для аудитории начал петь "Ще не вмерла Україна...". Впоследствии к нему присоединились музыканты Виктор Морозов и Эдуард Драч. На зафиксированном видео тех минут видно, мягко говоря, растерянность и неуверенность людей вокруг, не говоря уже о правоохранителях. Утверждают, что организаторы получили четкое указание "сверху" выключить звук на стадионе под предлогом окончания мероприятия, но из-за того, что Жданкин выступал по сценарию не последним, этого не произошло. И, возможно, с этого трогательного эпизода и началась будущая независимая Украина.
Гимн Украины исполняет Василий Жданкин. "Червона Рута 89"
Фото из открытых источников