Имя Плавтиллы Нелли (1524-1588) всплыло в контексте феминистического дискурса по восстановлению наследия незаслуженно забытых женщин-художниц - конечно, в "дебрях предвзятого мужского мира". Сам дискурс вызывает неоднозначную реакцию: некоторые считают, что недооцененных женщин-художниц в последнее время начали, наоборот, слишком переоценивать. Но это точно не касается Плавтиллы Нелли, которую называют незаурядным флорентийским феноменом.
О художнице вспомнили после выхода документальной ленты студии PBS "Женщины-невидимки: забытые художницы Флоренции". Но можно ли считать матушку Плавтиллу такой уж незаметной? Ведь она была настоятельницей одного из самых влиятельных монастырей Флоренции, популярной религиозной художницей, которую упоминал в своем труде "Жизнеописание самых известных живописцев, скульпторов и архитекторов" итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари, и первой флорентийской художницей эпохи Возрождения.
Вона была первой
О жизни художницы мы знаем немного, ее официальная биография может уместиться в несколько строк: Пулисена Маргарита Нелли родилась в районе Сан-Феличе Флоренции в богатой семье, ее отец Пьеро де Лука был успешным торговцем тканями. В целом семейство Нелли принадлежало к высшему патрицианскому слою флорентийского общества. В городе до наших дней сохранилась улица Виа-дель-Канто-де-Нелли в районе Сан-Лоренцо, на которой были расположены дома рода Нелли. Также известно, что за счет семьи Нелли была обновлена ризница церкви Сан-Лоренцо.
Относительно Пулисены: в возрасте 14-15 лет (в средневековой Европе - возраст невесты) она приняла монашеский постриг в обители Св. Екатерины Сиенской на площади Сан-Марко и получила имя сестры Плавтиллы. Впоследствии женщина стала настоятельницей этого монастыря. Умерла в 1588г.
Вот, собственно и все. Можно только догадываться, почему юная дева оказалась в монастыре: она явно не была девушкой без приданого, которой, собственно, не было куда больше деваться. Или знатной, но небогатой барышней, которой жадная родня поскупилась на приданое. Красивая девушка из богатого патрицианского рода не считалась обузой, наоборот - неплохой инвестицией, выгодной и долгосрочной. Особенно в вопросах приобретения новых деловых партнеров или политических союзников в бурных флорентийских передрягах.
Площадь Сан-Марко во Флоренции
Так что, с большой вероятностью, этот шаг был добровольным. Но почему? Что было причиной этого отчаянного поступка? Смерть любимого жениха? Обет в тяжелой болезни? Духовный порыв, свойственный юности? Или подсознательное нежелание быть вещью, которую инвестируют даже в успешный проект?
А как отреагировало на ее решение почтенное семейство? Запрещали? Отказывали? Или решили, наконец, что неплохо будет, если кто-то будет молиться за их род?
"Страдающая мадонна" Плавтиллы Нелли
Какой она была? Явно незаурядной личностью, если взяла в руки кисти. Еще и начала создавать масштабные религиозные композиции - и это во времена, когда монахиням, по негласному правилу, разрешалось рисовать разве что книжные миниатюры... А еще волевым человеком и талантливым менеджером, если смогла возглавить обитель. Видимо, праведной и набожной монахиней, которая не очень любила выходить за стены родной Санта-Катарины, потому что за воротами начиналась слишком "развратная" светская Флоренция, где на каждом шагу можно было встретить языческих идолов или языческую богиню Венеру, изображенную... в чем ее пена морская родила. И куда это смотрит правитель, утверждающий, что он защитник христианской веры? Хотя злые языки твердят, что Венеру писали с очередной герцогской любовницы. А батюшка епископ (прости Господи, не нам его судить!) на все закрывает глаза, потому что правитель щедр к церкви...
Братья и сестры Савонародылли
Чтобы понять реалии тогдашней духовной жизни, надо знать, чем был монастырский комплекс Сан-Марко (церковь Святого Марка и женский монастырь Святой Катарины) для Флоренции.
Когда-то настоятелем обители Сан-Марко был Джироламо Савонарола (1452-1498) - фактический правитель Флоренции с 1494 до 1498 гг. Проклятый Римом еретик и борец за чистоту католической веры был жестоким диктатором и упорным духовным пастырем, фанатичным богословом и пылким проповедником. Это тот самый Савонарола, чья скульптура стоит рядом с памятником М.Лютеру в Вормсе и о котором до сих пор говорят, что если бы Савонарола победил, то зачем был бы Лютер. Он беспощадно критиковал Рим, но считал себя самым преданным католиком, устраивал на площадях Флоренции "костры тщеславия", на которых сжигали произведения искусства, но вместе с тем проповедовал исключительную роль искусства духовного. Савонарола принимал законы о казни богохульников и "содомитов", а в то же время в проповедях защищал права женщин и детей. Утверждая, что женщины, которые выбирают религиозный подвиг, уравниваются в духовной мужественности с мужчинами - и это во времена, когда богословы вели серьезные диспуты относительно того, есть ли у женщины душа. Савонарола принадлежал к ордену св. Доминика, но считал, что Вера выше устава.
"Св. Екатерина получает стигматы" авторства Плавтиллы Нелли
Во времена Савонаролы Флоренция изменилась до неузнаваемости: дамы перестали носить украшения, вместо песен на улицах звучали псалмы, богатые жертвовали большие средства бедным, но вместе с тем процветали доносы и жестокие казни. Как и любая утопия, духовная республика Джироламо Савонаролы не могла длиться долго: для него и его последователей все закончилось проклятием Рима и костром. К власти вернулись Медичи, наследники Козимо Медичи, покровителя ненавистных "язычников"-гуманистов.
Но дух фра Джилорамо, физическое тело которого было сожжено и развеяно, жил в сердцах своих последователей: монахи Сан-Марко, несмотря на доминиканские одежды, надолго оставались именно братьями и сестрами Савонаролы...
А противостояние вольнодумной, гуманистической, веселой Флоренции Медичи и праведной, набожной, строгой Флоренции Савонаролы во всех трагических противостояниях и переплетениях стало своеобразным Инем и Янем высокой флорентийской, а впоследствии - итальянской культуры.
Санта-Катарина Сан-Марко – обитель живописие
Поэтому проповеди Савонаролы о женском равноправии и его наставления по избежанию лени и трудолюбия монахов, культ духовного искусства, процветавший среди последователей фра Джилорамо, умноженные на творческий энтузиазм и организационные таланты матушки Плавтиллы дали результат: во времена ее правления монастырь Санта-Катарина превращается в большую художественную мастерскую. Произведения монахинь пользовались большой популярностью среди флорентийской знати, о чем упоминает тот же Джорджо Вазари. Почтенные сеньоры предпочитали любоваться своими Флорой и Венерой в дальних покоях, но в семейном алтаре отдавали предпочтение наивным и трогательным образам сестер Святой Катарины.
Святая Екатерина Сиенская
И если другая Святая Катарина - Булонская - отстояла право женщин в монастырях держать кисти, пусть даже для рисования книжных миниатюр, то Плавтилла Нелли и ее ученицы доказали, что способны создавать полноценную религиозную живопись и даже сложные, масштабные композиции.
Сама матушка написала одно из самых масштабных полотен - семиметровую картину "Тайная вечеря", что стало своеобразным знаком качества для той эпохи и поставило художницу в один ряд с такими мастерами, как Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Доменико Гирландайо и Алессандро Аллори. Другому величественному полотну художницы "Плач со святыми", его реставрации и изучению был посвящен отдельный документальный фильм студии Art Media.
Кстати, "Тайная вечеря" - единственная подписанная картина художницы, под другими своими полотнами она просто писала "prega per l'artista" ("молитесь за художника"). Да, не за сестру-монахиню, не за настоятельницу, а именно за художника... Это о многом говорит.
"Тайная Вечеря" Плавтиллы Нелли
Мифи и принципы матушки Плавтиллли
Относительно творчества Плавтиллы Нелли существуют некоторые мифы, которые, даже при поверхностном анализе совершенно не подтверждаются. Например, считается, что художница была самоучкой. Это утверждение мы находим у того же Вазари, который писал, что Нелли "не имела большой практики в своем искусстве". Якобы она изучала живопись по первой книге размышлений о правилах рисования Алесандро Алори и Аньоло Бронзино и копируя работы фра Бартоломео, оставившего около 500 рисунков обители Санта-Катарина.
"Оплакивание мертвого Христа"
Но любой человек, посещавший художественную студию, понимает, что невозможно достичь такого уровня, копируя чужие работы и читая книги по теории живописи! В произведениях Плавтиллы Нелли мы видим наличие, пусть первичного, но основательного художественного образования, что дает еще одну тему для размышлений. Ведь такое образование в упомянутые времена могла получить разве что дочь художника или девушка из прогрессивной семьи ренессансных гуманистов, которые не считали живопись исключительно мужским делом. Возможно, отец Плавтиллы и был таким? Но впоследствии, ужаснувшись бесконечными бедствиями, свалившимися на его родной город, превратился из вольнодумца в ревностного католика? Тогда все сходится - и художественное образование будущей матушки-настоятельницы, и ее дальнейшие религиозные стремления.
Еще одна мифологема - неспособность Плавтиллы Нелли рисовать мужчин: якобы, из-за невозможности изучать мужскую анатомию, фигуры мужчин получались у нее слишком "женственными". Но стоит сравнить ее "Тайную вечерю" с аналогичным произведением Леонардо да Винчи. Неуверенными кажутся скорее бестелесные апостолы Леонардо, а вовсе не конкретно-телесные мускулистые апостолы-рыбаки Плавтиллы Нелли. Кроме того, известно, что фра Бартоломео оставил монастырю еще и коллекцию деревянных моделей, по которым монахини могли безопасно изучать основы анатомии.
Мужские фигуры на картине Плавтиллы Нелли "Тайная вечеря"
Художницу также нередко упрекают в "старомодной", "средневековой" манере живописи, которая долго считалась признаком второстепенности ее творчества. Но, возможно, именно эта манера, свойственная Плавтилли и ее учителям (тому же фра Барталомео) и ученицам, была своеобразным ресентиментом относительно высокого "рафаэлевского" Возрождения, которое осталось глубоко чужим для вдохновленных братьев и сестер Савонаролы как слишком "мирское". Среди моря рафаэлизма они продолжали отстаивать художественные идеалы Кватроченто - гармонии традиции, духа и плоти ради торжества Веры.
Св. Доминик получает четки
Прошли века, в конце концов все получили свое: род Нелли - молитвы и прощение грехов, а Савонарола и Медичи - страницу в учебнике истории. В конце концов, каждый из них по-своему любил Флоренцию и стремился к ее процветанию. А скромная монахиня обители Санта-Катарина, стала не очень уместным флагом феминизма и символом стремления женщины к творческим высотам. И это, кажется, не зря...