Пневмотоннель Альфреда Бича: печальная судьба «дедушки» нью-йоркского сабвея

Сегодня метрополитен Нью-Йорка является крупнейшим в мире: он насчитывает 472 станции и 36 линий. Длина эксплуатируемых путей сабвея (англ. Subway - подземная дорога) составляет 1370 километров, а количество перевозимых ежедневно пассажиров достигает 5 миллионов в день! Но мало кто знает, что у современной нью-йоркской подземки был "дедушка" - пневмозализныця, история которой заслуживает отдельного рассказа.

pnevmotunel zrujnovanyj - Ретроспектива - 50Plus

Людей, как конверты

Во второй половине 19 века Нью-Йорк, как и сейчас, был одним из крупнейших культурных, социальных и экономических центров США. Город быстро развивался, люди приезжали в мегасити в поисках заработков и лучшей жизни. Из-за увеличения населения передвижение по улицам становилось все более проблематичным: пробки на дорогах стали большой проблемой горожан и власти.

Первым эту задачу попытался решить изобретатель Альфред Бич: вдохновившись идеей первой лондонской линии пневмопочты, соединявшей Лондонскую фондовую биржу и здание Главного телеграфа, он резонно решил, что с помощью энергии сжатого воздуха можно переправлять не только письма, но и людей.

pnevmoposhta - Ретроспектива - 50Plus

Помещение пневмопочты в Филадельфии

Бич создал конструкцию в виде деревянной пневматической трубы и гигантского роторного нагнетателя, толкающего рельсами вагон. В то время идея выглядела довольно странно, но даже тогда можно было признать ее очевидным прогрессом и шагом вперед. Замысел был реализован, и пневмотоннель был построен из расчета перевозки 22 человек одновременно.

Шик, блеск, фонтан и пианино

Эта необычная конструкция вызвала большой интерес и восхищение у населения: еще бы, ведь пассажиров встречало чистенькое и ярко освещенное подземное помещение с фонтаном и тоннелем, облицованным белым кирпичом (уже за одно то, что станция разительно отличалась от темных и сырых подвалов того времени, пассажиры должны были влюбиться в пневмозализныцю! 🙂 ) Что уж говорить о пианино, которое развлекало приятной музыкой в зале ожидания!

люди на платформе метро - Ретроспектива - 50Plus

Внутри вагона удивление и восхищение пассажиров только усиливались, потому что интерьер поражал роскошными плюшевыми креслами и драгоценными аксессуарами и украшением в стиле викторианской эпохи. Только за первые две недели работы компания Бича продала более 400 000 билетов по цене четверть доллара за проезд (сейчас эта стоимость составляет более 10$).

lyudyna sydyt u vagoni sabveyu - Ретроспектива - 50Plus

Количество поездок постоянно увеличивалось, но в конце концов пневможелезной дороге не удалось развиться дальше: Альфред Бич был талантливым изобретателем (он, кстати, создал также тоннельный щит для прокладки подземных путей, а еще – пишущую машинку для слепых), но у него не было необходимой предпринимательской жилки. Свои коррективы в планы строительства страны и города внес и экономический кризис и не спавшие конкуренты. В 1873 году компания изобретателя обанкротилась, и раздавленный поражением Альфред Бич пытался сдать подземное помещение под тир и винный склад, но успеха в этом не добился. Проект временно заморозили, пока по неизвестным причинам и обстоятельствам не сгорела единая пневмостанция.

lyudy chekayut na platformi - Ретроспектива - 50Plus

Альфред Бич больше не стал испытывать судьбу, оставил изобретательство и пошел в издательскую деятельность, став редактором научно-популярного журнала Scientific American, существующего по сей день.

Отцом же современного метро стал чрезвычайно талантливый инженер и мастер во все руки Уильям Барклай Парсонс, создавший первый утвержденный для строительства план подземной сети. Через несколько лет метростроители, которые тянули линию подземки, наткнулись на забитый, но невредимый тоннель Альфреда Бича с остатками вагона, проходческим щитом и пианино в зале ожидания.

А официальный запуск метро в том виде, которым жители американского мегаполиса пользуются и по сей день, произошел 27 октября 1904 года. Но это уже совсем другая история...

Фото: habr.com, dzen.ru

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA