Об АСМР и мизофонии: ученые разгадывают секреты индивидуальных нейрофизиологических реакций в восприятии звуков, исследуя причины личных предпочтений и непереносимости.
Загадочный феномен
Аббревиатуру ASMR (autonomous sensory meridian response) или АСМР (автономная сенсорная меридиональная реакция) по роликам в YouTube запомнили даже далекие от психологии пользователи. В социальных сетях масштабируется сообщество производителей и потребителей специфического контента, предназначенного для стимулирования АСМР. В самом популярном видеохостинге уже опубликовано более 13 миллионов видео нового жанра, и вам наверняка попадался в рекомендациях хоть один из таких треков с набором "чувственных провокаций", где главное место занимает звук.
Судя по комментариям аудитории, к регулярному просмотру ASMR-контента люди прибегают для успокоения, расслабления и наслаждения. Такие видео избавляют от состояния тревоги и панических атак, помогают справиться с бессонницей и эффективно восстановиться. Тем не менее, наука еще не предложила исчерпывающего объяснения АСМР, и природа этого явления остается неизученной. Известно лишь, что речь идет о субъективном звуковом и зрительном восприятии, которое характеризуется кратковременными приятными ощущениями в теле. Взаимосвязь положительных реакций ученые определяют как "слабую эйфорию".
В сферу публичного обсуждения непонятный эффект впервые попал в 2010 году, и спустя 13 лет он все еще остается загадкой. В частности, непонятно, почему некоторые наборы звуков вызывают затылочные покалывания, распространяющиеся "мурашками" по коже от шеи и спины до рук и ног? Сравнивая эту форму парестезии (совокупность ложных тактильных ощущений) с комбинированной слуховой и тактильной синестезией (нейрологический феномен проявления ощущений от одного органа чувств в другом: синестеты "видят" запахи или "слышат" цвета), исследователи зафиксировали, что АСМР традиционно "запускается" специфическим слуховым или зрительным стимулом и реже - целенаправленным контролем внимания.
Триггеры сенсорной реакции
Стимулами АСМР могут стать звуки, зрительные образы, знаки персонального внимания и касания. И если с тремя последними категориями все более-менее предсказуемо, то с первой, как говорится, ничего не предвещало. В отличие от тактильных провокаций (массаж, мягкие прикосновения), адресного проявления внимания (врачебный осмотр, парикмахерские услуги), визуальных стимулов (привлекательные движения, мягкая пластика рук, танец, рисование, вышивка и т.п.), звуковой триггер не имеет выраженной связи с центрами удовольствия. Впрочем, именно первая звуковая группа является самой большой и распространенной в АСМР.
Добиться "мурашек" можно "подручными средствами":
- дыханием или дыханием в микрофон;
- медленной мягкой речью, тихим и нежным голосом, шепотом;
- цоканьем языком, причмокиванием, произношением звуков "ц", "ч";
- шуршанием и хрустом (поэкспериментируйте со своими ощущениями, скомкав руками целлофановый пакет, пластиковую или бумажную упаковку);
- постукиванием и легким царапаньем ногтями или предметами по текстурной поверхности - деревянной или пластиковой;
- шелестом страниц, звуком трения о бумагу пальцев, ручки или карандаша.
Проверяя на зрителях магическую силу АСМР-стимулов, авторы жанровых видео обычно сочетают в одном треке разные триггеры. В частности, в связном сюжете roleplay (ролевого видео) могут быть не только использованы "особые" звуки, но и воспроизведены возможные варианты проявления адресного внимания к зрителю. Взаимодействие АСМР-автора с камерой происходит при воображении на ее месте лица, которое это видео будет смотреть. Такой прием создает у зрителя иллюзию погружения и личной вовлеченности. Вы можете переживать ситуации, предлагаемые с экрана: чистка ушей, посещение врача, симуляцию стрижки и т.д. Наилучшим образом АСМР-триггеры воспринимаются в состоянии покоя и при отсутствии факторов дискомфорта.
Не поддается осмыслению
Позиция научного сообщества относительно АСМР сводится к признанию неврологического разнообразия и сложного устройства человеческого мозга в результате эволюционного совершенствования.
С точки зрения американского невролога из Santa Monica College Эдварда Дж. О'Коннора, главное препятствие для детального изучения этого феномена заключается в отсутствии общего стимула, который вызывал бы одинаковую чувственную реакцию у каждого человека.
По мнению старшего преподавателя неврологии Yale University Стивена Новела, недостаток знаний в исследовании этой научной темы могло бы обеспечить сравнение мозга людей, способных и не способных испытывать АСМР. Технически это возможно, отметил американский ученый, призвав шире использовать в прикладных нейронауках возможности функциональной магнитно-резонансной томографии и транскраниальной магнитной стимуляции - современной неинвазивной методики активирования нервных клеток мозга.
Высказался на эту тему и преподаватель когнитивистики Sheffield University Том Стаффорд. Как отметил британский психолог, это явление пока остается "белым пятном" в науке из-за своей скрытой природы, ведь внутренние переживания - невидимые и неуловимые. Но все открытия начинаются с научного интереса: если он появился, будут и результаты.
Наука, изучающая психологические и физиологические аспекты восприятия звука, называется психоакустикой. Специалисты, работающие в этой области, называют слуховую систему человека сложным и изощренным механизмом, способным воспринимать звуки по дискретным шкалам высоты и длительности. Между всеми ступенями шкал существует множество нюансов, требующих анализа и структурирования. Слушая музыку, мы отделяем в своем сознании нотный звуковой спектр, определяющий тембр, и аккордный спектр как элемент гармонии. Поскольку ухо воспринимает звуки через призму ощущений, наш слух можно порадовать, обеспокоить и дезориентировать.
Особенности восприятия звуков
Самым сложным в субъективном ощущении параметром исследователи считают тембр. Объяснение этого термина похоже на расшифровку слова "жизнь": каждый понимает, о чем идет речь, однако внятного научного толкования этого понятия не существует. Специалисты обращают внимание на двойное кодирование звука органами слуха, благодаря чему все, что мы слышим, доступно мозгу в сенсорном восприятии. В то же время механизм кодирования не исключает двусмысленности и парадоксов.
Как колебательный процесс, порождающий волны в упругой среде, звук является объективным физическим явлением. С другой стороны, это отражение в сознании субъективного психологического образа, воспринятого слухом. В гештальт-психологии (geschtalt в переводе с немецкого - "образ") выведены общие принципы распознавания одновременной звуковой информации от нескольких источников. Мы обнаруживаем, выделяем, локализуем и идентифицируем звуковые объекты, структурируя акустическую реальность по определенному закону.
Этапы анализа слуховой системы
- Сегрегация. Разделяя звуковые потоки, мы субъективно выделяем определенную группу источников: в частности, в музыкальной полифонии слух отслеживает развитие мелодии в исполнении того или иного инструмента.
- Сходство. Похожие по тембру звуки наш слух объединяет вместе и относит к одному источнику: например, близкая высота основного тона в речи определяется как маркер одного собеседника.
- Непрерывность. Звук из единого потока интерполируется слухом с игнорированием (маскировкой) посторонних помех: если в речь или музыку вторгается кратковременный шум, то мы пропускаем его мимо ушей, не замечая и продолжая воспринимать звуковой поток как непрерывный.
- Совместный доля. Слуховая система приписывает одному источнику звуки с синхронным изменением амплитуды и частоты, общим началом и концом: во время слушания сознание эти процессы объединяет.
Когнитивные механизмы восприятия музыки обусловлены вниманием и культурным знанием. Это предпосылки к преобразованию абстрактных стимулов в потенциальные представления: мозг постоянно сравнивает звуковую информацию с образами, хранящимися в памяти. Если сочетания совпадают, мы их идентифицируем как знакомые. Если нет - приписываем им новые свойства.
Механизм распознавания частот
В восприятии частоты звуковых колебаний задействованы нервные окончания из разных зон слухового аппарата. Получая импульс от нервных окончаний, мозг анализирует природу звука по местонахождению. Основная информация о звуковых колебаниях поступает в мозг в частотах до 4 кГц. В этом спектре - все звуки природных стихий, голоса людей и животных. В целом мы способны различать нюансы частот от 20 Гц до 20 кГц. Но верхняя граница у каждого слушателя - своя. Это зависит от возраста и ряда факторов.
Порог слышимости в разных условиях так же различен. В тишине и шуме наша слуховая система работает не одинаково. Сигналы большой частотной амплитуды вызывают пики возмущения базилярной мембраны, которая перестает одновременно реагировать на сигналы той же частоты, но меньшей амплитуды. Такие звуки не способны конкурировать за "доступ" к мембране и не в состоянии вызвать ее колебания, поэтому остаются не воспринятыми нервными окончаниями и не замеченными мозгом. В то же время мозг запоминает звуковые доминанты и концентрируется на тех сигналах, которые связываются в восприятии с сильным эмоциональным откликом.
В частности, актуальной психологической проблемой в условиях войны стала боязнь громких звуков. Люди, пережившие взрывы и обстрелы, продолжают пугаться, даже осознавая, что находятся в безопасности. В регионах с постоянными сиренами воздушной тревоги и разрывами снарядов у взрослых и детей развиваются фантомные эффекты, когда мозг получает и обрабатывает соответствующий импульс от нервных окончаний без реального звука.
Техники "заземления"
Для людей с посттравматическим синдромом изобретено немало методик спасения от страха внезапных громких звуков. Специальные техники "возвращения в реальность" помогают обрести спокойствие, осознать страх и постепенно научиться его контролировать. Не освобождая человека от рефлекторных реакций на сигналы опасности ("Слышишь сирену - поспеши в укрытие", "Слышишь взрывы - прячься за двумя стенами"), психологи учат справляться с невротическим восприятием звуков. Кстати, о последствиях шоковых травм и хронического стресса для населения Украины мы писали здесь.
Эффективная технология избавления от страха громких звуков - просить собеседника неожиданно вставлять их в свою речь: например, хлопнуть в ладоши или включить режим громкой связи на телефоне. Цель - отработать контроль трех параметров: ровного дыхания, расслабленного состояния и осознанного осмысления. Вы должны сохранять спокойствие, не прерывая дыхания. Расслабьте плечи и не напрягайтесь. Озвучьте вслух, что произошло.
Далее нужно анализировать происхождение громких звуков в окружающей обстановке: "Это мопед, а не дрон", "Подъехал мусоровоз", "Кто-то газует на машине без глушителя", "Слышу сирену скорой помощи", "Хлопнула дверь", "Сосед сверху уронил на пол тяжелый предмет".
Чтобы приучить мозг не воспринимать каждый громкий звук как сигнал опасности, понадобится неделя подобных упражнений. Гораздо серьезнее проблема индивидуальной нетерпимости к определенным звукам. Эта психологическая патология называется мизофонией. И она не лечится.
Непереносимость звуков
Человеку с таким отклонением могут "трепать нервы" звуки, связанные с поглощением пищи (самый распространенный раздражитель): хруст чипсов или надкусываемого яблока, сосание, причмокивание или жевание. Часто негативную реакцию вызывает звук поцелуя, щелчок суставами пальцев, хлюпанье, печатание на клавиатуре и др.
В отличие от просто неприятных звуков, в данном контексте речь идет о триггерах психосоматической реакции. Стресс, тревога, чувство опасности и острое желание избавиться от ее источника (избежать или защититься по принципу "бей или убегай") приводят к потере контроля над собой, вплоть до паралича умственной способности. По словам психологов, некоторые пациенты описывают свои ощущения как аналогию переживаний под дулом пистолета.
Другое название мизофонии - селективная (избирательная) звуковая чувствительность. Определенные звуки вызывают три типа эмоциональной реакции: тревогу (панику), отвращение, ярость (злость является самым частым рефлексом). Все типы откликов характеризуются сильным нервным возбуждением с приливом энергии и выплеском адреналина. В этом состоянии у человека учащается сердцебиение, становится поверхностным дыхание, повышается температура, активизируется потоотделение, появляется дрожь в теле. Причиной неадекватного реагирования на звук является дисфункция мозга. У человека с диагнозом мизофония чрезмерно активен фронтальный участок островковой коры мозга: эта зона отвечает за связь физических ощущений и эмоций.
По словам пациентов, непереносимость звуков заставляет их жить с закрытыми ушами, иначе бы им каждый раз приходилось отбиваться от раздражителей, останавливая эту пытку физически. Для защиты таким людям приходится постоянно пользоваться берушами или наушниками. Мизофония создает напряжение в рабочих и личных отношениях. Непереносимость звуков не позволяет людям выполнять трудовые функции в открытом офисе, а семьи разрушаются из-за невосприятия проблемы партнерами. Выходом из положения может быть сознательная самоизоляция. Одинокое проживание и удаленная работа - вынужденные коррективы в образе жизни при мизофонии.
Вот какую власть над человеком имеет звук - невидимый друг или враг, созидатель или разрушитель.
Фото: pixabay.com, pexels.com