Стабильное лекарство от невзгод
Нынешний ноябрь в глобальном музыкальном мире проходит под старым и хорошо проверенным брендом "The Cure". Даже неофициальное количество упоминаний одной из самых влиятельных групп конца прошлого века сейчас действительно зашкаливает. Главная причина - 1 ноября официально увидел свет четырнадцатый студийный альбом коллектива "Songs of A Lost World". Как любят подчеркивать, первый релиз за шестнадцать лет. Это событие стало прекрасной возможностью оглянуться вокруг и уточнить: а какой сейчас год? С войной, всеобщей усталостью, психическими расстройствами и нашим железным терпением в этом вопросе нет ничего удивительного. А также зацепиться за британскую группу The Cure как за образец стабильности не только в музыкальном мире, но и вообще. Я бы не относился скептически к теории о том, что пока существует этот коллектив, мир еще окончательно не скатился в пропасть: ведь на данный момент эта теория четко работает. Не случайно же мы имеем дело с коллективом, название которого в одном из значений переводится как "Исцеление".
О времени вспомнил неслучайно, потому что имеем наглядный пример того, как для некоторых оно неподвластно. Оставим в стороне банальности о величии этой британской группы, ее особом вкладе в музыкальную культуру, а особенно - значительном влиянии на несколько поколений. Но если прибегать к подобной терминологии, то в прошедшие 45 лет The Cure неизменно были вместе с нами: в 1980-е (лучший материал - такой, как альбомы "Faith", "Pornography" и "Disintegration" - был издан именно в это время), в 1990-е (пластинки "Wish" и "Bloodflowers" заслуживают отдельных комплиментов), в 2000-х (издали два, по-своему интересных альбома и были творчески активными), в 2018 громко напомнили о себе в связи с 40-летием, а в следующем году поехали в мировой тур с материалом культового альбома "Disintegration". Был свидетелем того, как в украинских офисах останавливалась работа, чтобы в реальном времени наблюдать за тем, как Роберт Смит и компания лабают в Австралии материал тридцатилетней давности. И вот новое десятилетие и новый альбом. Интересная тенденция: как только начали появляться первые ласточки-синглы свежего материала, как вокруг стало больше звучать старых и классических песен The Cure. Вспомним кое-что и мы.
Мистер и миссис Смит
13 августа 1988 года в Бенедиктинском монастыре графства Сассекс солист всемирно известной рок-группы The Cure Роберт Смит официально вступил в брак со своей избранницей Мэри Пул. Молодожены - почти сверстники (Мэри немного старше), и познакомились, когда Роберту было 14 лет, а девушке - 15. Случилось это на одном из школьных занятий по драматическому искусству, где перед учениками стояла задача найти себе пару. Так и нашлись, и с тех пор не расставались.
Предложение руки и сердца любимой Роберт сделал за год до этого, просто на рабочем месте, так сказать, не отходя от станка. Произошло это в студии, во время записи альбома с красноречивым названием "Kiss Me Kiss Me Kiss Me". Как и большинство рокеров, а тем более - подобного мрачно-готического направления, Смит с товарищами по коллективу специфически отнесся к свадебной церемонии. "Это ничего не изменило в наших отношениях, - рассказывал он потом в одном интервью, - мы поженились, потому что просто хотели хорошо провести день, чтобы Мэри могла прийти к алтарю в белом платье, также было круто собрать вместе наших родственников". В другом интервью музыканта находим такое откровение: "Это было немного туповато, но нам необходимо было это преодолеть". Свадьба действительно состоялась в традиционной, почти семейной обстановке, где присутствовали близкие молодоженов и музыканты The Cure, без лишних глаз журналистов и поклонников.
Рокер планирует сделать свадебный подарок своей будущей жене, и что бы это могло быть? Да могло быть что угодно, но Роберт Смит подарил Мэри песню. Впоследствии она стала хитом и одним из самых успешных синглов The Cure. Вот так просто: "Это кассета с новой песней, мой подарок тебе, держи". Мэри побежала в свою комнату, чтобы сразу послушать презент. После этого выбежала из комнаты, и, как вспоминал Смит, едва не придушила его своими поцелуями.
Все в восторге от Мэри
Каждый раз, как с тобой один на один,
Я чувствую., как будто дома снова.
Каждый раз, как с тобой рядом и,
Ка в согласии и гармонии с собой.
Максимально простой и доступный посыл, и, пожалуй, лучшие слова чтобы передать свои чувства любимому человеку. Вероятно, это наиболее прямолинейный и открытый текст Смита, без различных метафор и ассоциаций, как он сам шутил: "Дешево и от души".
И в какую меня занеслое Далеко-далеко, я всегда буду любить тебя.
И сколько не остался бы тамЯ всегда буду любить тебя..
Каких бы слов ты ни говорил, я всегда буду любить тебя.
Я всегда буду любить тебя.
"Я просто хотел написать песню о любви, поэтому она и называется "Lovesong". Вместо того, чтобы придумывать всякие символы, я написал песню так, как будто просто с кем-то разговаривал", - размышлял потом Роберт Смит. Любой художник подтвердит, что нет ничего сложнее, чем написать максимально простую и доступную для понимания песню о любви. Да еще и сделать ее хитом. Но даже в самом искреннем и максимально незамысловатом высказывании своего кумира поклонники отыскали аллюзии и ссылки: речь о строке "Fly Me To The Moon" ("Забери меня на Луну"), которая вызывает неизменные ассоциации с одноименным джазовым стандартом 1950-х, который наиболее известен в исполнении Фрэнка Синатры. Кстати, в этом году в отечественном кинопрокате демонстрировалась американская лента с таким названием, где лейтмотивом звучит это произведение.
А вот с клипом на песню получилась неоднозначная история. Все было вроде бы должным образом: Роберт Смит во всей готической красе, похожий на Эдварда Руки-Ножницы из одноименного фильма Тима Бартона с соответствующим макияжем и прической, в сказочной пещере, но какой-то очень грустный. Будто забился где-то в угол и сидит там без лишних движений. Частично проблема была в том, что сам автор поставил перед режиссером клипа Тимом Поупом задачу максимально убрать присущую ему иронию, ведь это не просто песня о любви, это признание в ней.
В конце концов дошло до того, что Смит назвал это видео едва ли не худшим в истории группы. Да что там говорить, и о самой песне и ее внезапном успехе он был не лучшего мнения. "Думаю, что это вообще самая слабая песня на диске, - рассуждал он в одном из интервью, - но она каким-то образом оказалась на втором месте в чарте американских синглов. Выше был только кто-то вроде Джанет Джексон. И я изнурял себя мыслями типа - из всех песен, которые я написал, только такое наверх и пробивается". Я был разочарован".
Избранницу Роберта Смита можно увидеть и в другом видео The Cure на песню "Pictures of You", правда там она появляется на их совместных фото, чему и посвящена песня. А в клипе на песню "Just Like Heaven" Роберт и Мэри в свадебном платье вместе танцуют над морским обрывом.
Кстати, поговаривают, что образ Эдварда Руки-Ножницы для Джонни Деппа американский режиссер Тим Бартон позаимствовал именно из культового на тот момент образа Роберта Смита, более того - он будто предлагал лидеру The Cure написать саундтрек к фильму. Но если для американца Смит и "Исцеление" были действительно авторитетами, то кто такой Тим Бартон, Роберт на тот момент еще не знал, а потому вынужден был режиссеру отказать.
Пятьдесят лет поцелуев
"Первый концерт в жизни, на котором я побывала - было выступление The Cure в Финсбери Парке в Лондоне, - отвечала певица Адель на вопрос, почему она решила сделать кавер на песню "Lovesong", - моя мама была большой поклонницей группы и взяла меня с собой на шоу". Также Адель вспоминала, что образ Смита тогда ее немного напугал, и тоже вспомнила ассоциации с Эдвардом из фильма Тима Бартона. Британская певица, которая стала настоящей мировой сенсацией в 2011 году со своим альбомом "21", включила в него свою чрезвычайно пронзительную версию песни, и она с успехом воспринималась на ее выступлениях.
Совсем другое настроение и прочтение хита наблюдались в исполнении американцев 311, которые двадцать лет назад в довольно оригинальной манере отправили песню "Lovesong" в широкие массы с легкой руки Адама Сэндлера, который включил их версию в саундтрек своей легкой романтической комедии "50 первых поцелуев". По концепции автора весь звуковой ряд ленты состоит из знаковых хитов 1980-х годов, но в трансформированных перепевах других исполнителей. Кроме того, учитывая, что действие фильма происходит на Гавайях - а атмосфера там в целом веселая и расслабленная - эти кавер-версии были сделаны преимущественно в стиле регги и в карибских ритмах. Спросите, как можно было такую серьезную романтическую песню сделать максимально расслабленной? У этих ребят вроде получилось:
Роберт и Мэри живут в счастливом браке уже более 36 лет, а если добавить еще то время, когда они были знакомы до брака - то, считайте, полвека. Как-то на вопрос репортера о том, какой момент из своей жизни ему хотелось бы повторить снова, солист The Cure ответил: "Наш первый танец с Мэри". А еще как-то сказал: "Она - моя Синди Кроуфорд". Песня "Lovesong" так же имеет долгую жизнь и неизменно исполнялась во время юбилейного тура. А как иначе, она - уже полноценный член семьи Смитов.