Самуил Каплан: Эйнштейн, влюбленный в Киев

"Художник, рисующий дождь"

"Картинка", заряженная на максимальный позитив и тысячи различных воспоминаний. Так, выражаясь языком современных социальных сетей, пользователи отреагировали несколько лет назад на изображение обычного дворика на Печерске (а может -где-то еще, потому что такой мог быть в каждом городе), и обычного дворового катка в нем. Кто-то узнал свой родной двор, кто-то - высокий забор, окружающий центр локальных развлечений, или "сторожку" рядом с ним, крыша которой полностью покрыта снегом. А кто-то - щедрую на снежные осадки и метели зиму 1979 года: гигантские сосульки, угрожающе свисающие с окрестных крыш, деревья, покрытые ослепительным белым нарядом, снега вокруг - почти по колено. Исторический факт, зафиксированный на полотне.

kaplan 1 - Личности - 50Plus

А вот еще одна картина. Ее название, возможно, простое и непритязательное, но в полной мере говорит само за себя: "Пришла осень на Борщаговку". Уже от самой этой формулировки-фиксации неизбежного жизненного факта становится немного грустно, и визуализация нам демонстрирует, что идет дождь, деревья приобретают цвет красно-желтых трамваев "Татра", проходящих мимо двухуровневой развязки на Никольской Борщаговке, а неподалеку от подземного перехода, куда направляются горожане в вечерний час пик, все это фиксирует сам художник на раскладном стульчике, спрятавшийся от ветра и осадков под зонтиком. Его зовут Самуил Соломонович Каплан, и он, не будучи коренным киевлянином, запечатлел любимый город и его неповторимую атмосферу на десятках своих работ.

pryjshla osin na borshhagivku - Личности - 50Plus

"Пришла осень на Борщаговку"

Он часто изображал себя на фоне города, и иногда это превращалось в квест или тест на внимательность: "Найди Каплана на картине". Это была целая серия оригинальных автопортретов. "Ноль часов, тридцать минут" - еще один знакомый силуэт тоннеля киевского метро, художник в ожидании последнего поезда. Или оригинальное авторское изображение: художник будто кружит над длинной очередью в американское посольство, держа в руках долгожданную "грин-карту", что знаменовало новый и не менее важный этап в его жизни. Седая шевелюра и усы делали его немного похожим на Эйнштейна, и можно сказать, что он им и был в изобразительном искусстве.

nul godyn trydczyat hvylyn - Личности - 50Plus

"Ноль часов, тридцать минут"

"Пассивные" евреи и "несоветский" Львов

Коты, влюбленные пары и улицы города - на вопрос о главных мотивах в своем творчестве художник называл именно эти три составляющие, присутствие которых прослеживается в его работах разных лет. А как же "гражданская позиция", верность идеалам партии и правительства и другие навязчивые нарративы, которые в принудительном порядке насаждались советским художникам? Каплан всячески при случае пытался подобного избегать, прибегая к своеобразному "эскапизму" (бегству от реалий жизни), и не случайно шутили, что из-за цензуры он на своих картинах наделял котов человеческими характерами.

Иногда, согласно требованиям и обстоятельствам, заглядывая на эту территорию, художник сталкивался в ответ с откровенным идеологическим кретинизмом чиновников. К примеру как-то в 1969 году, пойдя навстречу потребностям соцреализма, Каплан, уже будучи членом Союза художников СССР, создал картину под названием "Радостный май. 1919 год": на Андреевском спуске видим две, так сказать, группы людей - одна с красными флагами, другая - представители еврейской общины, которые живо обсуждают новости или события вокруг. Тогдашние чиновники от культуры выразили сомнение в том, действительно ли евреи поддерживают советскую власть на картине: по их мнению, они выглядели как-то подозрительно. Один из чиновников сказал: "Всем известно, что евреи принимали активное участие в революционном движении, но здесь они немного пассивны, так что, чтобы не было пересудов, лучше картину с выставки снять".

radisnyj traven. 1919 г. - Личности - 50Plus

"Радостный май. 1919 год"

Другую, одну из самых интересных картин Каплана "Пейзаж с луноходом", где в типичной для художника фантасмагорической манере изображен на этот раз не Киев, а Львов, тоже "завернули" с формулировкой: "А чего это дома рушатся?".

Кстати, перед открытием своей первой персональной выставки художник не без удивления увидел на афише, что его имя указано как Семен, а не Самуил. На резонный вопрос, почему так произошло, организаторы выставки ответили: "С вас и так достаточно, что вы - Каплан".

pejzazh z misyaczehodom - Личности - 50Plus

"Пейзаж с луноходом"

Родился в Баку, более сорока лет жил в Киеве, а последние тридцать - в США. В украинской столице окончил художественную школу, а затем - художественный институт. Но перед этим, в 1950-е годы, Каплан был призван в ряды армии, в войска ПВО, на четыре с половиной года. Именно там, в непростых для творчества условиях, родился его творческий принцип, который со временем превратился в жизненный девиз: "Ни дня без очерка", вроде известного высказывания писателя Юрия Олеши "Ни дня без строки". Со временем Самуил Соломонович вспоминал, что "кто-то из армии пришел с новыми сапогами, или с новыми вещами, а я - с двумя чемоданами разных набросков".

Каравный полет над Бруклином

Город, и его обычные (иногда - наделенные сверхъестественными возможностями) жители - главные герои работ Каплана. И это - город Киев. Взглянув на эти картины, не нужно лишних слов, потому что их названия говорят сами за себя.

"Большая зима на Соломенке" (1986) - атмосферное настроение прекрасно отражает не только сам художник, который, кутаясь в теплую одежду, смотрит на зрителя на переднем плане, но и тот самый, упоминавшийся выше городской трамвай, который, кажется, погряз в огромных сугробах.

velyka zyma na solomyanczi 1986 - Личности - 50Plus

"Большая зима на Соломенке"

"Днепр. Начало навигации" (1979) - картина, которую киевляне постоянно наблюдают весной, но есть в ней что-то родное и особенное, непохожее на другие, "каплановское".

dnipro. navigacziya - Личности - 50Plus

"Днепр. Начало навигации"

"Переход возле Владимирской горки" (1981) - всем знакомый переход рядом с Филармонией и Владимирским спуском, вдали виднеется Колесо обозрения и мерцание вечерних фонарей.

переезд белья Владимирской гирки 1 - Личности - 50Plus

"Переход возле Владимирской горки"

Город Каплана наполнен фантасмагорическими сюжетами, где герои или летают, или стремятся добраться до неземных, космических высот. Вот, казалось бы, обычный бытовой сюжет на картине "Возвращение с прогулки" (1984) - женщина вместе с огромным догом поднимаются на прозрачном лифте старой конструкции с вечернего променада, а по ощущениям летят в кабине космической ракеты над вечерним городом.

"Утро в Бруклине" (1999) (это уже американский период) - словно в известной киноленте Мишеля Гондри "Наука сна", художник Каплан в пижаме и верхом на жирафе пролетает над знакомыми по кинофильмам и фотоизображениям районами Нью-Йорка.

ranok u bruklini - Личности - 50Plus

"Утро в Бруклине"

В год провозглашения Независимости Украины, но еще при существовании Союза Самуил Каплан вместе с женой эмигрирует в США, где начинается новый этап жизни, творчества и знакомств, а также выставки в мэрии Бруклина, нью-йоркских публичных библиотеках, в Калифорнии и других регионах. Сейчас его работы хранятся в экспозициях различных музеев мира. Первое и, возможно, самое необычное, что почувствовал художник, оказавшись за границей - отсутствие цензуры и полная свобода творчества. Здесь фантазиям и фантасмагориям было где развернуться.

kaplan3 1 - Личности - 50Plus

В 2018 году, еще при жизни художника, который тогда жил в Нью-Йорке, в Музее истории Киева прошла четвертая киевская выставка Каплана "Дворы и закоулки". Критики тогда писали: "В своих работах художнику удалось уловить и эстетически легитимизировать то, о чем, скорее всего, вспомнит обычный киевлянин, вспоминая родной город: глухой дворик, детскую площадку, хлебный магазинчик, детские качели, уютный кафетерий и т.д.".

Прожив чуть больше тридцати лет в США, Самуил Каплан умер в 2021 году в возрасте 92 лет. В разговорах о собственном творчестве он любил повторять: "Художник не там, где увидел, а там, где добавил". И за этим добавлением на его полотнах всегда интересно наблюдать.

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA