Чтобы лучше считать, надо музыку изучать

Дети достигают лучших успехов в математике, если изучают ее вместе с музыкой. Такой вывод сделали ученые, проанализировав почти 50-летние исследования взаимосвязи между этими двумя науками.

Еще Пифагор связывал музыку и математику

Конструирование музыкальных инструментов происходит на математической основе, которая была заложена еще Пифагором. Древнегреческий математик известен не только теоремой о прямоугольном треугольнике, но и как один из первых теоретиков музыки.

Именно Пифагор заложил математическую основу для современной западной октавной школы и интервала между двумя нотами. Как известно, ученый и его последователи-пифагорейцы считали математику наукой, открывающей законы красоты Вселенной, а музыку - причастной к этому.

Считается, что взаимосвязь между математикой и музыкой заинтересовала ученого, когда он услышал разные ноты, созданные ударами молотка по наковальне в кузнечной мастерской. Чтобы воспроизвести и исследовать это явление, Пифагор использовал лиру и монохорд - разработанный им самим инструмент.

монохорд

монохорд

Ученый обнаружил, что струна лиры, нажатая точно посередине, создает ту же ноту, но на более высокой частоте. Этот музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1:2, известен как октава.

Наглядно этот принцип может проиллюстрировать простой эксперимент с бутылками. Если дунуть через горлышко, то можно создать примерный аналог ноты, похожей на звучание флейты. Наполовину наполнив бутылку водой и повторив эксперимент, можно получить ту же ноту, но на октаву выше. Добавление разного количества воды воспроизводит разное соотношение воздуха и жидкости и образует разные нотки.

Как отмечает гитарист группы Skyhooks Ред Саймонс, аккорды на гитаре - это "просто математические массивы". Исходя из всего этого, музыку можно интегрировать в уроки математики для детей, например, через хлопанье в ладоши в разных ритмах при изучении счета и дробей.

Исследователи утверждают, что такие музыкальные упражнения позволяют снять страх или тревогу, связанные с изучением сложной арифметики, и делают математические занятия более приятным для учеников. Как отмечает издание КосмомагазинРезультаты недавнего метаанализа показывают, что дети, которые используют музыку для изучения математики, более мотивированы и больше ценят арифметику.

Влияние музыки на изучение математики

Предыдущие исследования показали, что существует корреляция между учениками, которые хорошо знают основы музыки, и теми, кто достигал успехов в математике. Однако преимущества использования музыкальных мероприятий в преподавании математической науки были менее понятными.

Доктор Айча Акин из Турции проанализировала 55 исследований, опубликованных в период с 1975 по 2022 гг. В них приняли участие почти 78 тысяч учеников - от детсадовского до университетского возраста. Участники исследования, которые имели музыкальное обучение, проходили тесты по математике, а их результаты сравнивались с теми, кто не изучал основы музыки.

В метаанализ были включены три типа музыкального вмешательства: обычные уроки музыки с пением и хлопаньем в ладоши, обучение игре на музыкальных инструментах и музыкальные уроки, интегрированные в математику. Во всех случаях ученики, которые брали уроки музыки, демонстрировали лучшие математические результаты.

Дети лучше изучают математику вместе с музыкойНаилучший эффект наблюдался у тех, кто проходил интегрированные музыкально-математические занятия. Из этих учеников 73% показали значительно лучшие результаты, чем те, у которых не было уроков музыки. Кроме того, 69% учеников, которые научились играть на инструментах, и 58%, которые имели обычные музыкальные уроки, улучшили свои математические знания по сравнению с теми, кто не имел музыкального вмешательства.

Относительно небольшое количество исследований означает невозможность изучить в метаанализе другие факторы, такие как социально-экономическое положение и продолжительность музыкальных действий. Однако это исследование подчеркивает большое влияние, которое интегрированное музыкальное образование может оказать детям при изучении математики. Как отмечает госпожа Акин, поощрение учителей математики и музыки к совместному планированию уроков может помочь уменьшить беспокойство учеников относительно математических задач, а также будет способствовать повышению успеваемости.

Фото: pixabay.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA