Когда есть аудитория наблюдателей, эффективность исполнителя-человека может меняться к лучшему или худшему, ведь для него в приоритете - так называемое управление репутацией. То есть действия, нацеленные на создание положительного имиджа личности или бренда.
Когда человек видит, что за ним кто-то наблюдает, это даже подсознательно может повлиять на его продуктивность.
По словам исследователей из Киотского университета (Япония), аналогичный "эффект аудитории" испытывают и шимпанзекоторые выполняют задания на компьютерах во время лабораторных экспериментов.
О чем узнали ученые?
Во время своего исследования японские ученые провели тесты, которые помогли выяснить, чувствуют ли человекоподобные приматы эффект аудитории.
В течение шести лет команда анализировала тысячи сеансов, в которых шимпанзе на протяжении выполняли задания с сенсорным экраном, рассказало издание Independent. В конце концов исследователи обнаружили, что приматы лучше справлялись с самыми сложными числовыми задачами по мере увеличения количества экспериментаторов, наблюдавших за ними. При этом несколько странно, что с самой простой задачей шимпанзе справились хуже именно тогда, когда за ними наблюдало больше экспериментаторов.
Какой именно механизм является основой этих эффектов, остается загадкой даже в случае людей. "Было очень странно обнаружить, что шимпанзе в выполнении своих задач зависимы от влияния людей-зрителей", - отметила соавтор исследования Кристен Лин.
"Можно было не ожидать, что во время выполнения задания шимпанзе особенно беспокоиться о том, наблюдает ли за ними кто-то другой; но тот факт, что на них, похоже, влияет присутствие людей, свидетельствует о том, что эти отношения сложнее, чем мы сначала предполагали", - добавила ученая.
Соавтор исследования Шинья Ямамото так прокомментировал результаты работы: "Шимпанзе тоже уделяют особое внимание аудитории наблюдателей во время выполнения своих задач". По его мнению, "вполне логично, что это взаимодействие с аудиторией могло развиться еще до того, как в нашей родословной высших приматов возникли сообщества, основанные на репутации".
Ученые считают нужным проводить дальнейшие неинвазивные эксперименты с приматами, чтобы лучше понять, как развивался "эффект аудитории" и почему он вообще возник.
Результаты исследования опубликовал журнал iScience.
Фото: pixabay.com