Уникум, посланный людям Ангелом, пострадал от слухов, будто им управляет Демон. "Сверхчеловеческое" взаимодействие с инструментом заставляло недоброжелателей искать за его спиной "черные крылья". "Упырь" с улицы Черной Кошки мог выполнить гармонию невероятной сложности, извлечь из скрипки несвойственные ей звуки и сыграть произведение на одной струне. Свидетели его игры говорили, что с другими скрипачами гения объединяют разве что скрипка и смычок.
Генуэзский ублюдок
Драматическую историю жизни легендарного скрипача и композитора первой половины XIX века воссоздал биографический фильм "Паганини: Скрипач дьявола", где прославленного предшественника сыграл современный виртуоз и красавец Дэвид Гарретт. Но настоящий внешний вид Паганини описывался словами "генуэзский уродец". Из-за редкого врожденного недуга (синдромом Марфана страдали также Ганс Кристиан АндерсенАвраам Линкольн и Шарль де Голль), знаменитый итальянец имел удлиненные конечности и мягкие соединительные ткани. Героем карикатур музыканта сделала дьявольски изогнутая фигура с неестественно вывернутой шеей и левой рукой.
По словам врача Франческо Бенатти, одна рука у Паганини казалась значительно длиннее другой, а перекос в плечах достигал 15 сантиметров: левое плечо было на целых шесть дюймов выше правого. Необычным находил врач и растяжение связок между предплечьем, запястьем, ладонью и фалангами пальцев. "Длину конечности нормальной величины скрипач мог удвоить растяжением всех частей, - свидетельствовал врач, - Фалангам, которые касались струн, музыкант удивительно быстро и точно передавал гибкое движение, поэтому пальцы без смещения кисти легко передвигались в сторону, противоположную их естественному сгибу".
Злая шутка
Сходство между скрипачом и дьяволом в сочетании с огненной энергией исполнителя и загадочностью его личности породили слухи, что "за спиной музыканта стоит красное рогатое существо с хвостом и водит его рукой со смычком". Люди приходили на концерты Паганини, надеясь разглядеть того, о ком говорила молва. Скрытный Паганини не опровергал мифы и вел себя как продуманный делец, которого сегодня бы назвали асом черного пиара. Интерес публики музыкант конвертировал в звонкую монету. Например, выступления Паганини в Вене собрали 28 тысяч крон, а параллельные концерты Шуберта - в 800 раз меньше.
Игра в родство с нечистой силой аукнулась музыканту после смерти. Епископ Ниццы Доменико Гальвани объявил покойного еретиком и наложил запрет на его захоронение в освященной земле. Среди итальянских городов, отказавшихся принять "упыря" на своих кладбищах, была даже родина музыканта Генуя - город, которому гений завещал свою любимую скрипку ("вдову Паганини"). Нужно было прожить еще одну жизнь, чтобы останки великого скрипача упокоили по-человечески: на нормальном кладбище умерший на 58-м году жизни Паганини оказался лишь спустя 56 лет.
Ничего.я должен обучать
И действительно, мог ли быть счастливым "язычник" (фамилия Паганини происходит от этого слова - paganus), который родился в католическом городе на улице Черной Кошки (так переводится генуэзский адрес Пассо ди Гатта Мора). Никколо был третьим сыном родителей шестерых детей Антонио Паганини и Терезы Боччардо, которой накануне родов явился во сне Ангел (это был знак небес о великом событии). Биографы писали, что 27 октября 1782 года "на улице Черной Кошки родился уродец". Когда грузчик-отец открыл собственный магазин, то в городской переписи назвал себя "владельцем мандолин". К струнам мандолины малыш потянулся с пяти лет, а скрипку освоил в шесть. С детства он совершенствовал свою игру, изобретая новые способы извлечения звуков, которые удивили бы слушателей.
С 11 лет Никколо регулярно играл на богослужениях в церквях, где в то время исполнялась не только духовная музыка. А в 13 лет юный музыкант собрал публику на свой первый публичный концерт - так называемую академию, куда включил свое произведение "Вариации на тему Карманьолы". Сборы от выступления в театре Сант-Агостино, как и последующие поступления от флорентийских концертов, предназначались на обучение в Парме у Алессандро Ролла. Но известный наставник, как и другие несостоявшиеся учителя, услышав игру одаренного мальчика, отказался от ученика, которого уже нечему было учить.
Демонические техники
Давать уроки гармонии и контрапункта согласился виолончелист Гаспаре Гиретти, под руководством которого ученик лишь с помощью пера и чернил сочинил 24 четырехголосные фуги. Возможно, чужой инструмент повлиял на "умение" скрипки Паганини плакать, смеяться, издавать птичьи трели, лаять и стрекотать. Никто не понимал, как обычной скрипке удается имитировать птичье пение, игру флейты, рожка или трубы. Странный набор звуков, доносившийся из церкви во время игры Паганини, стал поводом для замечания святых отцов, что таким гармониям не место у алтаря. Паганини смог удивить мир невероятными стаккато, пиццикато, двойными трелями, флажолетами, динамическими переходами и диссонансами аккордов.
В поисках разгадки необычного дара Паганини эксперты вдоль и поперек исследовали его скрипку. В течение жизни музыкант имел несколько инструментов старых мастеров - раздарил свои драгоценности коллегам и даже недругам, а самую дорогую свою скрипку не решился отдать другому хозяину, завещав родному городу: она до сих пор находится в музее.
Экспертиза 1885 года обнаружила на инструменте работы Гварнери в местах соприкосновения с телом скрипача значительные потертости, свидетельствующие о силе удара по струнам и прочности удерживания деки во время исполнения быстрых пассажей: этим объясняются изношенные края в изгибах инструмента, большое пятно у шейки и длинная бороздка. Деформация скрипки говорит о затрачиваемой силе и колоссальном напряжении обессиленного после выступления музыканта, которого отличала постоянная бледность (при синдроме Марфана человек умирает от разрыва аорты).
Портрет Паганини, худ. Э. Делакруа
Генуэзский якобинец
После прекращения в 1801 году родительской опеки, музыкант-вольнодумец, которого пресса называла "генуэзским якобинцем", получил должность "первой скрипки" в городе-республике Лукка. Здесь Паганини преподавал и работал с музыкантами оркестра. С этим периодом связано и его таинственное любовное увлечение: в тосканском имении музыкант уединился с какой-то известной синьорой, имя которой хранил в тайне всю жизнь. Бездонный в чувствах астрологический Скорпион отличался страстной натурой, тягой к непознанному, самостоятельностью решений, силой воли и умением хранить секреты. Три года изоляции от мира с неизвестной женщиной он потратил на игру на гитаре (написал в тот период 12 сонат для гитары и скрипки).
Пристрастившись по молодости к женщинам и картам, музыкант мог проиграть все, и как-то осознал, что спасти его способно лишь собственное искусство. Одержимый страстями Паганини смог победить своих демонов: он отказался от азартных игр раз и навсегда, никогда больше не прикоснувшись к картам.
Придворный виртуоз
Княгиня Пьомбино Элиза Бонапарт удостоила Паганини титула "придворного виртуоза" и назначила музыканта капитаном своей личной гвардии. Во время романа с сестрой Наполеона скрипач написал пьесу "Любовная сцена" для двух струн (ля и ми), а ко дню рождения императора написал сонату для одной струны (соль). Играть концерт на трех, двух и даже одной струне был способен лишь Паганини. Для него не были проблемой ни оборванные струны, ни ошибка в тональности оркестрантов. Музыкальный распорядитель другой княгини (из туринского двора Полины Бонапарт) Боргезе Феличе Бланджини стал горячим поклонником Паганини, о котором отозвался как о "сверхчеловеческом исполнителе".
Как-то Паганини не успел проверить перед выступлением настройки скрипки и лишь в процессе игры обнаружил, что нота "ля" на его инструменте на целый тон отличалась от тональности рояля аккомпаниатора. Виртуоз во время исполнения мгновенно переделывал аппликатуру, и слушатели ничего необычного в исполнении "Сонаты" не заметили. Это был успешный опыт, работавший на славу Паганини, но придворная служба тяготила "вольнодумца", и он ее оставил ради заграничных гастролей.
К Богу – через ведьм
Накануне европейского праздника Хэллоуин 29 октября 1813 года на сольном концерте в "Ла Скала" у Паганини состоялась премьера авторской вариации "Танца колдуний" из балета "Орех Беневенто" - произведения "Ведьмы". Один из самых известных шедевров в его творчестве оказался потрясением для миланской публики, слушавшей в течение шести недель одиннадцать концертов Паганини в "Ла Скала" и в театре "Каркано".
Быстрая популярность после выступлений в Лейпциге позволила маэстро купить в Германии титул барона, а 27 декабря 1808 года Паганини исполнил перед членами ложи Великого Собрания лично написанный масонский гимн. Факт принятия скрипача в братство подтвержден протоколами и известной символикой тайной организации (прототипом масонского скрипача является Паганини). В 1827 году музыкант, которого недолюбливали церковники (считали его либо безбожником, либо богохульником) удостоится Ордена Золотой шпоры - второй по значимости награды Ватикана, которую выдает Папа Римский "за вклад в распространение католической веры и другие деяния во славу святой Церкви". Это выглядело загадочным признанием по отношению к человеку, который не писал и не исполнял духовной музыки, не посещал церковь и вообще получил отказ в заупокойной мессе.
В последние месяцы жизни остатка сил у истощенного Паганини хватало лишь на перебирание пальцами струн скрипки, лежавшей рядом. К тому времени он развелся с женой, певицей Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном Ахиллом. Не стало гения 27 мая 1840 года. Он оставил этот мир непревзойденным.
Фото из открытых источников