Такт и терпение: правила общения во время войны

Психологи рассказали об особенностях коммуникации в тревожном состоянии, самодисциплине в стрессе и пользе выдержки в контактах с близкими и посторонними.

Как не поссориться со всеми в напряженный период? Учимся толерантности и спокойствию, чтобы не приумножать проблемы и не жалеть о необдуманных словах и поступках.

Испытания на устойчивость

Постоянная опасность, неопределенность будущего и ожидание худшего давят на психику и затрудняют общение. Нашу доброжелательность подрывают тяжелые переживание, неудовлетворенность изменениями условий жизни и неспособность контролировать события. Апатия и бегство от бурной действительности становятся следствием потрясений и бессилия. У многих включается режим "поведения в зыбучих песках": не двигаться, чтобы не провалиться. Распространенной защитной реакцией становится позиция "внутренней эмиграции", когда люди максимально закрываются от враждебного мира, разрывают прежние контакты и раздражаются при проявлении к ним внимания.

Истощение психики дает о себе знать раздражительностью и агрессивностью. При этом конфликтность возрастает не в моменты острого кризиса, а в стабильном состоянии и безопасной обстановке. Бытовые ссоры становятся простейшим способом физиологической разрядки: у одного это - агрессия, у другого - слезы. Порог нервной возбудимости снижают недостаток сна и отсутствие полезной деятельности. Вместо выяснения отношений и высказывания претензий психотерапевты советуют выспаться и заняться делом. Спровоцировать вспышку агрессии могут алкоголь, голод или, наоборот, чрезмерное питание (лишние калории). Заедая и запивая стресслюди вредят своему ментальному здоровью.

мужчина держит стакан с алкоголем

"Золотое" правило

"Важно не сказанное, а услышанное", - напоминает автор книги "Слова, которые работают" Фрэнк Лунц. Полторы тысячи исследований позволили американскому эксперту вывести формулу эффективной коммуникации: думайте не о том, что говорите, а о том, как это воспринимается. Надо помнить, что в общении во время войны восприятие фраз меняется: говорите одно - слышат другое. Сильные эмоции, повышенная тревожность и внутренняя травма приводят к непониманию и неадекватным реакциям: искажению контекста сказанного, безосновательной обиде, отказу чувства юмора, нетерпимости к критике, замкнутости и отстраненности.

Если в другое время люди благополучно бы избежали предпосылок для ссоры или успешно преодолели конфликтную ситуацию, то при истощении психики на взвешенные реакции не хватает внутренних ресурсов. Общение в таких условиях является дополнительным стрессом, поэтому люди бессознательно его минимизируют. В нежелании контактов психотерапевты видят признак депрессии, усталости и эмоционального выгорания. Дополнительным риском в общении во время войны становится неосторожное попадание во внутреннюю травму человека. Поэтому базовыми чертами гармоничной коммуникации в кризисный период являются тактичность, вежливость и гуманность.

женщина сидит на кровати, мужчина стоит и слушает

Гигиена контактов

Чтобы общение не тяготило, важно уметь оценить собственный ресурс. Предупредите, что вы не готовы к разговору, если не чувствуете сил для контакта. Вступая в диалог, будьте внимательными к человеку, не сбивайте с него фокус и следите за эмоциями собеседника. Нельзя игнорировать личные границы. Уважайте право человека на молчание и уединение. Не навязывайте контакт, если кто-то выбирает тишину и одиночество. Важнее красноречия в общении во время войны становятся такт и терпение. Объясняйте контекст, чтобы избегать недоразумений. За неимением информации люди склонны что-то додумывать. Объясните причину или предысторию, чтобы облегчить собеседнику прослеживание вашей логики.

Эффективность коммуникации увеличивает активное слушание. Уточняйте непонятные эпизоды и повторяйте мысли собеседника в собственных фразах. Не перебивайте и не обесценивайте сказанное. Когда можете - поддержите. Если нет согласия, вместо спора лучше тактично завершить разговор. Не противопоставляйте свое мнение, если о нем не спрашивают, и не давайте советов, которых не просят. В то же время не оправдывайтесь и не извиняйтесь за собственное мнение. Если позиции расходятся - не стоит злиться или смеяться над собеседником. Правило общения во время войны - не приумножать агрессию и не усиливать раздор. Найдите в себе силы сказать оппоненту, что понимаете его и жалеете о разногласиях, ведь они для вас на самом деле являются причиной дискомфорта. Если не можете сохранять спокойствие, прекратите общение.

женщина кричит

Не поддавайтесь на провокацию

Собеседник может прибегать к психологической манипуляции, которая осуществляется не в ваших интересах. Провокатор побуждает к импульсивным словам или действиям с негативными для оппонента последствиями. Такой собеседник заставляет вас терять самообладание и в запале демонстрировать нежелательную реакцию или раскрывать секреты. Человек, поддавшийся на провокацию, потом сожалеет о случившемся, переживая стыд, страх или вину. Впрочем, осознаем мы факт провокации обычно после совершенной ошибки. Предотвратить ее позволит только эмоциональное спокойствие. Чтобы не потерять лицо, хладнокровно отстранитесь от разговора и ограничьте дальнейшее общение с провокатором.

Если избавиться от провокатора не удается, держите в голове опасность нежелательной реакции и избегайте эскалации сознательно: смените тему разговора и избегайте обсуждения того, что может вас задеть. Правильная первая реакция на словесную провокацию - остановиться на минуту и оценить предмет спора, то есть осознать его суть. Даже при несогласии и внутреннем сопротивлении важно продолжать общение в спокойном тоне. Будьте всегда вежливыми и не обижайте никого, даже если обижают вас. В общении во время войны нельзя спорить о политике: тем более - с незнакомцами или малознакомыми собеседниками. Не реагировать на токсичность поможет усвоение подсказки психологов: поскольку это является проявлением чужого внутреннего состояния, оно вас не касается.

военный закрывает лицо руками

Актуальные лайфхаки

Если люди настроены решить конфликт, нужно искать компромисс. Выяснять отношения следует в спокойном эмоциональном состоянии, высказывая свои претензии и выслушивая чужие. Важно понимать, что сейчас трудно всем, и общение во время войны не должно усугублять эти трудности.

Правила игнорирования провокаций:

  • избегайте прямого зрительного контакта;
  • не отвечайте на звонки провокаторов и не вступайте с ними в полемику в социальных сетях;
  • демонстрируйте эмоциональную холодность при попытках провокаторов втянуть вас в разговор;
  • сохраняйте дистанцию и игнорируйте провокатора постоянно, убеждая его в том, что это является вашим обычным поведением.

Сейчас вопросы "как ты?" или "как дела?" неуместны. Не надо задавать их людям, которые третий год живут, словно на вулкане. Не раздражайте тех, кто тратит все силы на выживание: у многих сейчас просто нет лишней энергии на пустое общение. Выражение поддержки может быть не только материальным, но оно должно быть действенным.

женщина ругается на другую

Правила поддержки:

  • не нагнетайте страхи, не усиливайте тревожность и горе;
  • разряжайте обстановку;
  • позвольте человеку выговориться, если "накипело": слушайте без оценок и осуждения;
  • меньше эмоций и больше практических советов;
  • покажите свою готовность помочь;
  • ни в помощи, ни в разговоре не будьте навязчивыми.

Для реальной поддержки в общении во время войны важно иметь эмпатию (понимание чувств других людей) и психический ресурс для сопереживания. Чтобы всем стало немного легче, вложите в отношения больше понимания и принятия. Помните, что раненную войной человека контакты могут как "добить", так и исцелить.

Фото: pixabay.com, pexels.com

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA