От бобров-марсиан до серых человечков: как менялись наши представления об инопланетянах

Впервые люди начали фантазировать на тему пришельцев из далеких миров более 100 лет назад. И, кажется, это занятие никогда им не надоедало.

Древнегреческий философ Демокрит, который много писал о космос, предполагал, что в нем существуют пригодные для жизни миры.

А в 1898 году роман Герберта Уэллса "Война миров", рассказывавший о вторжении марсиан на Землю, разжег коллективное воображение (и страх) по поводу опасных пришельцев.

Работая над романом, Уэллс, вероятно, опирался на популярную тогдашнюю теорию, мол, Марс был испещрен каналами. Эта теория выросла из темных линий на поверхности планеты, которые впервые обнаружил в 1877 году итальянский астроном Джованни Скиапарелли. А британский астроном Персиваль Ловелл предположил, что темные линии на самом деле были каналами, возможно, построенными разумной цивилизацией.

Иллюстрация Энрике Альвима Корреа для французского издания "Войны миров" Герберта Уэллса 1906 года. Марсианская боевая машина в долине Темзы.

Иллюстрация Энрике Альвима Корреа для французского издания "Войны миров" Герберта Уэллса 1906 года. Марсианская боевая машина в долине Темзы.

В 1926 году изобретатель, бизнесмен и писатель Хьюго Гернсбек основал первый в Америке научно-фантастический журнал Amazing Stories. На его страницах, в частности, было немало рассказов об инопланетной жизни.

А в 1960-х годах NASA запустило программу SETI, посвященную поиску внеземного разума. Ее отменили в 1993 году. Однако человечество не перестало интересоваться инопланетянами, бесконечно импровизируя на эту тему, пишет Популярная наука.

1929: ракообразные на Луне

В 1929 году крупнейший в мире телескоп Гукера в обсерватории Маунт-Вилсон (Калифорния) сделал поразительные фотографии лунной поверхности. Фотографии были достаточно подробными, чтобы выявить топографический рельеф, но недостаточно детальными, чтобы зафиксировать возможные формы жизни.

Неудивительно, что и ученые, и писатели-фантасты получили прекрасную почву для размышлений о лунных обитателях. В 1929 году автор Popular Science Томас Элвей убедительно обосновал возможность существования инопланетной жизни на Луне в виде лунных ракообразных с твердыми внешними панцирями. Эти защитные накладки предотвращали вытекание "телесных жидкостей в безвоздушное пространство", писал господин Элвей.

Иллюстрация автора Popular Science Томаса Элвея 1929 г.

Иллюстрация автора Popular Science Томаса Элвея 1929 г.

1930: на Марсе правят бобры

В 1930 году тот же Томас Элвей предположил, что доминирующей формой жизни на Марсе гигантские бобры. "Теперь на Земле есть одно существо, для развития которого предполагаемые марсианские условия были бы идеальными. Это животное - бобер. Он живет либо на суше, либо в воде. Он имеет меховую шубу, которая защищает его от 100-градусного мороза марсианской ночи", - писал фантаст.

Справедливости ради, лучшие тогдашние снимки изображали Красную планету в виде размытых шариков. Располагая лишь такими фотографиями, можно было свободно фантазировать о бобрах-марсианах.

Иллюстрация автора Popular Science Томаса Элвея, 1930 г.

Иллюстрация автора Popular Science Томаса Элвея, 1930 г.

1934: птицеподобные существа - "Марсианская одиссея" Стэнли Г. Вайнбаума

Первоначально опубликованный в Wonder Stories, рассказ Уайнбаума, действие которого происходило в начале XXI века, изображал марсиан как птицеподобных существ.

Иллюстрация к Марсианской Одиссее г, 1949 г.

Иллюстрация к "Марсианской Одиссее", 1949 г.

1950: серые пришельцы

Вероятно, самая популярная версия о внешности инопланетян, которые любят похищать людей, - человечки серого цвета с долговязыми гуманоидными формами, выпуклыми глазами и большими черепами. Это представление о пришельцах оказалось самым живучим. Оно кочевало на протяжении десятилетий из одного произведения научной фантастики в другое. Серые человечки стали героями "Секретных материалов", "Звездных врат" и множества других фильмов и телесериалов.

1968: монолиты - "2001: Космическая одиссея" Артура Кларка

Классик научной фантастики Артур Кларк написал в 1968 году свой знаменитый роман на основе сценария одноименного фильма, над которым писатель работал вместе с режиссером Стэнли Кубриком. Роман увидел свет после выхода кинокартины. У "2001: Космическая одиссея" фигурировали монолиты - чрезвычайно развитые объекты, созданные инопланетным разумом.

1979: ксеноморфы - "Чужой" Ридли Скотта

Внеземная жизнь приняла отчетливый поворот в сторону фильмов ужаса после выхода в 1979 году ленты "Чужой" Ридли Скотта. Художник Ханс Руди Гигер создал для фильма устрашающих инопланетных существ, известных как ксеноморфы. Эти паразиты выживали, охотясь на другие виды, в том числе людей.

Вероятно, человечество никогда не устанет выдвигать новые версии относительно того, как могут выглядеть космические пришельцы.

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA