Лондонец по месту рождения, он, без преувеличения, стал достоянием всей планеты. Его авангардные украшения, которые порой называют скульптурными, - вне географии и времени. А значит неудивительно, что о нем постоянно стремятся писать фэшн-журналисты. Да и биографы выстраиваются в очередь, чтобы создать собственную версию взлета Шона Лина и поведать о его творческом союзе с Александром Маккуином. Хотя Шон Лин для биографов - объект довольно молодой, ведь он только на пороге своего 55-летия (род. 8 июля 1969 года).
Так чем же мастер ювелирных изделий так привлекает борзописцев? Прежде всего тем, что он представил миру новый взгляд на красоту, которую к тому же можно на себя примерить. Хотя носить эти изысканные вещи с привкусом бунтарства - прерогатива королевских семей, звезд и моделей. Экстравагантные украшения Шона Лина - чувственные и драматичные - давно проторили себе тропу на подиумы, аукционы и в музейные экспозиции. Но сказать о них, что они являются произведениями искусства, - значит, ничего не сказать.
В эксклюзивных вещах Лина живут страсти и контрасты. Доминирующим мотивом этих произведений нередко является терновая ветвь. А между плавными линиями цветов и веточек нередко всплывают шипы, когти и бивни.
Эти дизайнерские украшения являются отпечатками жизни - колючей и прекрасной одновременно. Тяготение ювелира к ар-деко и викторианству сосуществует с его увлечением современным искусством. А любовь к работе со сложными материалами органично вписывается в XXI век с его приверженностью технологиям.
Авторы эссе о Шоне Лине чаще всего упоминают его в контексте коллекций Маккуина, трагически покинувшего этот мир в 2010 году. Да, они действительно многому научили друг друга в сотворчестве, поднялись к новым вершинам благодаря этой взаимовыгодной науке. При этом Лин является абсолютно самодостаточной фигурой в мире красоты и моды. Это подтвердили многочисленные награды и почести, букеты которых Шон Лин собрал по всему миру. А титул Ювелирного дизайнера года Великобритании он получил аж четыре раза. Украшения Лина заказывают члены королевской семьи.
Еще он является любимцем аукционистов, галеристов и музейщиков. Его персональная выставка в Метрополитен-музее Нью-Йорка, которую сопровождали восторженные рецензии, называлась "Дикая красота". Возможно, это одно из самых точных определений эстетики мастера.
Шон Лин с Александром МакКуином
Также авторы текстов о Шоне Лине нередко отмечают, что он не собирался идти в ювелиры. Хотя на самом деле не бывает, чтобы врожденное художественное естество однажды не проросло. А у него оно было. И, возможно, юный Шон не зря бросил школу в 14 лет и некоторое время работал в строительной компании отца. Просто его угнетал конформизм, требующий смирения и уничтожающий личностную уникальность. А работа в отцовской фирме стала окном во взрослую жизнь.
Впервые талант Лина раскрылся на курсах ювелирного дизайна в Вестминстерском колледже Кингсвей, куда парня направил на обучение карьерный консультант. И уже через год Шон попал в Hatton Garden - ювелирный квартал Лондона, настоящую Мекку мастеров. Семь лет подряд он оттачивал ремесло на реставрации антикварных украшений и создавал собственные. Там дизайнер освоил сложные техники, в частности, изготовление сопоставимых застежек и невидимых креплений для драгоценных камней.
Когда Шону Лину исполнилось 18, его заметили ведущие ювелирные дома британской столицы, в частности, Garrard, Asprey, Mappin & Webb. Уже тогда молодой мастер начал разрабатывать эксклюзивные вещи для королевской семьи.
В 1992-м в жизни дизайнера произошел настоящий переворот. Шона Лина познакомили с модельером Александром Маккуином. На момент этого знакомства Лин хорошо знал, как обращаться с драгоценными камнями. А теперь из года в год укрощал стерлинговое серебро, алюминий, латунь и создавал невероятные украшения для коллекций кутюрье.
Два единомышленника, казалось, дышали в унисон. Их сотрудничество продолжалось вплоть до смерти Маккуина.
Работа в тандеме с модельером вдохновила ювелира на создание чрезвычайно эффектных, экстраординарных украшений. Среди самых известных - серебряный венец с шипами для коллекции "Данте" в 1996 году, нашейное спиральное украшение (вроде тех, которые носят женщины в племенах) для показа в 1997-м, корсет-скелетон и мужская алюминиевая челюсть со сломанными зубами в 1998 году, а также корсет из 97 алюминиевых обручей для коллекции The Overlook в 1999-м.
В 1998 году Шон Лин создал собственный бренд Shaun Leane Jewellery. На этом новом витке творчества мастер порой избегал в своих работах экзальтированного драматизма, благодаря которому его знали модники. Ведь должен был реагировать на запрос социума: шипы и бивни не всегда комфортно носить в повседневности. Но когда надвигалась ностальгия, он возвращался мыслями на несколько десятков лет назад и воспроизводил смелые формы, которые в свое время придумал для подиума.
Фото из открытых источников