Умеете ли вы правильно слушать? Психологи учат выражать поддержку, не кривя душой.
Дар или наказание?
Эмпатия (от греческого слова patho: "сопереживание") - это умение ставить себя на место другого человека, распознавать и называть его чувства. "Сонастройка" происходит по мимике, речи, жестикуляции и действиям. Психологическое "подключение" к чужому состоянию возникает не в ответ на просьбу или жалобу, а является естественным проявлением внимания к внутреннему миру другого человека.
Способность к сопереживание не дается нам от рождения, а развивается в процессе знакомства с миром. Малыши, еще не имеющие опыта общения, к пониманию чужих чувств не способны - они лишь подражают эмоциям людей из своего окружения. Собственные навыки сопереживания у детей возникают по мере взросления. И, в зависимости от обстоятельств, типа личности и воспитания, эти способности могут сформироваться в разной степени.
При низком уровне эмпатии человек равнодушен к чужим чувствам. При среднем уровне человек способен на проявление сопереживания, если нужна помощь. При высоком уровне эмпатии чужие чувства эмоции воспринимаются слишком близко к сердцу. В отличие от "золотой середины", в последнем случае "дар" становится "наказанием". Эмпат "растворяется" в чужих проблемах себе во вред: когда внимание переносится на других людей, собственная личность отходит на второй план.
Я возьму твою боль
Эмпат не скажет: "Мне жаль". Он не смещает фокус на себя, а задает вопросы и выслушивает ответы, пытаясь понять чувства собеседника. Эмпатия оказывается полезным качеством в профессиях, помогающих людям справиться с проблемами или исцелить душевную боль. Способность почувствовать эмоции других может пригодиться психологу, врачу, учителю, менеджеру по управлению персоналом, социальному работнику или художнику.
Исследователи отмечают, что обычно люди склонны сопереживать только тем, кого хорошо знают, и не вовлекаются в проблемы представителей не своего круга. Вы - эмпат, если заражаетесь чужими эмоциями и склонны к смене настроения из-за влияния чужих чувств. И в этом кроется уязвимость для манипуляций. Людям, которые сопереживают, легко навязать чувство вины, испортить настроение или втянуть их в выяснение отношений.
Считывая эмоциональные состояния других людей, нужно учиться отделять навеянные ощущения от собственных. Важно уметь контролировать давление на психику и избегать постороннего влияния, чтобы обезопасить себя от эмоциональной перегрузки. Впечатлительным людям стоит быть избирательными в общении, выстраивать личные границы, переключаться на отвлекающие факторы, соблюдать баланс работы и отдыха.
Фальшивые чувства
А еще нужно разграничивать здоровые черты характера и их искаженные копии. Под влиянием социума доброта и сострадание могут подменяться сентиментальностью - их больной производной. Это происходит тогда, когда вы проникаетесь чужими проблемами "для этикета", оказывая поддержку, чтобы почувствовать удовольствие от своего участия или подпитать собственную значимость.
Другой аспект - навязанные чувства. Совесть отличается от стыда, благодарность - от долга, зависть - от стремления к совершенству, жалость - от вины. Фальшивые эмоции - это чувства-двойники, порожденные общественным мнением. Если совесть предполагает ваше собственное представление о морали, то стыд является реакцией навязанного происхождения. Важно не вредить другим, но вы не обязаны соответствовать чужим ожиданиям.
Делать добро, жалеть и сочувствовать надо по своей воле, а не в позиции психологического должника. Не стоит загонять себя в вину, тревогу и отчаяние из-за того, что вы не можете помочь всем, кому хуже, чем вам. Ощущение общего неблагополучия никого не делает сильнее. Человек сохраняет трезвый взгляд на жизнь, отличая свои истинные чувства от эмоционального "спама".
Как правильно слушать
Безболезненное сопереживание невозможно без понимания, как избавиться от фальшивых эмоций. Психологи призывают исходить из того, что сочувствовать - не обязательно. Чувствовать себя комфортно при выражении эмпатии позволит правильная форма слушания, подходящая для той или иной ситуации. Используя разные типы слушания в зависимости от обстоятельств, можно повысить эффективность коммуникации и научиться проявлять искреннее внимание к людям.
Если для анализа информации и формирования собственной точки зрения важно критическое слушание с отделением факта от мнения, то в межличностном общении рациональное мышление не создаст прочной основы для доверия. В таком случае более приемлемыми вариантами могут стать пассивный, эмпатический, рефлексивный или активный тип слушания.
Пассивный
Демонстрировать собственную позицию не нужно. Слушайте без реакций, молча и внимательно. Человек почувствует, что его слышат. Можно лишь изредка подбадривать собеседника короткими репликами, не перетягивая одеяло на себя.
Активный
Выражайте свою заинтересованность в разговоре с помощью языка тела: наклоняйтесь к собеседнику и тому подобное. Не теряйте сосредоточенности и развивайте тему уместными вопросами.
Эмпатический
Переспрашивайте для уточнения собственного понимания и избегайте предубеждения. Создавайте поддерживающую атмосферу и чувствуйте комфорт в молчании.
Рефлексивный
Повторяйте то, что говорит собеседник. Этот прием применяется для предотвращения эскалации конфликта, уменьшения напряжения в спорах, снижения эмоционального накала и агрессии. Ваши регулярные паузы и уточнения позволят оппоненту чувствовать себя в безопасности, убедившись, что его слышат.
Навыки качественного слушания облегчают взаимопонимание. А укрепляют его самоирония, уважение чужих принципов и отказ от полемики. Чтобы готовность говорить и слушать была обоюдной, нужно придерживаться нескольких правил: не превозносить собственное эго, признавать свои ошибки, не бояться извиняться, избегать нытья, сплетен, стереотипов, предвзятости и навешивания ярлыков. Лучшая фраза для установления и поддержания контакта: "Рассказывай!".
Фото: pexels.com