Кларк Гейбл: Король Золотого Голливуда

Как "лесоруб в вечернем наряде" стал воплощением мужской харизмы и почему успешный американский актер боялся роли, которая сделала его секс-символом?

Обожаемый женщинами и уважаемый мужчинами, он дарил своего "Оскара" сыну друзей, лечил потерю любви войной, никогда не раздавал автографов, избегал "светского рабства" и не умел злиться. А еще был пять раз женат, становился отцом чужим детям и не успел увидеть собственного сына, умер в том же госпитале, где через четыре месяца родился его наследник.

На первых ролях

Миллионы женских сердец разбил брутальный герой культового бестселлера Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". Казалось, что портрет Ретта Батлера писался с Кларка Гейбла - создателя одного из самых известных образов мирового кинематографа в одноименной киноэпопее, являющейся экранизацией знаменитого романа. За это профессиональное достижение легендарный актер был номинирован на "Оскар", но получил его за другую киноработу, где был "самим собой", а сам считал своей лучшей ролью ту, что стоила ему жизни. "Король Голливуда был самым мужественным из известных мне мужчин, но в то же время оставался маленьким мальчиком, и именно это сочетание так манило к нему женщин", - описывала звезду 1930-50-х годов одна из хорошо знавших его актрис.

«Унесенные ветром»

Господство на экране "дерзко мужественного", по словам критика, романтического героя никак не связывалось с его недавним прозябанием в статусе безликого статиста массовки, с которой не контактировали режиссеры и артисты. Мало кто решился бы тогда представить неуклюжего долговязого парня, плохо координировавшего свои 185 сантиметров, в том блестящем будущем, которое ждало его в свете софитов. Но факты - вещь упрямая: фильмография Кларка Гейбла будет насчитывать более 60 работ, а в круг его знакомых войдут даже президенты. Кто сделал из бывшего рабочего-нефтяника, фермера и продавца галстуки экранного кумира, и какие личные качества позволили ему 30 лет из 37-летней карьеры играть только главные роли?

Мастер на все руки.

Единственный ребенок в семье буровика нефтяной скважины из штата Огайо родился 1 февраля 1901 года в Кадисе. В роду Уильяма Кларка Гейбла были немцы, бельгийцы и пенсильванские голландцы. Своей матери Аделины Гершельман Уильям Кларк не помнил: молодая женщина умерла, когда ее младенцу не было и 10 месяцев. Вместе с вдовцом мальчика растила мачеха - новая жена отца привила пасынку любовь к Шекспира и научила играть на фортепиано. Со временем он освоил еще и духовые инструменты: 13-летний подросток был единственным несовершеннолетним музыкантом, который "выдувал медь" в городском оркестре. А отец развивал у сына "мужские" навыки - брал с собой на охоту и приучал к грубому физическому труду на буровой и ферме.

Гейбл в детстве

Кларк с детства освоил устройство механизмов, научился все чинить, строить и красить. Он с юности рубил лес, ухаживал за лошадьми, выращивал люцерну, разбирал и собирал моторы, а в будущем самостоятельно ремонтировал свои машины и любую другую технику - от бытового оборудования до военного самолета. Привычку обходиться без помощи автомехаников актер объяснял тем, что работа в кино может когда-то закончиться, а машина должна ездить независимо от кассовых сборов. Как норму, гости фермерского поместья Гейбла воспринимали и кухонный фартук на атлетическом торсе мужчины, который привычно закатывал банки с дарами своего сада и огорода.

Случайностей не бывает

Зарабатывать на сельском хозяйстве собирался еще отец Уильяма Кларка: столкнувшись в 1917 году с финансовыми трудностями, Уильям Генри перевез семью в Пальмиру. Но через три года, снова овдовев, Гейбл-старший вернулся к нефтяному бизнесу - уехал с сыном в Оклахому. Какое-то время будущий актер вместе с отцом удалял осадок на нефтяных месторождениях в Талсу, а в 21 год получил от материнской родни $300 наследства и отправился искать себе применение на тихоокеанском северо-западе. Он мечтал попробовать себя в чем-то интересном, и такой новой деятельностью для молодого человека стала работа в передвижных шоу. Но это были такие же случайные заработки, как и временное трудоустройство на лесопилках.

Проехав по стране дальше, Уильям Кларк оказался в Портленде, где нашел работу продавца галстуков. И по какому-то символическому стечению обстоятельств в орегонском универмаге Гейбл встретил театрального актера, который оказался племянником одной из будущих актрис "Унесенных ветром". Новый приятель познакомил Гейбла с одной из участниц своей актерской труппы. Новая пара начала выступать вместе, но вскоре коллектив обанкротился, и Гейблу пришлось искать работу снова. Днем он работал в телефонной компании, а по вечерам изучал драматическое искусство. Тренер по актерскому мастерству и стала той волшебницей-феей, которая определила звездную судьбу ученика, направив его по художественному пути.

Подросток Кларк

Творчество Гейбла

На момент встречи с 22-летним Уильямом Кларком Жозефине Диллон было уже почти 40. Скромная и интеллигентная женщина получила образование в Стэнфорде. Три сестры в ее семье связали свою жизнь с искусством: одна была композитором, другая оперной певицей, а Жозефина стала актрисой. Когда-то она выступала на Бродвее, а затем стала театральным менеджером, взявшись раскрывать молодые таланты. "Я увидела тихого, глубокого и проницательного молодого человека, готового преодолевать трудности в одиночку, никого к ним не привлекая", - вспоминала наставница о своих первых впечатлениях от нового ученика, к которому постепенно привязалась и прониклась нежными чувствами.

Жозефина обратила внимание на то, что их увлеченные разговоры в студиях и кафе всегда были о будущем и никогда о прошлом. Наставница формировала будущую звезду с вдохновением скульптора, рождающего свое лучшее произведение. Жозефина не только преподавала ученику основы актерского мастерства, но и работала над его имиджем: за свой счет исправила Кларку несовершенные зубы, позаботилась о его удачной прическе, поставила "мужественный" голос, привила хорошие манеры и заново научила ходить, научив балансировать движения и следить за осанкой. А еще наставница сменила своему ученику простоватое первое имя Вилли на респектабельное второе - Кларк. После нужных преобразований ее детищу можно было начинать кинематографическую карьеру.

Кларк Гейбл и Жозефина

Кларк Гейбл и Жозефина

"Я ей благодарен"

В 1924 году Кларк и Жозефина в статусе супругов переехали в Голливуд. Денег им поначалу хватало лишь на один билет в кино, и "первая миссис Гейбл" отдавала его мужу. Начав с участия в массовых сценах в немых фильмах с Кларой Боу и Полой Негри, за два года Кларк так и не пробился к заметным ролям в кино и вернулся в театр, где его ждала благосклонность зрителей и симпатия главной актрисы. После театральной примы по имени Джейн Коул в объятиях Кларка побывала голливудская la femme fatale Полин Фредерик, популярность которой способствовала первому упоминанию имени Гейбла в прессе.

Знакомая с артистическим миром Жозефина мирилась с неизбежными романами младшего на 17 лет мужа и не требовала от него верности. Но Гейбл все равно ее оставил - однажды просто переехал в другой дом. В дальнейшем их связывала только работа. Они не вспоминали об общем прошлом и никому не объясняли причин своего развода. Впрочем, все было и так понятно: мужчина, чье фото первая жена хранила в рамке до конца жизни, больше в ее поддержке не нуждался. "Я ей благодарен", - таким лаконичным был ответ Кларка на вопрос прессы о "первой миссис Гейбл". Это все, что секс-символ Золотого Голливуда счел нужным сказать о своей создательнице.

В пьесе Machinal 1928 года с Зитой Джохан

В пьесе Machinal 1928 года с Зитой Джохан

"Лесоруб в вечернем наряде"

Через несколько дней после официального развода в 1930 году Гейбл женился на техасской светской львице Риа (её полное имя - Мария Франклин Прентис Лукас Лэнгхэм). Второй брак из-за различных законодательных требований штатов заключался дважды: повторное бракосочетание состоялось годом позже после переезда пары в Калифорнию. К тому времени Гейбл успел поработать на сценах Хьюстона и Нью-Йорка, и после успешных театральных сезонов студия Pathé предложила артисту первую роль в звуковом кино: в малобюджетном вестерне 1931 года "Разрисованная долина" он сыграл злодея. Подобного плана была и его роль в картине Warner Bros "Ночная сиделка".

Исполнительный директор студии тогда говорил, что "у Кларка Гейбла большие уши, и он похож на обезьяну". Но это тот случай, когда внутреннее содержание личности даже в кино бывает важнее внешности. Артист соответствовал необходимым требованиям, когда в Голливуде взялись преодолевать нехватку звезд мужского пола. Рекламный менеджер Metro-Goldwyn-Mayer Говард Стриклинг описывал студийный имидж Кларка Гейбла образным выражением "лесоруб в вечернем наряде". Тактика MGM по продвижению новых актеров заключалась в использовании мужчин в тандемах с известными актрисами. В восьми фильмах Кларк Гейбл снимался с Джоан Кроуфорд, в семи - с Мирной Лой, в шести - с Джин Харлоу, в четырех - с Ланой Тернер, в трех - с Нормой Ширер и Авой Гарднер.

Гейбл с Джин Харлоу в "Красной пыли" (1932).

Гейбл с Джин Харлоу в "Красной пыли" (1932)

Взошла звезда

Первая главная роль Гейбла в партнерстве с Джоан Кроуфорд в фильме 1931 года "Танцуйте, дураки, танцуйте" побудила руководителя студии Луиса Майера снять эту гармоничную пару еще в семи фильмах (многие считали Гейбла "естественным" экранным партнером актрисы) и заменить Кларком другого актера в уже отснятом материале. "Взошла звезда, которая затмит своей яркостью всех остальных", - писали критики после выхода фильма 1931 года "Свободная душа", где Гейбл так мастерски сыграл гангстера, что продюсерам стало очевидно: отныне они будут приглашать этого актера только на главные роли.

Кларк Гейбл с Джоан Кроуфорд

Кларк Гейбл с Джоан Кроуфорд

В 1931 году на экраны вышли картины "Сюзан Ленокс", где Кларк играл с Гретой Гарбо, и "Одержимая", где партнершей харизматичного актера была звезда Джоан Кроуфорд, с которой у него вспыхнул роман (критики называли их отношения "интрижкой, чуть не испепелившей "Голливуд"). Затем Гейбл переключил свое внимание на партнершу по фильму "Полли из цирка" Мэрион Дэвис. В том же 1932 году вышла картина "Странная интерлюдия" с Нормой Ширер, где Гейбл снова сыграл главную романтическую роль. Следующая работа в мелодраме "Красная пыль" сделала партнера актрисы Джин Харлоу крупнейшей мужской звездой Metro-Goldwyn-Mayer.

Сущность и имидж

А романтическая комедия 1934 года "Это случилось как-то ночью" принесла актеру премию "Оскар" за лучшую мужскую роль (экранная партнерша Клодетт Кольбер удостоилась такой же награды за лучшую женскую роль, а всего фильм режиссера Фрэнка Капри получил пять "Оскаров"). Известно, что роль газетчика-репортера в исполнении Гейбла взорвала продажи мужских маек: образ мужчины, не носившего под рубашкой белья, выглядел слишком эффектно. В то же время "причудливый и добродушный" персонаж артиста впервые не транслировал "стандартный набор" черт секс-символа и был похож на "настоящего Гейбла".

"Это случилось как-то ночью"

Кадр из фильма "Это случилось как-то ночью"

По словам всех, кто хорошо знал актера, в жизни его личность имела немного общего с теми героями-любовниками, которых он играл в кино. Кларк был лишен "пафоса" и умел одинаково хорошо ладить с простыми и высокопоставленными людьми. Но на "фабрике грез" ему больше не давали возможности быть на экране "собой". Если в 1934 году для Гейбла не было проекта, соответствующего его устоявшемуся имиджу, студия платила актеру по контракту $2000 в неделю, не обязывая хоть что-то делать. Когда вынужденный отпуск затягивался, руководство MGM сдавало своего артиста в аренду. Как-то Луис Майер "поделился" им за $2500 с Columbia Pictures, получая на "прокате" звезды $500 прибыли в неделю.

Отдал "Оскар"

Кларк Гейбл был наиболее успешным с коммерческой точки зрения актером довоенного Голливуда. С 1934 по 1942 годы, когда кинокарьеру суперзвезды прервала Вторая мировая война, это имя не покидало верхней части кассовых сборов. Стабильная популярность артиста компенсировала студии все расходы. Успех у зрителей и критиков имели фильмы "Манхэттенская мелодрама" (1934), "Сан-Франциско" (1936), "Саратога" (1937), "Летчик-испытатель" (1938) и "Шумный город" (1940). "Плотная" фильмография Кларка Гейбла не исключала создания шедевров. На высшую награду американских кинематографистов артист в этот период был номинирован еще дважды: за роль Флетчера Кристиана в картине 1935 года "Мятеж на "Баунти" и роль Ретта Батлера в фильме 1939 года "Унесенные ветром".

Кларк Гейбл с Оскаром (2)

После получения аванса за работу в киноадаптации романа, к сценарию которого приложил руку даже автор "Великого Гэтсби" Фрэнсис Скотт ФицджеральдГейбл оформил развод со светской львицей Рией Лэнгхэм, ведь давно уже не жил с ней вместе. Именно этот брак способствовал тому, что звезду утомило "светское рабство": объективов и камер Гейблу и на студии хватало, и он не видел смысла тратить жизнь на бессмысленные публичные выходы, где заинтересованные люди собираются для завязывания нужных знакомств. На новом этапе Кларку было важнее беречь энергию для работы, от которой артист получал главное удовольствие. А прошлыми достижениями Гейбл не хвастался и чрезмерно не радовался. Когда сын друзей заинтересовался его "Оскаром", актер отдал заветную статуэтку обрадовавшемуся мальчику: "Держи, это тебе от меня подарок!".

Сомнения и принципы

Интересно, что Гейбл не хотел играть Ретта Батлера, в роли которого зрители изначально представляли только его. Еще до объявления кастинга на студию приходили мешки писем от поклонников с просьбой снимать своего кумира в роли мужественного героя. И именно эти ожидания вселили в Кларка сомнения: он боялся попасть в ловушку уже сложившихся представлений. Что будет, если он не оправдает надежд и не сможет соответствовать образу, взлелеянному американцами? Подумав, Гейбл решил согласиться на ответственную роль, найдя решение, что делать в случае провала. Если будут критика и жалобы, он всегда сможет сказать: "Вы сами этого хотели!". А нервничать актеру пришлось с первого дня работы над фильмом до его премьеры.

Исполнитель главной мужской роли едва не сорвал съемку, собираясь покинуть площадку с отдельными туалетами для "черных" и "белых". Следующим поводом для его возмущения стали планы студии устроить премьеру в Атланте и не пригласить туда чернокожую актрису Хэтти Макдэниел, сыгравшую Мамми. Это была протеже Кларка Гейбла: именно он способствовал ее утверждению на роль, за которую боролось не меньше претенденток, чем за воплощение образа героини Скарлетт О'Хара (ее сыграла британка Вивьен Ли) - даже Элеонора Рузвельт отличилась тем, что хотела "пристроить" на роль матушки-рабыни собственную горничную. И лишь просьба к Кларку не бойкотировать премьеру от самой Макдэниел (она получила за свою работу "Оскар") не лишила зрителей возможности увидеть Гейбла на презентации картины.

Кадр из фильма "Унесенные ветром"

Кадр из фильма "Унесенные ветром"

Ма и Па

В начале съемочного процесса "Унесенных ветром" продюсер Дэвид Селзник отпустил исполнителя роли Ретта Батлера на собственную женитьбу. Третьей женой актера стала актриса Кэрол Ломбард - его главная любовь. Они познакомились в 1932 году на съемках фильма "Трудный человек" и никак поначалу друг друга не заинтересовали. На следующей встрече через четыре года будущие супруги даже поссорились, после чего Гейбл получил от мисс Ломбард в знак примирения пару белых голубей, которые положили начало стае, жившей потом на их семейном ранчо. Дарить друг другу в знак дружбы очередную пару птиц станет их хорошей традицией. "Этой маленькой сумасшедшей можно доверить свои слабости и мечты", - понял Гейбл, впервые почувствовав себя с женщиной так непринужденно.

Кэрол Ломбард и Кларк Гейбл

Кэрол Ломбард и Кларк Гейбл

Они сошлись на любви к шуткам и розыгрышам. Комедийная актриса была веселой и легкой в общении. Чтобы зарегистрировать брак, пара воспользовалась чужой машиной и поехала подальше от Голливуда. Для работницы службы оформления актов гражданских состояний маленького городка в Аризоне появление звезд стало полной неожиданностью: от волнения женщина-служащая заляпала документ чернилами. Поселились молодожены на фермерском ранчо неподалеку от Лос-Анджелеса, где Ма и Па разводили лошадей, держали коров и домашнюю птицу. Гейбл объезжал территорию на иле, а Кэрол под присмотром управляющего фермой ухаживала за птицами и собирала выращенный урожай.

Кэрол Ломбард и Кларк Гейбл с курами

Страшнее войны

Но счастье пары было недолгим. В 1942 году Кэрол Ломбард посетила свой родной штат Индиану, где привлекала средства для военных нужд под выпуск государственных облигаций. Самолет, на котором жена Гейбла со своей матерью и пресс-агентом возвращалась в Лос-Анджелес, из-за ошибки пилотов разбился в горах Невады. Все пассажиры и экипаж погибли. Вдовец участвовал в поиске тел вместе со спасателями.

А потом Кларк Гейбл служил в армии. Несмотря на то, что на момент вступления его страны во Вторую мировую войну он уже не подлежал призыву, поступить на военную службу в Американские военно-воздушные силы новобранца заставило стремление заполнить психологическую пустоту и заглушить личное горе.

Кларк Гейбл в армии

Популярный артист был приписан к Первому кинематографическому объединению - подразделению, которое занималось съемками пропагандистских и учебных фильмов для американских Вооруженных Сил. В действующий авиаполк звезду направили в 1943 году для съемок документального кино о воздушных стрелках. Экипированный камерой, Кларк должен был снимать работу корректировщиков огня на военных бомбардировщиках. Звезда Голливуда совершил 25 боевых вылетов, два года проработав воздушным оператором и бомбардировщиком в Европе. Узнав о его участии в войне, Гитлер пообещал за этот "трофей" солидное вознаграждение тем, кто возьмет его в плен.

Спешил жить

Во время боевого вылета самолет Гейбла атаковали истребители, в результате чего был взорван стабилизатор и выведен из строя один из двигателей. А во второй раз пострадали все члены экипажа: один был убит, двое ранены. Гейбл чудом избежал попадания зенитной артиллерии - пуля пробила ему ботинок и чуть не попала в голову. В июне 1944 года документы об увольнении Кларка Гейбла из армии подписал капитан Рональд Рейган - будущий президент США. С войны майор Гейбл вернулся с медалями и наградным крестом, а его боевая кинохроника была показана в кинотеатрах. Военный опыт добавил веса артисту в глазах зрителей: Гейбла разорвали бы "на сувениры", если бы поклонникам не было известно, что звезда не дает автографов.

Кларк Гейбл в самолете

Актер успел еще дважды жениться, выбирая женщин, похожих на его любовь Кэрол. Брак с одной из них, по признанию Гейбла, стал ошибкой: с британской моделью и актрисой Сильвией Эшли Кларк спустя три года развелся. А в 1955 году мужчина женился на давней подруге Кей Уильямс, предыдущим мужем которой был наследник американского "сахарного магната". Гейбла всегда любили приемные дети, которые были у двух его жен, а собственного ребенка ему могла подарить Кей. Но первую беременность от Кларка его последняя жена потеряла, а во второй раз актер не успел ощутить радость отцовства, не дожив до рождения наследника.

Кларк Гейбл и Кей Уильямс

Кларк Гейбл и Кей Уильямс

Золотое сердце

После войны Кларк продолжил сниматься в кино, появившись на экранах в картинах с Грейс Келли ("Могамбо"), Софи Лорен ("Это началось в Неаполе") и Мэрилин Монро ("Неприкаянные"). Совместная киноработа с Мэрилин Монро стала последней для обоих звездных актеров. Тяжелые условия съемок преждевременно свели в могилу 59-летнего Гейбла. Фильм по сценарию Артура Миллера (мужа Монро) снимался в раскаленной пустыне, а партнерша актера задерживала свой выход в кадр, нервно переживая развод с писателем. Актеру с коронарным тромбозом приходилось без дублера скакать в жару верхом на мустанге (от чего в итоге и умер Кларк Гейбл), а потом терпеливо ждать выхода Монро из трейлера для совместных сцен. Но он еще и находил в себе силы по-отечески подбадривать актрису на сложном жизненном этапе.

Кларк Гейбл с Грейс Келли ("Могамбо"), Софи Лорен ("Это началось в Неаполе") и Мэрилин Монро ("Неприкаянные")

Кларк Гейбл с Грейс Келли ("Могамбо"), Софи Лорен ("Это началось в Неаполе") и Мэрилин Монро ("Неприкаянные")

"Кларк имел золотое сердце, он не умел злиться или ненавидеть, и его поведение никогда не содержало ни одного намека на обиду", - говорил об артисте редкого дара Артур Миллер. Причиной смерти Кларка Гейбла стали последствия инфаркта и пережитые им в последние дни два сердечных приступа. 16 ноября 1960 года 59-летний артист скончался в Голливудском медицинском центре в Лос-Анджелесе, где через четыре месяца родился его сын Джон Кларк Гейбл. Последний фильм с участием Кларка Гейбла вышел посмертно в 1961 году. К счастью, артист успел увидеть рабочие кадры психологического вестерна, где он вложил душу в образ стареющего ковбоя, который считал "лучшей своей работой и единственной ролью, которую он сыграл по-настоящему".

Фото из открытых источников

ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ

Прокомментировать

ТЕЛЕГРАМ

FACEBOOK

О НАС

Логотип 50 Plus

50Plus - это медиа-ресурс об образе жизни поколения 50+. Наша миссия - предоставлять интересную и полезную информацию читателям и вдохновлять их на новом этапе жизни.

ПОДПИСКА

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать еженедельный дайджест.

UA