Почитатели хореографии называли его Богом танца и гражданином Вселенной. Хотя для тех времен это было обычное дело. Всем, кто правдами и неправдами уезжал из советского «рая», сразу давали такое «звание», которое при возвращении предусматривало тюремный срок и лагеря.
А вместе с тем, Серж Лифарь вошел в историю балета не только как талантливый танцовщик. Ему удалось создать новое направление в мире хореографии под названием неоклассицизм. Почти всю свою жизнь он прожил в Париже, не имея ни капли французской крови. Все эти годы он очень хотел вернуться домой, ведь воспоминания о родном Киеве не покидали его ни на день. К сожалению, на родине было запрещено даже упоминать его имя – вплоть до середины 90-х годов. Чем же все-таки он так не угодил властям? Биография хореографа и некоторые интересные факты о его жизни и творчестве могут поднять завесу таинственности над этим вопросом.
Серж Лифарь: летопись жизни
Настоящее имя талантливого танцора - Сергей. Родился он в богатой семье. Произошло это 15 апреля 1905 года в Киеве. Родители Сережи были украинцами, принадлежали к крестьянской прослойке. Отец, Михаил Яковлевич, был родом из села Великая Мотовиловка Васильковского уезда на Киевщине. Есть предположение, что его род вел свое начало от казаков, которые воевали в Войске Запорожском.
Родители Сержа Лифаря
Мама Сергея Лифаря, Мария Васильевна (Марченко в девичестве), до замужества жила в селе Македоны Каневского уезда. Ее отец, несмотря на крестьянское происхождение, смог стать достаточно богатым и имел много земли. Кроме того, он занимался разведением крупного рогатого скота. Большое состояние позволило ему приобрести дом на пять этажей в Киеве на улице Ирининской, 3-А. Там же, на втором этаже, в квартире №7 жила семья Лифарей. В ней воспитывалось четверо детей, среди которых Сережа был третьим ребенком.
Братья и сестра Лифари: Леонид, Василий, Евгения, Сергей
Имея собственное жилье в Киеве, Лифари на все праздники и каникулы отвозили мальчика к бабушке, которая жила в родовом имении близ Канева. Сереже разрешали дружить с местными детьми, и от них парень научился уважать народную культуру и традиции.
В школу мальчика отдали в шестилетнем возрасте. Проучившись в начальных классах два года, он поступил в Первую Императорскую Александрийскую гимназию. В начале Первой мировой войны, в 9-летнем возрасте, Сергей решил вместе с братом убежать на фронт – именно так они хотели реализовать свое желание совершить подвиг. Однако родители вовремя отреагировали, и на тот момент парню стать героем так и не удалось.
Учась в гимназии, парень параллельно посещал уроки в Киевской консерватории. Осваивал скрипку и фортепиано, у него был прекрасный альт, что дало ему возможность петь в хоре старого Софийского собора.
Октябрьский переворот 1917 года кардинально изменил жизнь самого парня и его семьи. К сожалению, его родным не удалось избежать участия «буржуев». Семейный особняк бабушки был беспощадно ограблен советами, а саму старую женщину они расстреляли.
Через некоторое время в гимназии, где учился Лифарь, была сформирована «милиция соколов» для борьбы с большевиками. Туда входили старшеклассники, в том числе и Сергей. В одном из боев он получил ранение, потерял сознание и едва выжил после этого.
Все мужчины в его семье постоянно скрывались от чекистов. Отец и оба сына ходили в крестьянской одежде и работали в лесу на окраине Киева лесорубами.
На пороге прекрасного
В балет парень попал случайно, уже сформировавшимся 17-летним юношей. Прогуливаясь по улицам Киева, он услышал музыку возле одного дома и через окно увидел ребят, которые танцевали на паркете. Как оказалось, это была студия очень известной в то время балерины Брониславы Нежинской. Буквально с первых минут пребывания там он сразу понял, что именно это и есть его стихия. Уже тогда юноша четко понимал, что он непременно будет танцевать. Сергей хотел поступить на обучение в студию, однако знаменитая балерина не увидела в нем особого таланта и отказала ему в шансе учиться. Насмехаясь над парнем, она называла его "горбатым". Однако Сергей не сдавался и аж трижды проходил медицинский осмотр. В конце концов ему удалось выполнить необходимые условия для поступления в класс, и его все же зачислили на обучение.
Афиша 1930 года
Первый этап овладения хореографией был для юного студента очень тяжелым. Однако он работал фактически и днем и ночью, уделяя каждую свободную минуту тренировкам. А потом произошло нечто похожее на библейское чудо «Вознесение». У Лифаря однажды сразу все стало выходить на высоком уровне. А когда через полгода Нежинская уехала в Париж по приглашению Сергея Дягилева, то через некоторое время она вызвала к себе своих пятерых лучших учеников. В их списке Лифаря поначалу не было. Но снова «Его величество случай» – и перед выездом один из пятерки танцовщиков заболел и отказался от поездки, а вакантное место занял Сергей.
Афиша 1935 года
В Париже он сменил свое имя на французский штиб - Серж, и снова начал заниматься танцами. Он тренировался еще с большим рвением, чем дома, отрабатывая свое мастерство. И уже через год, 17 апреля он смог выйти на большую сцену. Его первым выходом был танец в кордебалете в премьере "Свадьба Авроры". В том же году он получил и свою личную роль в балете "Шахерезада". В отличие от Нежинской, Дягилев обратил внимание на талант юноши и отправил его учиться в Италию к великому балетному педагогу Энрико Чекетти. Именно там Серж Лифарь познал все тонкости классического балетного искусства.
Успешная карьера
С возвращением во Францию Серж начинает работать в труппе Дягилева «Русский балет». Именно там и начался расцвет его танцевальной карьеры, к нему пришел безумный успех. Его образы блудного сына, Аполлона, Ивана Царевича, которые он реализовал на большой сцене, вызвали бурные овации. Сергей танцевал с лучшими балеринами мирового масштаба – Анной Павловой, Тамарой Карсавиной, Ольгой Спесивцевой.
После смерти Дягилева труппа распалась, и танцовщик перешел в парижскую Гранд-Оперу. Он сразу стал ведущим артистом, работая одновременно хореографом, балетмейстером, танцором. В то время он поставил наиболее гениальные свои творения – «Болеро», «На Днепре», «Икар». Благодаря Лифарю, Париж становится не только столицей мировой моды, но и приобретает статус столицы балета.
Сергей Лифарь с Тамарой Тумановой
Работая на полную силу, Серж Лифарь так и не стал состоятельным человеком. У него даже не было собственного жилья, а все свои гонорары тратил на постановку новых спектаклей. Фактически все он оплачивал из своего кошелька – музыкальное сопровождение, услуги концертмейстера. В 30-х годах он получил приглашение от СССР поехать работать во благо «родины». Но Серж не поверил в благие намерения и отказался от предложения. А когда началась Вторая мировая война, он единственный из руководства балета не покинул театр, возглавил Гранд-Оперу, чем фактически спас ее от разорения. В такой должности неизбежны были связи с немцами, он лично встречался с Гитлером, переписывался с Геббельсом. После освобождения Франции «благодарные» французы обвинили его в коллаборации с немцами и от имени деятелей Сопротивления вынесли ему в 1944 году смертный приговор. Танцовщик стал изгнанником, и спасли его от смерти лишь влиятельные знакомства.
В связи с этими событиями Серж был вынужден прятаться в Монако, где он также создает балетную труппу под названием «Новый балет Монте-Карло». Проработав там три года, он возвращается во Францию – после того, как обвинения с него были сняты. Там он основал в Париже институт хореографии при Гранд-Опере. А с 1955 года занимается преподаванием истории и теории танца в Сорбонне. Кроме того, Серж был избран ректором Университета танцев, также был профессором Высшей школы музыки и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.
Серж Лифарь в 1961 году
Жену свою Лифарь встретил уже в достаточно зрелом возрасте. Шведская графиня Лиллан Алефельд-Лодвиг была наследницей стального магната и имела большое состояние. Она с огромным удовольствием заботилась о Серже, а он называл ее своей музой. Биографы хореографа отмечают, что их отношения трудно назвать полноценным браком, однако они создали настоящий дружественный союз.
В 1958 году Советский Союз пригласил труппу Гранд-Опера в страну на гастроли. Серж планировал поставить там Федру с Майей Плисецкой, но СССР не выдал ему визы. Это стало для него очень большим ударом, однако в 1961 году он все-таки уехал в Москву. Во время путешествия он также посетил тайно Киев, побывал у своего дома, отдал честь родителям на их могиле.
Вернувшись во Францию, Серж серьезно занялся живописью, которой он увлекался всегда. Он дружил со многими известными художниками, среди которых Пабло Пикассо, Марк Шагал, Жан Кокто, Кассандр.
Смерть застала великого танцовщика во Франции в 1986 году, в ночь с 15 на 16 декабря. Похоронили хореографа в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Посмертное уважение
Живя в изгнании, великий хореограф никогда не забывал о своем родном городе и всегда мечтал побывать на своей родине. Но, как было сказано ранее, при жизни ему удалось приехать домой во второй половине 60-х годов, что уже было для него огромным счастьем.
А вот вернуть его имя Украине потомки смогли только в 90-е годы. Значительная заслуга в этом принадлежит его вдове. Поскольку Серж занимался коллекционированием, то она передала Украине самые значительные экспонаты его коллекций, среди которых были его орден Почетного легиона, бриллиантовый «Золотой башмачок», одежда из спектаклей и многие другие ценные вещи.
В честь хореографа в Киеве открыли международный конкурс танцев и хореографии имени Лифаря. Также в Украине проводится фестиваль «Серж Лифар де ля данс». А киевская опера ставит его «Ромео и Джульетту» и «Сюиту в белом». В 2004 году на фронтальной стене Академии танцев имени знаменитого танцовщика была открыта памятная доска. В том же году Национальный банк изготовил юбилейную гривну в честь 100-летия со дня рождения танцовщика.
Кроме того, в столице его именем названа одна из улиц и остановка скоростного трамвая. А весной 2019 года на стене Премьер Палас Отель Киев, старейшей гостиницы столицы, установили небольшую скульптуру в виде золотого башмачка.
Киевляне сделали подарок и жителям Лозанны. За их средства там был установлен памятник художнику: он изображает Икара, собирающегося взлететь в небо. На памятнике благодарные потомки оставили надпись: «Serg Lifar de Kiev» - «Серж Лифарь из Киева».
Памятник художнику в Лозанне
Пожалуй, самым ярким свидетельством гениальности художника есть строки, записанные им собственноручно в мемуарах: «Я никогда не мщу, потому что моя месть – это мои достижения». Да, его месть всем, кто не понимал его, осуждал или даже ненавидел, была очень изысканной – он стал богом танца, поднялся на крыльях таланта и трудолюбия к величайшим вершинам, оставив завистников и недругов где-то далеко на земле.
Фото: ru.wikipedia.org, galimei