В третий четверг мая принято наряжаться в историческую одежду в знак национального единства, чествования традиций и приобщения к духовной культуре предков. Какие украинский платок, вышитая рубашка – наш магический оберег, в котором «закодированы» сила, красота и благополучие жизнестойкого народа.
От племени воинов
О скифских традициях вышивать одежду смысловыми узорами писал еще Геродот. Племя воинов жило на территории современной Украины в VI веке. Скифы ходили в длинных рубашках с большой вышивкой на груди: это подтверждают древние бронзовые фигурки людей из археологических трофеев на местах раскопок в Полтавской и Черкасской областях. Известные статуи скифских каменных баб тоже декорированы узорами, трактуемыми как первые вышиванки.
Соколова Могила – богатое захоронение представительницы высшей сарматской знати 1 ст. возле с. Ковалевка Николаевского района Николаевской обл.
Целью обрядовой вышивки было прославление и защита рода. Функция оберега прослеживается в том, что первые вышитые орнаменты размещались там, где одежда открывала доступ к телу. Мужские рубашки украшались вышивкой по воротнику, а женские вышиванки украшались у шеи, на рукавах и по краям подола.
Из древних летописей и древних фресок Софии Киевской этнографы узнали, что вышитые рубашки были в употреблении при Киевской Руси (в X-XII веках). Упоминания об этом содержатся в Ипатьевской летописи и «Слове о походе Игорев». Киевские князья наряжались в вышитую одежду и поддерживали традиции ее изготовления. Сестра Владимира Мономаха Анна в XI веке открыла при монастыре школу для обучения вышивальному мастерству.
А во времена Запорожской Сечи вышиванка стала оберегом для украинских казаков, защищавших родную землю от вражеских нападений. Воины верили в покровительство вышитых знаков, что вдохновляли их на победу, охраняли от злого года и берегли от дурного глаза. Вышиванка грела душу на чужбине и исцеляла при ранениях. Именно Гетманщина сформировала целостный образ народного наряда, в котором вышиванка стала символом нашей нации.
Знакове «индпошив»
С точки зрения историков моды, вышиванкой следует называть традиционную для славян вышитую национальную одежду ручной работы. Вручную при этом проводились все операции: от изготовления домотканого полотна и раскроя ткани до выполнения швов и декоративной отделки. Кроме традиционной рубашки, вышивкой в бытовой одежде и народном костюме издавна было принято украшать платья, пояса, варежки, шляпы и т.д.
Самобытное мастерство местных вышивальщиц нашло отражение в уникальных техниках, которые не встречались нигде больше. Наша историческая вышивка состояла из орнаментов, символизирующих природные стихии. Солнце и вода воплощали отцовскую и материнскую энергии. К солярным знакам относятся круговорот, звезда, снежинка. Абстрактные орнаменты на вышивке в форме крестов, ромбов, квадратов, кругов, свастики выполнялись со времен древних пиктограмм, которые считались священными посланиями. Это были условные обозначения и символы различного содержания. В народном искусстве из поколения в поколение передавались сюжеты древнеславянского языческого мифотворчества.
Важные знаки зашифровывались в изображениях растений, животных или геометрические фигуры. Крест, например, символизировал духовное просветление и защиту от зла. Ромб – зачатие и благополучие. Квадрат – порядок, гармонию и удачу. Спираль – изменения и связь времен. Звезда – баланс мужской и женской энергии, интуицию. Калина – семейное счастье. Мак – исполнение мечты. В геометрических, растительных, цветочных и ягодных узорах была заложена символика долголетия, плодородия, изобилия, семейного строя и материнского покровительства.
Растительный орнамент в вышивке свидетельствовал об энергетической связи человека с природой. Это изображение дерева жизни (сила рода), дубового листа (мощь), яблока (любовь), хмеля (радость), винограда (благосостояние). А самыми популярными анималистическими изображениями в традиционной вышивке стали заяц, лягушка, овца, лошадь, рыба, голубь, петух, сова, кукушка и бабочка.
Географические мотивы
Орнаменты имели привязку к местности: в каждом регионе были популярны свои цвета и узоры. Считалось, что энергетику оберега способна передать только вышиванка из родного края.
На Полтавщине и Черниговщине рубашки традиционно вышивались в технике «белым по белому»: такие нити обычно использовались чаще цветных. Узор выполнялся гладью и мог обводиться черной или серой нитью.
Техника вышивки в Харьковской области похожа на традиции центральной Украины тем, что это часто были полихромные орнаменты. Особенностью вышиванок на Слобожанщине является рельефный эффект из-за использования грубой нити.
Самыми популярными орнаментами на территории современного Днепра были розы, ломаные ветки, дерево жизни и геометрические узоры с крестами.
Вышиванки Полесья и Волыни отличаются ромбовидным геометрическим орнаментом, выполняемым на бело-сером фоне льняного полотна красной нитью. Основными цветами вышиванок в Киевской области были белый, красный и черный. Для здешних традиций присущ растительно-геометрический узор с розетками, квадратами и ромбами.
Подольские вышиванки отличаются красочностью и разнообразием швов с использованием стежков «паучок» и «шабак». Преобладающим цветом в местных орнаментах черный. Его компаньонами могут быть синий, зеленый, желтый и красный. Самыми распространенными были исторические вышиванки в одноцветном исполнении (черном или красном) и с комбинацией двух-трех нитей разных цветов.
Виннитчина радовала богатством техник и видов стежков. Выразительность местных вышиванок достигается контурными швами и отсутствием разрозненных элементов. Любили обрамлять узор контрастными цветами и в Тернопольской области. Местная традиция – размещать орнамент на рубашке продольно по всему рукаву.
Гуцульской особенностью является орнамент «Зигзаг» и пышное разноцветие. В вышиванках горцев используются не только яркие сочетания нитей, но и одновременно два оттенка одного цвета. Здешняя версия национальной одежды – пожалуй, самая красивая.
В ногу с Западом
В общей сложности в украинской вышиванке специалисты насчитали с две сотни видов швов. До XIX века наши предки вышивали в основном «косой» и «бархатным швом». Популярными народными техниками были «ретязь» и «козлик». А вышивка крестиком поначалу была у нас только вспомогательной техникой. Интерес к этому способу отделки тканей вызвала продукция французского парфюмера Генриха Брокара. Производитель использовал красно-черный орнамент в оформлении упаковки доступного мыла, продаваемого в Киеве, Харькове и Одессе. Заметив интерес хозяек к разбитым на квадратики узорам, жена предпринимателя подсказала мужу идею обеспечить продукцию схемами разных орнаментов для вышивания крестиком. Такая вышивка получила название мыльной или брокаровской. В последствии красно-черный крестик у нас стал конкурировать с традиционной белой вышивкой гладью.
На рубеже XIX и XX веков украинская вышиванка начала носиться в сочетании с европейской одеждой. Законодателем такой моды считается Иван Франко: вышиванку поэт надевал под пиджак.
Иван Франко
В XX веке у нас было три пика популярности вышиванки: в 1920-х годах, второй половине 1950-х (глава страны Никита Хрущев личным примером поспособствовал тому, чтобы вышиванка вписалась в "деловой гардероб" советских людей) и в конце 1980-х. Став символом национально-освободительного движения, вышиванка часто заявляла о себе на разных этапах обретения Украиной независимости, а многие знаменитости в разное время появлялись на публике, одетые в украинскую национальную рубашку с вышивкой - от Пабло Пикассо и Джеки Чана до Джима Моррисона и Ричарда Брэнсона.
Пикассо в вышиванку
Сегодня это популярный атрибут государственных праздников и частый гость на мировых модных подиумах. В частности, украинской тематике была посвящена коллекция французского кутюрье Жана-Поля Готье в 2005 году. За 10 лет коллекцию современных вышиванок представила отечественная дизайнер Вита Кин. Ее вышитые шедевры, раскупленные голливудскими звездами, признаны американским журналом The Wall Street Journal лучшими платьями 2015 года.
А в 2017 году с подачи международного модного журнала Vogue вместо устоявшегося перевода «вышитая рубашка» в английском языке появилось новое слово, что сейчас понятно всем: the vyshyvanka.
Фото: pexels.com, ru.wikipedia.org, spadok.org.ua, vsviti.com.ua