По мнению одних, декларированием «вечного покоя» творец супрематизма вбил «последний гвоздь в крышку гроба» живописи. Другие убеждены, что харизматичный новатор открыл человечеству эстетику будущего. К черным квадратам, чистому полотну и пустым подрамникам автор эпатажных картин без объекта изображения пришел через триумф красок и насыщенную палитру собственной жизни. За 56 лет прославленный земляк сумел стать мировой легендой, оставаясь гордостью украинцев.
Автопортрет, 1908 или 1910–1911 гг.
Путь к миллионам
Начинались жизненные дороги Казимира Малевича в Киеве: 23 февраля 1879 года в семье этнических поляков Северина Антоновича и Людвиги Александровны родился первенец – один из четырнадцати их детей, пятеро из которых до зрелых лет не дожили. Позже Малевич будет называть себя украинцем и подробно опишет в автобиографии незабываемое детство в подольской и харьковской глубинке.
Переезжая с семьей по местам работы отца, первые 12 лет сын управляющего предприятиями сахарозаводчика Николая Терещенко - деда известного украинского предпринимателя и мецената Михаила Терещенко - наблюдал крестьянский труд на свекольных полях Моевки, Вовчка, Белополье и Пархомовки (в местной художественной галерее даже сохранилась его вероятная работа).
До переезда в Курск Казимир жил в Конотопе. Воспоминания той поры - пропахшие чесноком и салом базарные продавщицы и искусные мастерицы крестьянки, которые украшали выбеленные хаты замечательными рисунками в народном стиле. Изобразительными способностями в украинских селах были наделены все женщины как одна: они легко рисовали на стенах и нарядных печах декоративных петушков. Будущий художник тоже взялся тогда за кисть, но без необходимых навыков лишь испачкал штукатурку.
В 16 лет Малевич стал посещать Киевскую художественную школу. Его первым наставником оказался известный украинский передвижник Николай Пимоненко. От авторитетного мастера удивленный ученик узнал, что для передачи оттенков кожи портретист использует четыре десятка красок. Вот бы услышал отец, который считал рисование никчемным занятием!
Свой дар Казимир Северинович решил развивать после коммерческого успеха обучающего этюда. Ранняя его работа в технике маслом (ночной пейзаж с лодкой и лунной дорожкой на воде) была неожиданно продана целых пять рублей. Зря застенчивый автор не решался выставить картину на суд покупателей: втайне от него это сделал приятель, и лавочник на первом заказе не остановился. Сейчас эти раритеты озолотили бы владельцев: аукционная цена картины Малевича на недавних торгах Christie's составила почти $86 миллионов.
«Цветочница», 1904-05 гг.
«Причудливый реализм»
Первыми выставками Малевич мог похвастаться с 19 лет. Но в училище живописи, скульптуры и архитектуры его талант не оценили: неоднократные попытки вступить в вуз «первопрестольного» успеха не имели. И хотя со временем Малевич назовет себя «бескнижником», образовательные пробелы не помешают ему преподавать самому. В частности – в школе Марка Шагала в Витебске и Киевском художественном институте, куда склонный к теоретизации авангардист вернется для двухлетней педагогической миссии 1927 года.
На самобытный стиль автора "архитектонов" повлияла работа чертежником в железнодорожной конторе Курска ("Не Киев, однако тоже город", - говорил о новом месте работы художник). Той же цели служили студийная практика у столичного коллеги Федора Рерберга и поиск новых средств выражения в творческих объединениях революционной эпохи.
Матюшин, Малевич, Крученых на Первом Всероссийском съезде футуристов, 1913 год
Эксперименты молодого поколения в разных областях творчества были между собой созвучны. Находки художника дополняли поэтические идеи футуристов. Малевич иллюстрировал издание Крученых и Хлебникова, разрабатывал костюмы и сценографию для петербургской постановки "революционной" оперы. Декорации к Победе над Солнцем новатор выполнил в трех измерениях, представив полотна геометрическими фигурами. Необычные картины Малевич создал в жанре «затейливого реализма», наделив произведения «кубофутуристическими» чертами. Именно эти декорации подбросили мастеру идею о «квадратах», открыв глазу будущий шедевр вместе с театральным занавесом.
Именно это произведение 1913-1915 годов художник считал вершиной собственного творчества. Свой "Черный квадрат" Малевич рисовал в четырех вариантах, а черную краску не использовал совсем. Для достижения динамики формы накладывал цвета один на другой. Эту особенность можно считать фирменным почерком авангардиста, однако авторы многочисленных подделок тоже о ней прекрасно осведомлены.
"Черный квадрат", 1915 год
Жизнь – борьба
Новым термином «супрематизм» (от латинского supremus – удивительный) Малевич обогатил искусство благодаря «сопротивлению среды». Не зря художника называли «мужественным художником»: реакцией Казимира Севериновича на недоверие и вызовы была борьба. Когда вчерашние единомышленники скептически восприняли определение нового жанра, «супрематист» стал готовиться к программной выставке «0,10» почти в подполье. Пионер нового направления в живописи поспешил закрепить за собой приоритет объяснением сути концепции в напечатанной брошюре и написал мудрое слово рядом со своим именем – в ответ на отказ организаторов включать незнакомый термин в выставочный каталог.
Первоначально под понятием «супрематизм» Малевич имел в виду главенство цвета над другими средствами живописи. В первый раз этот параметр становился самодостаточным инструментом и доминантой формы. Отсутствие ассоциаций с предметами как раз и было, по замыслу отца супрематизма, настоящей свободой творчества. «Только с разрушением привычки искать в картине очертания реальных предметов можно оценить подлинное мастерство живописца», – считал Казимир Малевич.
Супрематизм 1916 год, Тейт Модерн, Лондон
Искусствоведы назвали революционное новшество «альтернативным алфавитом», а энергетику цветных форм – «высшим художественным языком».
Революцией в искусстве первопроходец дизайна, философ и популяризатор новых форм и первый акционер, эпатировавший публику ложкой в петлице, а «Черный квадрат» расположил в «красном углу» вместо иконы, предусмотрел потрясение общественных устоев.
Эволюция метода
Осмыслением собственного вклада в искусство Малевич занялся еще в 1918 году и нашел три веха развития способа: темный, цветной и белоснежный. Значительную первофигуру художник когда-то увидел в черном ранце за спиной школьника – и вообразил, что в этом всепоглощающем квадрате содержится личность и жизнь человека, которого не видно. Первой стадией супрематизма стал "Черный квадрат" Малевича как символ базиса бытия. Другими элементарными формами художник избрал круг, линию и крест.
Второй этап дополнился усложненными многофигурными композициями с повторением строгих форм. А на третьей ступени супрематизм Малевича потерял и форму, и цвета. Если с Черного квадрата беспредметность началась, то Белым на белом она завершилась.
На эту тему художник написал пять томов трактатов, читаемых на курсах так называемым «утвердителям нового искусства» – членам объединения, в честь которого восторженный отец даже назвал дочь. Говорили, что мастер приглашал на открытые лекции широкие слои народных масс, не оставляя металлургам и текстильщикам выбора стилевых предпочтений.
В ответственных должностях в государственных органах Малевич разрабатывал новые концепции музеев для экспонирования общедоступного авангардного искусства. Художник предусмотрел развитие массового дизайна, создавая макеты оригинальных фарфоровых сервизов, парфюмерных флаконов или рисунки для тканей. Есть версия, что граненый стакан тоже придумал Малевич – идея укрепления ребрами хрупкой конструкции вполне могла прийти на ум автору «архитектонов».
Художник трижды женился, служил в армии, выезжал с архивом за границу (вывезенные работы остались в Германии) и дважды лишался свободы. Несколько месяцев художник провел в Лефортовской тюрьме и «Крестах»: по подозрению в шпионаже и по обвинению в антисоветской деятельности. Обвинения оказались несостоятельными, и вскоре они были сняты. Шпиона и «врага народа» дознаватели в Малевиче не разоблачили, однако здоровье ему взорвали, приблизив преждевременную смерть из-за онкологической болезни.
Последний перформанс Казимира Малевича
В конце работы новатора снова стали «живыми». Поздние произведения Казимира Севериновича исследователи назвали "неосупрематизмом". В этом стиле автор изображал символические человеческие фигуры вместе с графикой плоскостей, полос и четких линий. Трагический подтекст деревенской тематики угадывается в тревожном настроении полотна «темного» периода. Начало 1930-х годов уже не оставит простора для экспериментов. Авангардистам придется уступить дорогу единственному официально одобренному методу в советских условиях – соцреализму. Последнюю свою картину Малевич не закончил: она должна была называться "Соцгород".
15 мая 1935 года художника не стало. Хоронили его в «супрематическом» гробу с черным квадратом и красным кругом. Задрапированные красным машины траурной процессии были окружены многочисленными ценителями творчества кумира: вместе с колонной двигались «квадраты». Таков последний перформанс Казимира Малевича.
Могила Казимира Малевича. Фото: Madchen Arty
Прощание произошло в городе на Неве, а прах по завещанию умерли под старым дубом в подмосковной Немчиновке, с которой была связана жизнь художника. Сегодня там стоит памятный знак в форме белого куба и черного квадрата, а саму могилу общественности не удалось отстоять у застройщиков: во время строительства нового микрорайона ценная земля в месте захоронения не имела охранного статуса…
Фото: ru.wikipedia.org