Обладательница «Оскара» за дебютную роль прославилась как икона стиля, приобщившая женщин к платью-футляру, темным очкам, платку (законодательница моды надевала его даже на свадебную прическу), туфлям-балеткам, укороченным клетчатым брюкам-дудочкам, белой рубашке и кожаным поясам, выглядевшим на ее 56-сантиметровой талии невероятно соблазнительно. Челка «под мальчика», физическая хрупкость, отсутствие пышных форм и выразительная лаконичность гардероба с подачи Одри Хепберн стали новым эталоном женской красоты.
В галерею секс-символов «фабрики грез» неповторимая звезда привнесла уникальный для кинематографа 1950-60-х годов образ яркой, но невинной героини: открытой и одновременно недоступной. Так же интриговала и собственная личность исполнительницы. Ее шарм заключался в несвойственной голливудским красавицам интеллигентности и неизменной сдержанности. Какие скрытые драмы стояли за этой поразительной недосказанностью?
Одри Хепберн (1951)
В плену самоконтроля
По словам «короля голливудского мюзикла» Стэнли Донена, сделавшего с Одри Хепберн три картины, он так и не смог пробиться за незримый барьер, предохранявший актрису от чрезмерного сближения с людьми. «Непостижимо ей удавалось держать дистанцию, загадочно избегая доверчивости, – вспоминал режиссер, – она не подпускала к себе так близко, чтобы у вас не осталось чувства расстояния». О «железном самоконтроле» актрисы вспоминают все, кто когда-то с ней работал или общался. Даже друзьям нередко приходилось искать причины непонятной скрытности. Эта привлекательная, как все нераспознанное, красавица решительно нарушила «рабский этикет» Голливуда с тотальным подчинением актеров рекламным требованиям. Одри Хепберн впервые отделила от работы личную жизнь и никогда не приглашала журналистов к себе домой: во всех смыслах этого слова. С легкой грацией балерины бывшая танцовщица несла бремя тревожных детских воспоминаний и семейных тайн, причинявших ей незаслуженную боль.
Знаменитый английский акцент актрисы объяснялся ее происхождением: в свидетельстве о рождении было обозначено британское гражданство (по отцу). При этом родными языками для дочери лондонского финансиста и нидерландской дворянки были английский, голландский и французский: родилась девочка 4 мая 1929 года в пригороде Брюсселя, а после развода родителей жила как в Англии, так и Нидерландах. В поисках безопасного убежища семья ездила в годы Второй мировой войны по Европе, и Хепберн освоила еще и итальянский с испанским.
В семье Одри называли Адриантье, а в оккупированном нацистами Арнеме (на родине матери Эллы) девочке пришлось скрывать британские корни под именем при крещении Эдда и голландской фамилией материнского рода ван Химстр.
От отца ей достались две фамилии, потому что Джозеф Виктор Энтони Растон как-то решил придать себе аристократизма, намекая на наследственные связи с третьим мужем Марии Стюарт – Джеймсом Хепберном. Как выяснили биографы, реальных оснований для этого не было. Да и род деятельности Хепберна-Растона оставляет простор для интерпретаций: он был и почетным британским консулом в голландской колонии (с «прерванными полномочиями», как свидетельствуют документы министерства иностранных дел), и торговым представителем, и финансовым советником. Кто-то считал его банкиром, а кто-то – авантюристом.
Замок, где Одри жила со своей семьей в первые годы войны
Запретная тема
Достоверно известно лишь то, что «Ямайский Джо», как называли Джозефа Растона в Вест-Индии, был роковым красавцем, встретив которого в Суринаме, голландская баронесса безоглядно влюбилась. Она была на 17 лет младше своего избранника, но уже обременена браком и двумя сыновьями. Развестись перед оформлением нового брачного союза пришлось обоим. После свадьбы в 1926 году в Джакарте пара обосновалась в столице Бельгии, где и появилась на свет их очаровательная дочь Одри.
Девочке было шесть лет, когда родители разошлись: однажды мать застала своего красавца в объятиях няни ее детей. Разрушение семьи (это произошло в 1935 году, а официально развод был оформлен через три года) стало первым травмирующим опытом Одри Хепберн.
Причины этой трагедии в семье не принято было обсуждать. Как и довоенную связь родителей с Британским союзом фашистов. В середине 1930-х годов супруги Хепберн занимались вербовкой в его ряды сторонников и сбором пожертвований. Джозефу Хепберну-Растону это стоило впоследствии жизненного краха. Он надолго выпал из поля зрения дочери, которая разыскала пропавшего отца только благодаря Красному Кресту: после войны родной человек нашёлся в Дублине. До конца дней звезда поддерживала отца материально, не афишируя свои контакты и не рассчитывая на возобновление близких отношений. Отцу пришлось заплатить за свой политический выбор пятилетним заключением, а матери – осознать суть явления в скитаниях во время войны.
Взрослое детство
«Если бы знать, что оккупация продлится пять лет, мы бы застрелились, – вспоминала актриса, – спасала надежда, что этот ужас не навсегда, иначе бы мы его не пережили».
Родовое имение в Арнеме – городе, где до назначения губернатором в отдаленную колонию десять лет был мэром ее отец, дочь барона Арнауда ван Химстра Элла вынуждена была делить с беженцами. Отправив сыновей-подростков к родне в Гаагу, мать Одри Гепберн в эмоциональном и физическом истощении переживала с дочерью бремя оккупации, наблюдая отправку в концентрационные лагеря евреев, депортацию и казни близких людей, включая родственников. Одного из братьев Одри вывезли на работы в Германию, а другой избежал печальной участи, сумев скрыться.
«Я часто ходила на станцию, но запомнился мне на перроне только один бледный светловолосый малыш в пальто не по размеру, – рассказывала актриса. – Вместе с родителями он зашел в поезд, и я не могла отвести от того мальчика взгляда: один ребенок наблюдал за другим».
Питаясь тюльпановыми луковицами (их размалывали в муку и пекли хлеб), Одри Хепберн находила в себе силы в военные годы посещать консерваторию, учиться в школе и заниматься балетом. Она даже пыталась заработать танцами, собирая деньги на нужды Голландского Сопротивления.
От недоедания девочка страдала анемией и одышкой. А семья потеряла в оккупации почти все имущество: оно было повреждено или уничтожено.
В будущем Одри Хепберн анализировала, что «чувствовала себя тогда старше, чем сейчас»: «У детей войны не было ощущения безопасности. Стоит ли удивляться моей замкнутости? Мы не планировали свое будущее. Единственное обещание с тех пор помню и стараюсь выполнять. Если это закончится, говорила я себе, то никогда не буду обижаться на судьбу, буду всем довольна».
Уроки балета
Шаги в профессию
В то время как обедневшая баронесса-мать после войны устроилась работать экономкой и стряпней в богатую семью, Одри получила свою первую роль стюардессы в документальном кино: первым киноопытом будущей звезды в 1948 году стал рекламный продукт голландской авиакомпании. Затем была балетная стипендия в лондонской танцевальной труппе, модельный заработок, уроки актерского мастерства, ораторского искусства и вокала.
В актерскую профессию способная девушка пришла через театр, став хористкой в «Высоких ботинках на пуговицах», «Соусе Тартаре» и «Соусе Пикантном» — постановках 1948–1950 годов. Зарегистрировавшись в актерском агентстве, Одри начала появляться на экране и даже сыграла балерину в картине «Засекреченные люди», где все хореографические эпизоды станцевала сама.
Одри Гепберн в пьесе Gigi (1951)
Шаг за шагом приближали Гепберн к главной роли в бродвейской постановке Gigi: на съемках фильма в одной из гостиниц Монте-Карло на симпатичную девушку обратила внимание автор пьесы Колетт и пригласила на репетиции. Премьера в театре Фултона в 1951 году стала сенсацией, спектакль был показан 200 раз, а Хепберн удостоилась за свою роль первой профессиональной премии – Theatre World Award. Следующих наград долго ждать не пришлось: вскоре молодая актриса стала лауреатом «Золотого глобуса» и «Оскара».
В своем голливудском дебюте Одри Хепберн опередила при распределении ролей Элизабет Тейлор и воспользовалась шансом на успех по максимуму. «Римские каникулы» открыли новую мировую звезду, которая не гаснет уже более полувека. В «золотой иерархии» Голливуда эта исполнительница занимает третью строчку в списке величайших актрис американского кино.
Одри Гепберн и Грегори Пек в кадре из фильма «Римские каникулы» (1953)
Посол доброй воли
Следующие известные работы Одри Хепберн – в фильмах «Сабрина», «Завтрак у Тиффани», «Шарада», «Моя прекрасная леди», «Ундина» – только закрепили первое впечатление об уникальности этого открытия.
Отдав киноискусству полтора десятка лет, в конце 1960-х актриса посвятила себя семье. В браках с актером Мэлом Феррером и итальянским психиатром Андреа Дотти, который лечил ее депрессию после первого развода, родились двое сыновей.
Одри Хэпберн и Феррер на киновечеринке
После второго развода Одри стала партнёршей Шона Коннери в фильме «Робин и Мериан» (1976) и отказалась (о чем впоследствии сожалела) от почти автобиографической роли экс-балерины в ленте «Поворотный пункт».
Последним ее спутником к концу жизни стал нидерландский актер Роберт Уолдерс (с 1980 года), а завершающей работой в кино – съемка в роли ангела в римейке Стивена Спилберга «Всегда» (1989).
Одри Хепберн и Роберт Уолдерс в Белом доме (1981)
С этого времени звезда активно участвовала в акциях ЮНИСЕФ (с международной благотворительной организацией актриса сотрудничала с 1950-х годов), привлекая внимание к гуманитарным проблемам в неблагополучных регионах планеты. Посещение Сомали и Кении в сентябре 1992 года стало для посла доброй воли последним.
Одри Хепберн в Нидерландах по случаю вручения Danny Kaye Award (1989)
Приступы боли во время изнурительной поездки оказались симптомами рака. Операция не помогла. 20 января 1993 года 63-летняя Одри Гепберн скончалась в родстве в своем горном имении в швейцарском селе Толошеназ-сюр-Морж, где и похоронена.
По словам автора некролога, писателя Питера Устинова, «судя по цифрам, Одри умерла молодой, но она умерла бы таковой в любом возрасте». А актриса Элизабет Тейлор сравнила коллегу с «прекрасным ангелом, которого ждет множество светлых дел на небесах».
Интересные факты об Одри Гепберне
- Одри Гепберн называли «музой Givenchy»: с выдающимся французским дизайнером моды актрису совмещало не только плодотворное сотрудничество в создании культовых образов, но и 40-летняя личная дружба. Основатель Модного дома Юбер де Живанши обращался к своей подруге словом «сестра».
- Роль в мелодраме «Завтрак у Тиффани» далась дебютантке тяжело не только из-за нехватки актерского опыта, но и из-за несовпадения психологических темпераментов актрисы и ее героини: спокойная интровертка Одри уставала от импульсивности девушки-экстравертки, которую она играла.
- Хепберн включена в элитный клуб обладателей всех главных кинематографических, музыкальных, театральных и телевизионных премий планеты.
Фото: pl.wikipedia.org