8 августа исполняется 147 лет со дня рождения Александра Ханжонкова (1877-1945), кинодеятеля украинского происхождения, о котором знают в каждом уголке планеты. Он появился на свет в семейном имении Ханжонково в Донецкой области, вблизи Макеевки.
В те же годы, когда братья Люмьеры знакомили человечество с новорожденным киноискусством, Ханжонков серьезно размышлял о своем месте в развитии европейского кинематографа.
Кино в его жизни играло роль единственной правдивой страсти, которой он отдавался столько, сколько позволяли здоровье и обстоятельства. Александр Алексеевич был ненасытным в этой страсти. Он совмещал ипостаси прокатчика фильмов, продюсера, сценариста и режиссера. А еще - экспериментатора, изобретателя и выдумщика: эти черты являются большой движущей силой для любого увлеченного и неугомонного человека.
Впрочем, недаром в жилах Ханжонкова - сына помещика и потомственного дворянина - пульсировала казацкая кровь. И хотя карьера военного не стала его жизненным путем (прежде всего из-за хронической болезни - полиартрита), он нашел другую систему координат, в которой проявил себя как настоящий военачальник. В том его новом киноделе недостатка в баталиях не было никогда, хотя они и были бескровными.
По воспоминаниям современников, Александр Алексеевич обходил разговоры о своей болезни. Его шутливая версия увольнения в запас в чине подосавула заключалась в том, что он заболел кинематографом.
Александр Ханжонков вошел в историю как личность слишком крупного калибра, переросшая свое время. Но, как водится, большое можно увидеть лишь со значительного временного расстояния.
По дороге братьев Люмьеров
Итак, уже через десять лет после того, как Люмьеры представили миру киноискусство (1895), Ханжонков всерьез задумался о том, чтобы открыть собственное дело, посвященное производству фильмов. С тех пор кино, казавшееся одновременно волшебным и перспективным с точки зрения финансового успеха, полностью поглотило Александра Алексеевича.
Сначала его увлечение было близким к авантюре. Но если речь идет о замысле гигантского масштаба, разве можно обойтись без духа авантюризма?.. В конце концов он отправился в Москву, где в 1906 году открыл Торговый дом Ханжонкова (или торговый дом "А. Ханжонков и К°"). Компания сначала нацелилась на прокат зарубежных лент. Однако беспокойная творческая натура Александра Алексеевича этим не ограничилась. И он поставил себе целью съемки картин - документальных и игровых. Со временем к ним добавились еще и научные фильмы. Скромная фирма медленно трансформировалась в продюсерский центр и кинофабрику с павильонами, монтажными, оптовыми и современным оборудованием, а также крупнейшим в городе кинотеатром "Пегас". Дом Ханжонкова издавал журналы "Вестник кинематографии" и "Пегас", а также заявил о себе как первая в империи кузница актеров большого экрана. На съемках компании, часто выездных, прошли киношное крещение, в частности, полтавчанка Вера Холодная и киевлянин Александр Вертинский. На съемочных площадках Ханжонкова можно было встретить и Ивана Мозжухина.
Эмблема Торгового дома "А. Ханжонков и Ко"
Первой заметной киноработой Александра Ханжонкова считают игровую ленту "Драма в лагере подмосковных цыган" (1908). А его первым настоящим успехом стала полнометражная (100-минутная!) кинокартина "Оборона Севастополя" (1911). После ливадийской премьеры фильма Николай II наградил Ханжонкова бриллиантовым перстнем с собственной руки и, поговаривают, перестал относиться к кино как к чему-то легкомысленному.
Так или иначе, но во втором десятилетии XX века бренд "А. Ханжонков и К°" ассоциировался с развитой индустрией по производству "живых картинок" или "движущихся фотографий". Так тогда называли фильмы.
Успех Торгового дома Ханжонкова был видимой стороной медали. Продюсеру приходилось противостоять недобросовестным партнерам, болезням, экономическому беспорядку в воюющем государстве, которое было на грани большевистской революции. Из-за прогрессирования болезни и ряда других причин Александр Алексеевич решился на очередной крутой поворот.
Крымский Голливуд
Или, говоря точнее, на очередную авантюру - переезд в Крым. Он решил построить в Ялте так называемое постоянное летнее ателье. В конце концов Ханжонков построил то, что впоследствии стало известной Ялтинской киностудией.
В то время его детище было неким крымским Голливуд. И не только потому, что солнечных дней на Южном берегу Крыма почти так же много, как в Лос-Анджелес. По соседству с живописной Массандрой развернули строительство павильона, обустроили конюшни и гаражи. Впрочем, вся здешняя природа была одной большой съемочной площадкой.
Киностудия Александра Ханжонкова
К сожалению, эйфория вокруг крымской студии длилась всего два года. Воплотить кучу планов Ханжонкову помешал приход большевиков. Поэтому он бросился искать самореализации в амплуа кинематографиста на просторах Европы. Но найти себя там ему не повезло.
Это была основная причина его возвращения на родину. И когда "пришельцы" из Страны Советов вдруг пригласили Ханжонкова вернуться к киноделам в родных пенатах, он согласился. Но по возвращении на Александра Алексеевича свалилась куча неприглядных реалий и событий. Кинематограф был национализирован, поэтому собственную фирму ему открыть не позволили. А в 1926 году бывшего успешного продюсера и режиссера еще и обвинили в финансовых злоупотреблениях. Их, конечно, сфабриковали. И хотя через несколько лет Ханжонкова реабилитировали, работа в киноиндустрии была для него табуирована. Александра Алексеевича потянуло в Ялту - туда, где судьба дарила так много солнца и надежд. Но там его ждала очередная гроздь унижений и лишений. Его даже не пустили на киностудию, которую он в свое время создал.
Удивительно, что историю Александра Ханжонкова до сих пор не сняли. Кроме перипетий сугубо профессиональных, его путь был полон личностных взлетов и падений. Но на фоне многолетнего передвижения в коляске, двух браков, безработицы, нищеты, смешной пенсии и даже смерти от недоедания (советская власть сполна отплатила кинодеятелю за его европейскую эмиграцию), самой ужасной для него была невозможность творить кино.
Ханжонков ушел в небытие в 1945 году. Сначала его похоронили на Ливадийском кладбище, а затем перезахоронили на Поликуровском холме.
В 2011 году неподалеку от Ялтинской киностудии открыли памятник ее основателю. Скульпторы Федор и Геннадий Паршины изобразили Александра Ханжонкова в расцвете лет: вихрастым, раскованным и одновременно задумчивым - полным планов. Правой рукой он опирается на камеру, а в левой держит кинопленку. Травля, проблемы, старость еще далеко. А сейчас есть только радость творчества.
Фото из открытых источников