"Вождь французского романтизма" вошел в историю как гениальный писатель, великий любовник и опальный политик. Около 20 лет жизни борец с социальной несправедливостью провел в изгнании. Собственный вклад в идейные ориентиры современников этический утопист XIX века видел в восстановлении прав человека для "лакея, каторжника, шута и проститутки".
Демократические установки автора "Отверженных", "Собора Парижской богоматери" и "Человека, который смеется" не остались не оцененными в эпицентре европейских революций. Франция признала своего сына национальным героем еще при его жизни: это был единственный парижанин, который доживал свой век на улице собственного имени.
Рождение реформатора
Будущий прозаик, поэт, драматург, академик и политик родился 26 февраля 1802 года во французском городе Безансоне, но из-за служебной деятельности отца, генерала наполеоновской армии Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго, большую часть детства провел вне дома. По городам и странам младший из трех братьев путешествовал с семьей с самого рождения: первые три года жил в Марселе, на Корсике и Эльбе, с пяти лет - в Италии, с девяти - в Мадриде. Постоянные разъезды оставляли яркие впечатления в душе мальчика и формировали его романтическое восприятие мира.
Дом, где родился Виктор Гюго
Была в этой парадигме и любовная связь матери Софи Требюше с генералом Лагори, из-за чего дочь нантского судовладельца ушла от мужа. После развода родителей 14-летний ученик Лицея Людовика Великого стал жить во французской столице с матерью, которой посвятил свои первые неопубликованные произведения - трагедии Yrtatine, Athelie ou les scandinaves, драму Louis de Castro и переводы Вергилия. Отцу сын так же успеет посвятить при жизни несколько своих ранних произведений. С юности Гюго успешно писал оды и поэмы, за которые удостаивался премий на конкурсах. За первый поэтический сборник "Оды и разные стихи" 20-летний мастер лирики и песни удостоился королевского содержания - ежегодного денежного вознаграждения от монарха Людовика XVIII.
Мастер поэзии должен был стать в литературе реформатором французского стиха: сочинять куплеты Гюго стал более естественным языком, чем это было принято у предшественников. На литературные предпочтения и общественные взгляды молодого автора повлияла личность матери - это была женщина с позицией атеистки, репутацией вольнодумца и убеждениями роялистки-вольтерьянки. Первые публикации (это касается сатиры "Телеграф" и "Оды на смерть герцога Беррийского") изначально закрепили за Виктором Гюго имидж монархиста. А его пьеса 1827 года Cromwell вызвала бурные споры из-за того, что заложила основы романтической драмы, отвергая правило единства места и времени и другие условности классицизма.
Виктор Гюго в молодые годы
Внимание к рабам
Показательно, что первую свою книгу Виктор Гюго написал в 16 лет не о любви, а о борьбе. За две недели (выиграл пари) юноша рассказал о восстании негров-рабов на острове Гаити. Впоследствии писатель будет "специализироваться" на призывах к братству и милосердию, посвящая творчество трудностям простого человека. "Я в своих произведениях всегда заступался за несчастных и убогих, умоляя могущественных и неумолимых", - писал Виктор Гюго. Он едва ли не раньше всех проникся проблемами представителей низших социальных ступеней и стал защитником обездоленных и презираемых. Родившись в эпоху имперской славы, писатель пережил бунты во имя освобождения. Народная любовь ему досталась не только за литературную деятельность, но и за отстаивание демократических ценностей и борьбу за республику. Лидер республиканизма займет весомое место в политике и пострадает из-за собственных убеждений.
Писатель-новатор должен был личным опытом выстрадать свой известный афоризм: "Если вы не имеете врагов, то вы ничего никогда не отстаивали". В первый творческий скандал теоретик французского романтизма попал во время постановки пьесы "Эрнани", вызвавшей баталии представителей старого и нового искусства. Запрещались к постановке и снимались с репертуара после премьеры его пьесы "Марион Делорм" и "Король играет" (показ последнего спектакля был возобновлен в "Комеди Франсез" лишь через полвека). Сам драматург в письме к главному редактору газеты Le National назвал запретительное решение правительства "неслыханным актом произвола".
Сюжетный конфликт во всех драмах Виктора Гюго строился на противостоянии титулованного деспота и бесправного плебея. В драме "Эрнани" таким изображено столкновение между изгнанником Эрнани и испанским королем доном Карлосом. В "Марион Делорм" по этой "технологии" описан поединок между безвестным юношей Дидье и могущественным министром Ришелье. А в пьесе "Король играет" антагонистами выступают властный счастливчик король Франциск и обиженный судьбой шут-горбун Трибуле. "Неурядицы делают человека человеком, а процветание создает монстров", - отмечал писатель.
Жизнь яют борьба
На рубеже 1820-30-х годов Виктор Гюго издал повести "Последний день осужденного на смерть" и "Клод Ге", где выразил протест против публичной казни. Первые зрелые работы автора в жанре художественной литературы отразили острое социальное сознание писателя и стали предвестниками романа-эпопеи Les Miserables ("Отверженные"). А первым историческим романом на французском языке стал легендарный Notre-Dame de Paris ("Собор Парижской Богоматери"). Произведение с героем-горбуном Квазимодо и его любимой красавицей-попрошайкой Эсмеральдой привлекло внимание к тому, что не принято было замечать: людей из социальных низов и величия старины.
И хоть автор удостаивался карикатур, где изображался с лозунгом "Безобразное - это красиво", своей цели писатель достиг. Известно, что изначально задачей романа было спасти главный готический собор Парижа: его городские власти собирались сносить или модернизировать. После популяризации этой темы Виктором Гюго во Франции и других европейских странах развернулось движение за сохранение исторической застройки, памятников архитектуры и старины. "Мы - дети собственных поступков, - говорил Гюго, - Наши действия могут сбросить нас в пропасть или вознести к небесам".
Виктор Гюго (1835г.)
В 1841 году писатель был избран во Французскую академию, через четыре года он получил звание пера, а после Февральской революции 1848 года был избран членом учредительного собрания. Основатель антирадикальной газеты L'Événement требовал всеобщего голосования, выступал против национальных мастерских, защищал свободу печати и отстаивал авторские права. Гюго лично сражался в 1851 году на баррикадах и спасался после поражения бегством в Бельгию, откуда его изгнали на Нормандские острова. В изгнании писатель выступал против Наполеона III и способствовал сбору средств для Гарибальди. По возвращении в 1870 году во Францию Виктор Гюго был избран в национальное собрание, но орган власти он вскоре покинул из протеста из-за заключения мира с Пруссией. В 1876 году писатель был избран сенатором. Со временем он получал письма на кратчайший адрес в Париже: "Виктору Гюго на его авеню".
Под запретом церкви
До 1959 года Виктор Гюго стоял в одном ряду с еретиками. Галилео Галилеем, Николаем Коперником и Джордано Бруно в перечне недопустимой литературы Index Librorum Prohibitorum. В 1834 году за рассуждения писателя антирелигиозного характера и сюжетную линию со святым отцом Фролло, который был готов нарушить обет безбрачия ради соблазнительной нищенки, Римско-католическая церковь внесла в "Индекс запрещенных книг" роман писателя "Собор Парижской Богоматери". За чтение, издание и распространение крамолы нарушителям грозило отлучение от церкви. Духовных цензоров возмутили строки о "криках пророка, который слышит гул освобождающегося человечества и предвидит время, когда разум поколеблет веру, свободная мысль сбросит с пьедестала религию, и мир стряхнет с себя иго Рима".
Второй роман "Отверженные" оказался в цензурном списке 1864 года. Писатель-республиканец, участвовавший в революции 1848 года, определял монархию как антипод свободы. Церковь установила, что враждебность писателя к единоличной власти распространяется и на короля, и на Папу Римского, а роман "Отверженные" писал сам Сатана. Возмущение клириков вызвало сравнение монашества с "чахоткой для цивилизации". Виктор Гюго сравнивал постриг с кастрацией и считал монастырское заключение "погребением душ заживо". Писатель говорил о "заключении умов" и "обет безмолвия" для неугодных.
От запретного списка II Ватиканский собор отказался в знак восстановления Католической церкви, которая сменила ориентацию с устаревших догм на реалии современного мира и взяла курс на модернизацию моральных и культурных ценностей. В частности, Виктор Гюго заставил Церковь признать, что атеизм "нередко содержит протест против господствующего в мире зла". Сам писатель видел решение проблем так: "Созданием Соединенных Штатов Европы мы достигнем преобразования духа завоеваний в дух открытий. На смену свирепому братству императоров придет благородное братство народов. Будущее - за родиной без границ, бюджетом без паразитизма, торговлей без таможни, образованием без дурмана, юностью без казармы, справедливостью без эшафота, плугом без меча, словом без кляпа, Богом без священника".
Виктор Гюго с политическими деятелями Франции.
C'est ла вие
Личную жизнь Виктора Гюго тоже простым не назовешь. После того, как у его жены Адель Фуше в 1832 году возникла пятилетняя связь с другом законного мужа - литературным критиком Шарлем Огюстеном де Сент-Бевом, - сам Гюго вступил в отношения с актрисой Жюльетт Друэ. Впоследствии все трое жили на острове Гернси, где жена и любовница искренне подружились.
Виктор Гюго и Адель Фуше
В браке с Адель у Виктора Гюго родилось пятеро детей, четверых из которых отец пережил: сын Леопольд умер в детстве, 19-летняя дочь Леопольдина утонула с мужем и членами его семьи во время речной прогулки на яхте, 44-летний сын Шарль умер от апоплектического удара, а сын-писатель Франсуа-Виктор в 45 лет умер от чахотки. Не менее драматичной оказалась и судьба младшей дочери - Адели: талантливая пианистка и красивая женщина сошла с ума из-за неразделенной любви к английскому офицеру. Ее жизнь закончилась в сумасшедшем доме, где после смерти 85-летней пациентки врачи нашли кучу неотправленных писем к любимому лейтенанту Альберту. Историю этой трагической любви экранизировал режиссер картины "История Адели Г." Франсуа Трюффо. Имя несчастной дочери Виктора Гюго обессмертили и психиатры: болезнь любовного безумия была названа "синдромом Адели".
Мало кто знает, что Виктор Гюго был еще и самобытным художником-графиком, который иллюстрировал собственные произведения. Он любил сопровождать написанное или сатирическими карикатурами, или мрачными пейзажами. Известно о почти 4000 рисунков писателя с фантастическими крепостями, бурными волнами стихии и тому подобное. Художественный талант Виктора Гюго унаследовали и его потомки - внук Жорж (сын Шарля Гюго), правнук Жан и праправнучка Мари (дочь Жана).
Похороны Виктора Гюго
Умер Виктор Гюго 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет. Писатель заранее отказался от похоронной службы, завещал 50 000 франков обездоленным и попросил доставить его на кладбище в катафалке для бедняков. Однако, выполнить последнюю волю прославленного француза властям не удалось: в последний путь его изъявили желание провести около миллиона человек, а церемонию похорон пришлось растянуть на 10 дней. В течение суток гроб с телом кумира французов стоял под Триумфальной аркой, задрапированной в траурный цвет. После громкого национального прощания прах писателя упокоился в Пантеоне.
Фото из открытых источников