Эрик Рат, профессор истории Канзасского университета, считает, что анонимный свиток "Иллюстрированная крысиная сказка" (Nezumi no sōshi emaki) является несколько иным, чем просто интересным артефактом.
Созданный между 1550 и 1650 годами н. э., этот документ хранится в коллекции Спенсера в Нью-Йоркской публичной библиотеке. На первый взгляд, свиток похож на историческую диковинку. На нем изображены крысы, которые готовят блюда к свадебному пиру, пишет Science Alert.
И хотя некоторые исследователи считают ранние японские иллюстрированные свитки предшественниками художественной формы манга, расцветшей в XX веке, эта конкретная история в картинках содержит ценную информацию о том, как готовили пищу в средневековой Японии.
Что еще увидел профессор Рат в крысиной сказке
"В средневековой и ранней современной Японии было написано немало историй о крысах, многие из них превратились в свитки с картинками, сочетающие иллюстрации с текстом", - отметил исследователь.
Но этот пример особенный тем, что здесь подробно изображены сцены приготовления пищи. Профессор Рат рассказал, что кроме этого документа существует только один свиток с картинками, на котором изображены кулинарные процессы того периода. "Поэтому, как историк еды, я хотел понять, чему я могу научиться у этой истории о крысах", - добавил он.
В японских традициях крысы занимают почетное место. Эти грызуны не были символом грязи и эпидемии, какими их изображает западная традиция. Они вызывали восхищение, ведь были умными и трудолюбивыми. Их отождествляли с богатством и удачей. В фольклорных источниках они часто приобретали человеческий облик и иногда становились участниками различных приключений.
В "Иллюстрированной крысиной сказке" король крыс хочет взять себе невесту-человека. Однако она не знает, что он крыса. Следовательно, он и его свита должны устроить своего рода маскарад и свадебный пир, достойный сегуна.
По словам профессора Рата, этот свиток предлагает интересный взгляд на политический и социальный климат тогдашней Японии. Причем, как отметил исследователь, сцена подготовки пира богата на изысканные культурные детали.
"То, как художники изобразили крыс, готовящихся к пиру, дает представление о разделении труда и рабочем процессе на кухне в элитных домах XVI века, в эпоху, когда других визуальных источников было очень мало", - заметил Эрик Рат.
"Мы узнаем, что специально обученные повара-мужчины (крысы) выполняли престижные задачи, такие как нарезка мяса, а работницы-женщины выполняли ручной труд, например, перемалывали рис на улице", - пояснил ученый.
У всех крыс есть роли и имена, и они носят одежду, указывающую на социальный статус. Те, кто имеет более низкий статус, одеты в простые мантии и пояса. Тогда как крысы высшего статуса носят более сложные наряды.
Они пьют саке и разговаривают, шутя над трудностями своей работы. Например, крыса, обрабатывающая лебедя, жалуется на прочность его костей. Также здесь можно увидеть реальных исторических личностей, таких как знаменитый чайный мастер Сен-но Рикю, которого также изобразили в виде крысы.
Интересным в этой истории является и то, что она позиционирует животных как производителей пищи, а не только как ее потребителей, сказал профессор Рат.
Превращение высокостатусного человеческого домохозяйства в стаю крыс позволило увидеть жизнь богатых людей того времени, о которой мало кто был осведомлен.
Показав, как крысы готовят еду, авторы сказки предложили тонкую иронию по отношению к тогдашней элите, не опасаясь возмездия со стороны человеческих правителей.
А чем, кстати, завершилась эта история крысиного перевоплощения? В конце концов, хитрость была разоблачена: нескольким крысам не удалось сохранить человеческий облик, и невеста обнаружила их обман.
Статью профессора Рата опубликовало издание Gastronomica: The Journal of Food and Culture.